Это пособие представляет собой горизонтальный круг из фанеры, на который
в вертикальных плоскостях устанавливаются два одинаковых квадранта
(рис. 43). Радиус квадрантов чуть меньше радиуса основного круга.
Вертикальные квадранты соединяются друг с другомпри помощи полоски
плотного коленкора, прочно приклеенного к тому и другому квадрантам.
Эти квадранты можно сделать из более тонкой фанеры или из хорошего
плотного картона (использовать переплет ненужной книги). Один из квадрантов
прикрепляется неподвижно к основному кругу и изображает плоскость
меридиана; другой, устанавливаемый под различными углами к неподвижному,
изображает круг высоты. Понятно, что двугранный угол между этими квадрантами
иллюстрирует азимут.
 |
Рис.43 |
На краю основного круга наносятся деления и отмечается точка юга;
делят также и дугу подвижного квадранта (0-90o). Прибор
должен быть наглядным, больших размеров, с крупными делениями и четкими
цифрами. В центре пособия прикрепляется цветной шнурок, натягиваемый
в направлении на воображаемое светило. Школьный опыт показал, что
объяснения учителя, применяющего это пособие, легко доходят до учащихся
и хорошо усваиваются ими.