Rambler's Top100Astronet    
  по текстам   по ключевым словам   в глоссарии   по сайтам   перевод   по каталогу
 

На первую страницу
Предыдущая  Вверх  Следующая 

3. Антирелигиозная работа.

Одна из основных задач астрономического кабинета - помощь в антирелигиозной работе. Строить "безрелигиозный" кабинет астрономии было бы большой, недопустимой ошибкой. Окружающая жизнь богата фактами, говорящими о необходимости упорной, планомерной и повседневной борьбу совсякими проявлениями идеализма и деизма, классовая сущность которых должна быть ясна каждому школьному работнику.

Враги по-своему умело ведут религиозную работу, они не откладывают ее, как некоторые из нас, от рождества до пасхи; они пользуются каждым случаем, чтобы напомнить о себе, подчеркнуть что-нибудь в своем духе, вызвать желательную им эмоцию у податливых людей. Вот, например, во время одного из последних солнечных затмений сектантский проповедник Пучков, стоя в толпе, наблюдавшей затмение, произнес: "Это глаз божий закрылся на колхозы". Кратко, к случаю, четко проведена своя классовая линия в надежде заметить сочувствие, завести знакомство, завербовать... Развивая антирелигиозную работу кабинета астрономии, нельзя забывать об этой злободневности и законсервироваться на избитых чудесах Иисуса Навина и небылицах сотворения мира в 6 дней.

Нужна работа, использующая последние номера антирелигиозных журналов и новинки антирелигиозной литературы. Все интересное, связанное с астрономией, необходимо извлекать из этой литературы, подвергать обработке для создания ценного иллюстративного материала, которым можно было бы пользоваться и на уроках, и на кружковых занятиях.

Форма подачи этого материала может быть самая разнообразная: фотоснимки с пояснительным текстом, самостоятельно подобранные красочные плакаты на те или иные антирелигиозные темы. Таких тем, имеющих отношение к астрономии, можно наметить очень много, например, "христианские праздники и связь их с астрономическими явлениями", "классовая сущность религии", "реакционный характер вмешательства религиозников в хозяйственную и общественную жизнь", "остатки диких суеверий" и т. п. Было бы очень желательно выпускать время от времени, каждый раз как новинку, род стенной газеты. Такая, постоянно освежаемая не только в отношении содержания, но и во внешнем оформлении, информация должна привлекать внимание гораздо больше, чем какой-нибудь запыленный анти-религиозный лозунг, давным давно повешенный на стене коридора или класса. Само собой разумеется, что история астрономии, частично история религиозных культов, факты жестокой борьбы церкви с новаторами в области астрономии, - все это должно быть отражено в пособиях кабинета. В правильно организованном кабинете астрономии у преподавателя всегда под рукой будет богатый антирелигиозный материал: копии документов, портреты, подбор цитат, различные иллюстрации и фотоснимки, макеты; полезными окажутся собрания рецензий, критических и руководящих статей и книг, дающих правильную установку и помогающих учителю занять верную позицию в идеологическом отношении.

При подборе всякого рода пособий астрономического кабинета, так же, как и при проработке астрономических тем, очень важно четко представлять себе основные идеологические позиции как враждебных нам представителей буржуазного мира, так и борющихся с ними материалистов-диалектиков. На этой теме придется остановиться несколько подробнее, ввиду исключительной важности этого выдвинутого требования, цель которого - придать всей работе кабинета астрономии то существенное качество, которое отличало бы его от кабинета старой дореволюционной школы.

Буржуазная астрономия имеет явно классовый партийный характер. В литературе буржуазных астрономов своеобразно отражается безысходность буржуазного общества. Отметим некоторые характерные черты этих враждебных нам установок:

  1. Идеализм и отрицание материализма. Утверждение, что материя исчезает и переходит в энергию, рассеивающуюся в пустоте Вселенной.
  2. Признание неизбежности конца Вселенной, который рисуется как высшая степень разрежения, неизменность и тепловая смерть.
  3. Чувство обреченности, глубокого пессимизма, ничтожества, зависимости.
  4. Проявление агностицизма и мистицизма, склонность к космической религии пантеистического характера.
  5. Допущение чуда нового творения мира и возрождения деградировавшей Вселенной. Признание творца. Явный деизм.
  6. Утверждение, что наука и религия не противоречат друг другу.
Понятно, что вся обстановка производственных процессов в буржуазных странах, все классовые противоречия гибнущего строя диктуют соответствующие настроения, страхи и толкают буржуазных идеологов к религии, которая нужна им и для того, чтобы помешать идеологическому и экономическому освобождению пролетариата, столь невыгодному для господствующего класса.

Всем этим враждебным тенденциям материалисты-диалектики должны противопоставить свою линию, свою партийность, свои положения, главнейшие черты которых следующие:

  1. Признание реального существования материальной Вселенной, вечной и бесконечной.
  2. Отрицание начала и конца Вселенной.
  3. Признание самодвижения материи, которая никогда не исчезает - меняется лишь форма ее движения.
  4. Исчезновение массы тел ни в каком случае не приравнивается к исчезновению материи.
  5. Допущение, что лучистая энергия и инертная масса как формы движения материи могут переходить одна в другую.
  6. Если эфир существует, он должен считаться материальным.
  7. Воинствующий атеизм. Отрицание творца и всяких религиозных тенденций пантеистического, космического и мистического характера.
  8. Признание существующих космогонических гипотез лишь начальными попытками приближения к истине в области космогонии.
  9. Оптимизм. Уверенность в неограниченных возможностях познания Вселенной и неограниченном, бурном развитии техники, которая позволит в будущем в невиданных формах использовать свойства природы.
  10. Утверждение, что борьба с религией, являющейся одним из орудий угнетения трудящихся, должна вестись не только книжно и словесно, но, главным образом, путем перестройки общества. Только революционная борьба за социализм и коммунизм способна избавить людей от дурманящего влияния всех этих религиозных тенденций.
Это признание, что астрономия как наука должна не только познавать мир, но и практически участвовать в его перестройке, очень важно; частично астрономия и делает это, когда ведет службу времени, помогает экспедициям определять географическую широту и долготу, работает на оборону страны, исследует способы использования солнечной энергии, разрабатывает условия междупланетных путешествий; в этой области для астрономии открываются действительно космические возможности.

В соответствии с этими характерными чертами двух враждебных идеологий надо будет подбирать и создавать различные пособия для астрономического кабинета, которые иллюстрировали бы непримиримую борьбу этих идеологий и показывали классовую подоплеку, реакционность и лживость в высказываниях религиозников как в прошлом, так и в настоящем.

При этом следует заметить, что для антирелигиозной работы не так важны самые пособия, как важна трактовка, характер объяснения, антирелигиозная убежденность самого учителя, искреннего и глубоко образованного диалектика-материалиста.

Из пособий, имеющих значение для антирелигиозной работы, можно указать такие (этим списком, однако, далеко не исчерпывается обширная тематика антирелигиозных пособий по астрономии):

  1. Картины или макеты, изображающие Вселенную в представлении древних народов - вавилонян (халдеев), индусов, египтян, греков, римлян и др.
  2. Картины или макеты, изображающие Вселенную в представлении христиан (К. Индикоплава, VI век, Ламберт, XII век и др.).
  3. Изображение системы Птолемея с жилищем блаженных.
  4. Картины, изображающие разгром Великой Александрийской академии в 415 году христианами под руководством причисленного к лику святых Кирилла, когда были сожжены 700 000 рукописей знаменитой Александрийской библиотеки и убита замечательная женщина того времени Гипатия, прославившаяся научными и философскими трудами.
  5. Плакат, иллюстрирующий взгляды Коперника и Бруно на строение солнечной системы и мира.
  6. Картина или макет, изображающий сожжение Дж. Бруно.
  7. Плакат: сожжение еретических, противоцерковных книг в средние века (с картины Берругетте) и рядом - репродукции из журналов, изображающие сожжение книг в Германии фашистами с перечнем авторов сожженных книг.
  8. Картина, изображающая процесс Галилея. (Между прочим, утверждение, что Галилей в конце процесса сказал: "а все-таки она вертится" - исторически недостоверно, и лучше избегать этого характера трактовки как на словах, так и в картине.)
  9. Текст обвинительного акта процесса Галилея и текст его отречения.
  10. Церковный собор в Саламанке, осмеивающий Колумба, за проект морского пути в Индию и за взгляд, что Земля шаровидна.
  11. Отзывы Лютера, Меланхтона, епископа Пизанского и православных попов о Копернике.
  12. Плакат, иллюстрирующий отражение монархизма в системе Тихо Браге. (Смотри "Астрономию безбожника" Н. Каменыцикова.)
  13. Снимок с маятника Фуко в б. Исаакиевском соборе, теперь Антирелигиозном музее в Ленинграде.
  14. Астрологические свойства планет (чертеж гороскопа, составленного Кеплером для Валленштейна).
  15. Чертеж, относящийся к посвящению дней недели различным богам (семилучевая звезда - "семиструнник" астрологов).
  16. Картины, изображающие богопочитание Солнца, а также праздники, связанные с астрономическими явлениями.
  17. Картины или плакаты, иллюстрирующие суеверия и обычаи, относящиеся к затмениям, кометам.
  18. Плакат, относящийся к установлению календаря и роли жрецов в этом деле.
  19. Материалы, относящиеся к роли синода и царя во время попыток ввести Григорианский календарь в России ц рядом - декрет Советского правительства о введении нового стиля.
  20. Копии документов, относящихся к переписке советских астрономов с Ватиканом.
  21. Цитаты из произведений Маркса, Энгельса и Ленина, относящиеся к религиозному вопросу и к диалектическому материализму. Эти цитаты лучше всего связать с иллюстративным материалом таблиц и плакатов.
Соответствующий этим темам иллюстрационный материал частично можно найти в антирелигиозной литературе, указанной в библиографической части этой книги.



Предыдущая  Вверх  Следующая 
Публикации с ключевыми словами: астрономическое образование
Публикации со словами: астрономическое образование
См. также:
Все публикации на ту же тему >>

Оценка: 3.0 [голосов: 129]
 
О рейтинге
Версия для печати Распечатать

Астрометрия - Астрономические инструменты - Астрономическое образование - Астрофизика - История астрономии - Космонавтика, исследование космоса - Любительская астрономия - Планеты и Солнечная система - Солнце


Астронет | Научная сеть | ГАИШ МГУ | Поиск по МГУ | О проекте | Авторам

Комментарии, вопросы? Пишите: info@astronet.ru или сюда

Rambler's Top100 Яндекс цитирования