3. Антирелигиозная работа.
Одна из основных задач астрономического кабинета - помощь в антирелигиозной
работе. Строить "безрелигиозный" кабинет астрономии было бы большой,
недопустимой ошибкой. Окружающая жизнь богата фактами, говорящими
о необходимости упорной, планомерной и повседневной борьбу совсякими
проявлениями идеализма и деизма, классовая сущность которых должна
быть ясна каждому школьному работнику.
Враги по-своему умело ведут религиозную работу, они не откладывают
ее, как некоторые из нас, от рождества до пасхи; они пользуются каждым
случаем, чтобы напомнить о себе, подчеркнуть что-нибудь в своем духе,
вызвать желательную им эмоцию у податливых людей. Вот, например, во
время одного из последних солнечных затмений сектантский проповедник
Пучков, стоя в толпе, наблюдавшей затмение, произнес: "Это глаз божий
закрылся на колхозы". Кратко, к случаю, четко проведена своя классовая
линия в надежде заметить сочувствие, завести знакомство, завербовать...
Развивая антирелигиозную работу кабинета астрономии, нельзя забывать
об этой злободневности и законсервироваться на избитых чудесах Иисуса
Навина и небылицах сотворения мира в 6 дней.
Нужна работа, использующая последние номера антирелигиозных журналов
и новинки антирелигиозной литературы. Все интересное, связанное с
астрономией, необходимо извлекать из этой литературы, подвергать обработке
для создания ценного иллюстративного материала, которым можно было
бы пользоваться и на уроках, и на кружковых занятиях.
Форма подачи этого материала может быть самая разнообразная: фотоснимки
с пояснительным текстом, самостоятельно подобранные красочные плакаты
на те или иные антирелигиозные темы. Таких тем, имеющих отношение
к астрономии, можно наметить очень много, например, "христианские
праздники и связь их с астрономическими явлениями", "классовая сущность
религии", "реакционный характер вмешательства религиозников в хозяйственную
и общественную жизнь", "остатки диких суеверий" и т. п. Было бы
очень желательно выпускать время от времени, каждый раз как новинку,
род стенной газеты. Такая, постоянно освежаемая не только в отношении
содержания, но и во внешнем оформлении, информация должна привлекать
внимание гораздо больше, чем какой-нибудь запыленный анти-религиозный
лозунг, давным давно повешенный на стене коридора или класса. Само
собой разумеется, что история астрономии, частично история религиозных
культов, факты жестокой борьбы церкви с новаторами в области астрономии,
- все это должно быть отражено в пособиях кабинета. В правильно организованном
кабинете астрономии у преподавателя всегда под рукой будет богатый
антирелигиозный материал: копии документов, портреты, подбор цитат,
различные иллюстрации и фотоснимки, макеты; полезными окажутся собрания
рецензий, критических и руководящих статей и книг, дающих правильную
установку и помогающих учителю занять верную позицию в идеологическом
отношении.
При подборе всякого рода пособий астрономического кабинета, так же,
как и при проработке астрономических тем, очень важно четко представлять
себе основные идеологические позиции как враждебных нам представителей
буржуазного мира, так и борющихся с ними материалистов-диалектиков.
На этой теме придется остановиться несколько подробнее, ввиду исключительной
важности этого выдвинутого требования, цель которого - придать всей
работе кабинета астрономии то существенное качество, которое отличало
бы его от кабинета старой дореволюционной школы.
Буржуазная астрономия имеет явно классовый партийный характер. В литературе
буржуазных астрономов своеобразно отражается безысходность буржуазного
общества. Отметим некоторые характерные черты этих враждебных нам
установок:
- Идеализм и отрицание материализма. Утверждение, что материя исчезает
и переходит в энергию, рассеивающуюся в пустоте Вселенной.
- Признание неизбежности конца Вселенной, который рисуется как высшая
степень разрежения, неизменность и тепловая смерть.
- Чувство обреченности, глубокого пессимизма, ничтожества, зависимости.
- Проявление агностицизма и мистицизма, склонность к космической религии
пантеистического характера.
- Допущение чуда нового творения мира и возрождения деградировавшей
Вселенной. Признание творца. Явный деизм.
- Утверждение, что наука и религия не противоречат друг другу.
Понятно, что вся обстановка производственных процессов в буржуазных
странах, все классовые противоречия гибнущего строя диктуют соответствующие
настроения, страхи и толкают буржуазных идеологов к религии, которая
нужна им и для того, чтобы помешать идеологическому и экономическому
освобождению пролетариата, столь невыгодному для господствующего класса.
Всем этим враждебным тенденциям материалисты-диалектики должны противопоставить
свою линию, свою партийность, свои положения, главнейшие черты которых
следующие:
- Признание реального существования материальной Вселенной, вечной и
бесконечной.
- Отрицание начала и конца Вселенной.
- Признание самодвижения материи, которая никогда не исчезает - меняется
лишь форма ее движения.
- Исчезновение массы тел ни в каком случае не приравнивается к исчезновению
материи.
- Допущение, что лучистая энергия и инертная масса как формы движения
материи могут переходить одна в другую.
- Если эфир существует, он должен считаться материальным.
- Воинствующий атеизм. Отрицание творца и всяких религиозных тенденций
пантеистического, космического и мистического характера.
- Признание существующих космогонических гипотез лишь начальными попытками
приближения к истине в области космогонии.
- Оптимизм. Уверенность в неограниченных возможностях познания Вселенной
и неограниченном, бурном развитии техники, которая позволит в будущем
в невиданных формах использовать свойства природы.
- Утверждение, что борьба с религией, являющейся одним из орудий угнетения
трудящихся, должна вестись не только книжно и словесно, но, главным
образом, путем перестройки общества. Только революционная борьба за
социализм и коммунизм способна избавить людей от дурманящего влияния
всех этих религиозных тенденций.
Это признание, что астрономия как наука должна не только познавать
мир, но и практически участвовать в его перестройке, очень важно;
частично астрономия и делает это, когда ведет службу времени, помогает
экспедициям определять географическую широту и долготу, работает на
оборону страны, исследует способы использования солнечной энергии,
разрабатывает условия междупланетных путешествий; в этой области для
астрономии открываются действительно космические возможности.
В соответствии с этими характерными чертами двух враждебных идеологий
надо будет подбирать и создавать различные пособия для астрономического
кабинета, которые иллюстрировали бы непримиримую борьбу этих идеологий
и показывали классовую подоплеку, реакционность и лживость в высказываниях
религиозников как в прошлом, так и в настоящем.
При этом следует заметить, что для антирелигиозной работы не так важны
самые пособия, как важна трактовка, характер объяснения, антирелигиозная
убежденность самого учителя, искреннего и глубоко образованного диалектика-материалиста.
Из пособий, имеющих значение для антирелигиозной работы, можно указать
такие (этим списком, однако, далеко не исчерпывается обширная тематика
антирелигиозных пособий по астрономии):
- Картины или макеты, изображающие Вселенную в представлении древних
народов - вавилонян (халдеев), индусов, египтян, греков, римлян и
др.
- Картины или макеты, изображающие Вселенную в представлении христиан
(К. Индикоплава, VI век, Ламберт, XII век и др.).
- Изображение системы Птолемея с жилищем блаженных.
- Картины, изображающие разгром Великой Александрийской академии в 415
году христианами под руководством причисленного к лику святых Кирилла,
когда были сожжены 700 000 рукописей знаменитой Александрийской библиотеки
и убита замечательная женщина того времени Гипатия, прославившаяся
научными и философскими трудами.
- Плакат, иллюстрирующий взгляды Коперника и Бруно на строение солнечной
системы и мира.
- Картина или макет, изображающий сожжение Дж. Бруно.
- Плакат: сожжение еретических, противоцерковных книг в средние века
(с картины Берругетте) и рядом - репродукции из журналов, изображающие
сожжение книг в Германии фашистами с перечнем авторов сожженных книг.
- Картина, изображающая процесс Галилея. (Между прочим, утверждение,
что Галилей в конце процесса сказал: "а все-таки она вертится" -
исторически недостоверно, и лучше избегать этого характера трактовки
как на словах, так и в картине.)
- Текст обвинительного акта процесса Галилея и текст его отречения.
- Церковный собор в Саламанке, осмеивающий Колумба, за проект морского
пути в Индию и за взгляд, что Земля шаровидна.
- Отзывы Лютера, Меланхтона, епископа Пизанского и православных попов
о Копернике.
- Плакат, иллюстрирующий отражение монархизма в системе Тихо Браге.
(Смотри "Астрономию безбожника" Н. Каменыцикова.)
- Снимок с маятника Фуко в б. Исаакиевском соборе, теперь Антирелигиозном
музее в Ленинграде.
- Астрологические свойства планет (чертеж гороскопа, составленного Кеплером
для Валленштейна).
- Чертеж, относящийся к посвящению дней недели различным богам (семилучевая
звезда - "семиструнник" астрологов).
- Картины, изображающие богопочитание Солнца, а также праздники, связанные
с астрономическими явлениями.
- Картины или плакаты, иллюстрирующие суеверия и обычаи, относящиеся
к затмениям, кометам.
- Плакат, относящийся к установлению календаря и роли жрецов в этом
деле.
- Материалы, относящиеся к роли синода и царя во время попыток ввести
Григорианский календарь в России ц рядом - декрет Советского правительства
о введении нового стиля.
- Копии документов, относящихся к переписке советских астрономов с Ватиканом.
- Цитаты из произведений Маркса, Энгельса и Ленина, относящиеся к религиозному
вопросу и к диалектическому материализму. Эти цитаты лучше всего связать
с иллюстративным материалом таблиц и плакатов.
Соответствующий этим темам иллюстрационный материал частично можно
найти в антирелигиозной литературе, указанной в библиографической
части этой книги.
|