Современная астрономия и методика ее преподавания
<< Предыдущая |
Новые технологии в преподавании астрономии
Шохина И.В.
учитель физики гимназии №4 г.
Пятигорска
Е-mail: john@terrainfo.ru
I. 1992 год - страна охвачена ветром перемен. Новое повсюду, оно надвигается стремительно, неотвратимо и даже в такую традиционно консервативную систему, как система народного образования стали проникать струи свежего дыхания нового. У педагога появилась свобода творческого выбора, появилась возможность передать детям то, что он считает нужным, на что он способен. Не все оказалось ценным и значимым. Теперь, по прошествии десяти лет, прошла первая эйфория, первый восторг и ушло все временное и наносное, а вот те зерна истинного, что зародились тогда, проросли и дали свои плоды. Думаю, что резко возросшее тогда среди педагогов, стремление формировать Личность с самых юных лет и привело к созданию новых технологий, методик преподавания, к появлению совершенно новых курсов в школьном образовании и даже в самой незыблемой его структуре - в начальной школе.
Я работаю в гимназии № 4 города Пятигорска. В одной только нашей школе появились сразу несколько новых курсов: "Культура общения", "Исторический портрет", "История религии", "Краеведение", "Астрономия для малышей". Автором последнего являюсь я, и о нем хочу рассказать.
II. Второклассники, дети 8-9 лет уже показывают довольно стабильный интерес к предмету, проявляют инициативу, с удовольствие отвечают на вопросы. Но где же взять время, чтобы поставить урок астрономии в учебный план второго класса? Нужно какой-то урок убрать, но как возместить потерянное? Вот здесь и возникает необходимость применения таких методических приемов, таких технологий, чтобы при обучении астрономии ребенок учился и читать, и говорить, и сочинять, и задавать вопросы, и логически мыслить (разгадывать ребусы, составлять кроссворды), и работать руками (рисовать, конструировать, вышивать, лепить), восполняя недополученное на других уроках.
Курс "Астрономия для малышей" рассчитан на два учебных года и предназначен для учащихся 2-3 классов. Предполагается, что урок астрономии проводится 1 раз в неделю, т.е. 34 часа в год. Весь курс рассчитан на 68 часов и охватывает практически все разделы астрономии, изучаемые в школе.
III. Преподавание астрономии в младших классах в корне отличается от преподавания в старших классах. Поэтому при методическом построении данного курса разрабатывались нетрадиционные формы изложения нового материала, закрепления и контроля знаний. Были созданы уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-путешествия, уроки-сказки, уроки-исследования, уроки-телепередачи, уроки-спектакли и др. Для закрепления знаний в качестве элементов урока использовались и ролевые игры, и игры-загадки, например:
1) "Узнай созвездие": а) по рисунку из
ярких звезд; б) по фотографии со старинной
карты звездного неба; в) по легенде без имен;
г) с помощью ребуса;
2) игра "Наведи порядок среди звезд" -
здесь необходимо устранить путаницу среди
четырех звездочек, которые расположились
произвольно, а надо их поставить согласно
возрастанию поверхностной температуры;
3) игра "Помоги принцессе звездного
царства", которая подробно описана в
газете "Первое сентября" (приложение
"Физика" №2 за 2002 г);
4) игра "В гостях у Гнома-астронома
Канопуса" - это игра с домашним заданием.
Так как Канопус гном-астроном, он может
раскрыть детям неведомые тайны, взять их с
собой в полет по звездному небу, на другие
планеты, к другим звездам и даже галактикам.
Здесь дети приносят в класс информацию о
последних новостях астрономии, которую они
добывают сами из сообщений средств
массовой информации и др.
Далее рассматриваются возможные способы изложения нового материала. Дети в этом возрасте эмоционально восприимчивые, и учитель может подарить им чудо. На уроке, когда впервые упоминается о цвете звезд, когда закладывается фундамент для восприятия темы "Температура и цвет звезд", можно использовать богатое воображение ребят. Например, учитель предлагает детям закрыть глаза и представить Звездное небо, а затем поделиться увиденным с классом. Если педагог при этом произносит соответствующий текст, помогающий настроиться и "увидеть" картину звездного неба, то результаты превосходят все ожидания. После 30 секунд тишины учитель разрешает вернуться из далекого путешествия. И оказывается, что дети видели разноцветные звезды. Обсуждая увиденное, объединяем все оттенки. Таким образом, на этом этапе мы договариваемся оставить в памяти четыре основных цвета звезд: красноватые, желтоватые, белые, голубоватые. Уже на следующем уроке пытаемся выяснить от чего же зависит цвет звезд. Опять привлекаем фантазию, память, жизненный опыт. Теперь помогает волшебная печь, которая указывает значения температур поверхностей звезд разных цветов. Причем уже десятый год подряд дети безошибочно указывают последовательность цветов в порядке возрастания температур от красного к голубому; остается лишь "посмотреть" на индикаторе волшебной печи значения соответствующей температуры.
При изучении созвездий появляется возможность приобщить ребят к общемировой культуре через мифы и легенды древней Греции. Именно эти знаменитые мифы лежали в основе западноевропейской культуры и до сих пор вдохновляют писателей, поэтов, художников, режиссеров, архитекторов, ученых. Знание легенд и мифов значительно облегчает распознание самих созвездий при наблюдениях, а это в свою очередь усиливает интерес к астрономии в целом, развивает способности к наблюдениям. Кроме вышесказанного, мифы помогают решать величайшую задачу, стоящую сейчас перед каждым педагогом: "Возрождать духовный и интеллектуальный потенциал России, поддерживать, развивать, расширять их рост в каждом ребенке". При изучении созвездий Цефей, Кассиопея, Андромеда, Персей, Кит, Пегас, объединенных общей историей, непременно упоминается тот факт, что гений русской поэзии А.С. Пушкин для своей сказки о царе Солтане взял элемент мифа о Персее, а в Эрмитаже можно полюбоваться несравненным творением Рембрандта "Даная".
Хочу отметить, что у детей вызывает восторг тот факт, что они молниеносно способны ответить на астрономические вопросы, звучащие в известных и популярных телевизионных играх. В разное время использовались такие вопросы, как:
1. Какого цвета звезды самые горячие? (Ответ:
голубоватые, Т=30-50 тыс. К).
2. Имя кормилицы Зевса? (Амалфея).
3. Каким образом Зевс проник к Данае? (в виде
золотого дождя).
4. Ближайшая к Солнцу звезда? (Проксима из
тройной системы a Центавра).
5. К какому классу звезд относится Солнце? (к
желтым карликам) и др.
Это навело на мысль о возможности проведения игр, подобных телевизионным, для проведения контроля знаний. Например, в заключение курса в плане идет урок "Заключение и прощание". Этот урок можно провести в форме игры "О Счастливчик". Можно объединить два класса, но можно провести и в одном. Игра проводится с рекламными паузами на астрономические темы.
А вот еще способ контроля - он возможен после любой пройденной темы. Например "Зодиакальные созвездия". Командное соревнование:
1. Разминка для всех по общим вопросам (их
должно быть не очень много, это
подготовительные вопросы).
2. Работа с карточками (молчанка).
3. Игра на внимание: ведущий в быстром темпе
называет 7 созвездий; если созвездие
зодиакальное - ученики поднимают руку, если
нет - рука покоится.
На все три этапа разминки уходит 10 минут. Затем идет собственно соревнование. На вопрос отвечает любой член команды письменно, некоторые вопросы предполагают участие всех по очереди. Проверка идет после каждого конкурса, запись результатов производится на доске. Учитывается скорость и правильность выполнения. За невнимательность или повторяемость минусуются баллы. Отдельные моменты этого урока можно использовать, как самостоятельные на предыдущих и последующих уроках.
А вот пример урока совершенно иного типа. Учитель ставит перед собой задачу: "Дети должны забыть, что их проверяют, что их оценивают". Процесс контроля должен стать интересным, даже увлекательным. Итак, задача поставлена. Классная комната превращается в зрительный зал, а "лобное место" у доски - в сцену. Исчезли ученики - появились артисты.
На сцене мудрый профессор Знайкин, готовый ответить на любые вопросы, и хитрый, изворотливый, поражающий зрителей своими превосходными знаниями Незнайка. Его каверзные вопросы порой ставят в тупик мудреца-профессора, но на помощь расстроенному профессору приходят ассистенты из зала, желающие достичь профессорского уровня (Знайкиным звание профессора было заработано в тяжелой борьбе на предыдущих занятиях). Игра достигает кульминации. Незнайка не желает сдаваться и у него тоже находится немало сторонников среди зрителей. Вопросы становятся все глубже, все тоньше. И в этом соревновании нет проигравших. Ребята показывают не только знание астрономии, но и умение задавать вопросы.
А после изучения темы "Солнечная система" очень удачно проходит урок-путешествие по Солнечной системе на корабле "Звездный странник", в котором все ученики класса становятся членами экипажа и где на каждом шагу корабль подстерегают опасности, и от знаний каждого члена экипажа зависит судьба всего корабля. После изучения темы "Солнце" ребятам предлагается написать небольшое сочинение о Солнце в любом жанре. Это может быть детектив, сказка, фантастика, научное исследование, киносценарий или рассказ, но обязательно строгое выполнение одного условия. В этом сочинении обязательно должна присутствовать вся информация о Солнце, полученная на предыдущих 4-х уроках. Все необходимые записи есть в тетрадях детей.
На уроке контроля знаний ребята не только демонстрируют знание предмета, но и творческий подход к применению полученной информации.
Программа, тематическое планирование, разработки всех типов уроков, упомянутых в данном докладе, а также методические разработки, не затронутые в нем, имеются у автора.
<< Предыдущая |
Публикации с ключевыми словами:
астрономия - ВУЗ - конференции - курс астрономии - дидактика - дидактический материал
Публикации со словами: астрономия - ВУЗ - конференции - курс астрономии - дидактика - дидактический материал | |
См. также:
Все публикации на ту же тему >> |