Rambler's Top100Astronet    
  по текстам   по ключевым словам   в глоссарии   по сайтам   перевод   по каталогу
 

На первую страницу Методика преподавания астрономии
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Методика проведения 2 урока
 "Основы сферической астрономии"

Цель урока: формирование системы основных понятий сферической астрономии.

Задачи обучения:
Общеобразовательные
: формирование понятий:
- о космических явлениях: обращении Земли вокруг Солнца, вращении Земли вокруг своей оси и о прецессии земной оси и о следствиях вышеперечисленных космических явлений - небесных явлениях: смене дня и ночи, восходе, заходе, суточном и годичном видимом движении и кульминациях светил (Солнца и звезд) и об условиях видимости светил в различных регионах Земли;
- о небесной сфере, основных ее кругах, линиях и точках (зените, надире, математическом горизонте, оси мира, полюсах мира, небесном экваторе, небесном меридиане, суточных параллелях, эклиптике, точках весеннего и осеннего равноденствий и летнего и зимнего солнцестояний) и о созвездиях;
- об астрономических методах ориентации на местности по Солнцу.

Воспитательные: формирование научного мировоззрения в ходе знакомства с историей человеческого познания и объяснения повседневно наблюдаемых небесных явлений; борьба с астрологическими предрассудками; политехническое и трудовое воспитание в ходе изложения материала о практических способах применения астрометрических знаний.

Развивающие: формирование умений выполнять упражнения на применение основных формул сферической астрономии при решении расчетных задач и применять подвижную карту звездного неба, звездные атласы, справочники и Астрономический календарь для определения положения и условий видимости небесных светил и протекания небесных явлений.

Ученики должны знать:

- причины повседневно наблюдаемых небесных явлений, порожденных вращением Земли вокруг своей оси (смена дня и ночи, восход, заход, видимое суточное движение и кульминации светил) и порожденных обращением Земли вокруг Солнца (смена времен года, видимое годичное движение светил; изменение полуденной высоты Солнца над горизонтом в течение года; видимое перемещение Солнца по эклиптике в течение года; изменение продолжительности светового времени суток в течение года) и об условиях видимости светил в различных регионах Земли;
- основные понятия сферической астрономии: созвездие; небесная сфера и ее главные плоскости, линии и точки (математический горизонт, зенит и надир, ось мира, полюса мира, небесный экватор, небесный меридиан; эклиптика, точки весеннего и осеннего равноденствий, летнего и зимнего солнцестояний); истинные полдень и полночь;
- основные понятия практической астрометрии: теорему о высоте полюса мира над горизонтом;
- астрономические величины: число созвездий, названия зодиакальных и наиболее заметных созвездий; даты равноденствий и солнцестояний, угол наклона эклиптики к экватору; число звезд, видимых невооруженным глазом.

Ученики должны уметь:

- использовать обобщенный план для изучения космических и небесных явлений;
- использовать звездные атласы, подвижную карту звездного неба и Астрономические календари и справочники для определения: 1) времени восхода, кульминации и захода светил; 2) времени прохождения созвездия через местный меридиан для конкретной даты; 3) периода видимости светила или созвездия в данном месте в заданный момент времени; 4) созвездия, в котором находится Солнце в определенный день и приблизительных координат Солнца; 5) продолжительности дня и ночи для любой даты; 6) времени пребывания Солнца в том или ином зодиакальном созвездии;
- ориентироваться на местности по Солнцу.

Наглядные пособия и демонстрации:

Фрагменты из серии слайд-фильмов "Иллюстрированная астрономия": "Звездное небо".

Диафильмы "Звездное небо"; "Видимое движение небесных светил".

Приборы и инструменты: модель небесной сферы; настенная карта звездного неба; небесный глобус; подвижные карты звездного неба (у каждого ученика); атлас звездного неба А.А. Михайлова; Астрономический календарь на данный год; рисунки и фотографии созвездий; географический глобус; теллурий; высотомер, школьный теодолит.

Задание на дом:

1) Изучить материала учебников:

- Б.А. Воронцов-Вельяминова: §§ 3(1-3); 4 (1-2); 5;упражнения: 1 (1-3), 4 (1-3); задание 3 (1).
- Е.П. Левитана: §§ 2; 3(1); 4 (2); вопросы-задания: 2 (1-4); 3; 4 (3-6).
- А.В. Засова, Э.В. Кононовича: §§ 2; 4 (2); упражнения 2.5, 2.6

2) Выполнить задания из сборника задач Воронцова-Вельяминова Б.А. [28]: 31; 44; 51; 67.

План урока

Этапы урока

Содержание

Методы изложения

Время, мин

1

Проверка знаний и актуализация

Фронтальный опрос, беседа

5

2

Изложение нового материала по теме "Небесная сфера: основные круги, линии и точки. Созвездия"

Лекция

10-12

3

Изложение нового материала по теме: "Движение небесных светил. Условия наблюдения небесных светил и явлений"

Лекция

10-12

4

Знакомство школьников с методами ориентации на местности по Солнцу и явлением прецессии

Рассказ учителя

5-7

5

Работа над таблицей "Космические и небесные явления"

Самостоятельная работа

5-7

6

Закрепление изученного материала. Решение задач

Работа у доски, самостоятельное решение задач в тетради

5-7

7

Обобщение пройденного материала, подведение итогов урока, домашнее задание 

3

Методика изложения материала

В начале урока следует провести проверку знаний, приобретенных на прошлом уроке, актуализируя предназначенный к изучению материал вопросами:

1. Что такое астрометрия? Какие разделы астрометрии вы знаете? Что они изучают?
2. Как развивалась астрометрия? Какие ученые внесли наибольший вклад в ее развитие?
3. Как применяются людьми знания по астрометрии?
4. Какие угломерные инструменты вы знаете? Как они устроены и для чего предназначены?
5. Какие явления природы мы называем космическими явлениями? Небесными явлениями?
6. Какие небесные явления возникают вследствие космических явлений: а) вращения Земли вокруг своей оси; б) обращения Луны вокруг Земли? в) обращения Земли вокруг Солнца?
7. Как доказать, что: а) Земля круглая? б) Земля вращается вокруг своей оси? в) Земля обращается вокруг Солнца?

На первом этапе урока в форме лекции излагается материал "Небесная сфера: основные круги, линии и точки. Созвездия". Положение основных плоскостей, линий и точек небесной сферы указывается на соответствующих схемах (рис. 15-17), выполняемых учителем по мере изложения материала на доске (желательно цветными мелками) и на модели небесной сферы. Демонстрационная настенная карта звездного неба используется при формировании понятия созвездия, блеска небесных светил и, далее, при решении некоторых задач у доски. Ученики должны понимать, что небесная сфера является воображаемой и вводится как вспомогательное понятие, облегчающее определение положения и условий видимости небесных светил и нанесения их на звездную карту. Поскольку радиус Земли ничтожно мал по сравнению с размерами небесной сферы, мы можем в зависимости от целей решаемой нами задачи поместить в ее центр любую точку земной поверхности, центр Земли, всю Землю как материальную точку или Солнце (поэтому понятие небесной сферы находит свое применение в космонавтике для описания видимого движения ИСЗ и других КЛА).

Понятие "созвездие" следует формировать вслед за изучением материала об основных линиях и точках небесной сферы, с выполнением практического задания по изготовлению модели созвездия (см. задания к параграфу). Ученики должны понимать, что созвездие – это не " фигура из звезд", а участок небесной сферы со строго определенными границами и объекты созвездия физически никак не связаны между собой. Нужно сообщить им правила обозначения звезд греческими и латинскими буквами в каждом из созвездий и собственных именах наиболее ярких звезд.

При формировании понятий эклиптики и зодиака нужно оговорить, что эклиптика является проекцией плоскости земной орбиты на небесную сферу. По причине обращения планет вокруг Солнца почти в одной плоскости их видимое движение на небесной сфере будет осуществляться вдоль и вблизи эклиптики с переменной угловой скоростью и периодическим изменением направления движения.

1. Основные круги, линии и точки небесной сферы

Небесные светила - проекции космических тел на небесную сферу.

Благодаря огромной удаленности от Земли небесные светила кажутся находящимися на одинаковом расстоянии от наблюдателя. Необходимость объяснения видимого движения и определения положения светил привела к возникновению понятия небесной сферы.

Небесной сферой называется воображаемая вспомогательная сфера произвольного радиуса, на которую проецируются Небесной сферой называется воображаемая вспомогательная сфера произвольного радиуса, на которую проецируются все светила так, как их видит наблюдатель в определенный момент времени из определенной точки пространства.

Рис. 15. Небесная сфера
"каноническое" изображение
в плоскости небесного
меридиана;

Точки пересечения небесной сферы с отвесной линией, проходящей через ее центр, называются: верхняя точка - зенитом (z), нижняя точка - надиром (z¢ ). Большой круг небесной сферы, плоскость которого перпендикулярна к отвесной линии, называется математическим, или истинным горизонтом (рис. 15).

Десятки тысяч лет назад было замечено, что видимое вращение сферы происходит вокруг некоей невидимой оси. На самом деле видимое вращение неба с востока на запад является следствием вращения Земли с запада на восток. 

Диаметр небесной сферы, вокруг которого происходит ее вращение, называется осью мира. Ось мира совпадает с осью вращения Земли. Точки пересечения оси мира с небесной сферой называются полюсами мира (рис. 16).

Рис. 16. Небесная сфера: геометрически правильное
изображение в ортогональной проекции

Угол наклона оси мира к плоскости математического горизонта (высота полюса мира) равен углу географической широты местности.

Большой круг небесной сферы, плоскость которого перпендикулярна к оси мира, называется небесным экватором (QQ¢).

Большая окружность, проходящая через полюса мира и зенит, называется небесным меридианом (PNQ¢ Z¢ P¢ SQZ).

Плоскость небесного меридиана пересекается с плоскостью математического горизонта по прямой полуденной линии, которая пересекается с небесной сферой в двух точках: севера (N) и юга (S).

Небесная сфера разбита на 88 созвездий, различающихся по площади, составу, структуре (конфигурации ярких звезд, образующих основной узор созвездия) и другим особенностям.

Созвездие – основная структурная единица разделения звездного неба – участок небесной сферы в строго определенных границах. В состав созвездия включаются все светила - проекции любых космических объектов (Солнца, Луны, планет, звезд, галактик и т.д.), наблюдаемых в данный момент времени на данном участке небесной сферы. Хотя положение отдельных светил на небесной сфере (Солнца, Луны, планет и даже звезд) изменяется со временем, взаимное положение созвездий на небесной сфере остается постоянным.

Северный полюс мира находится в созвездии Малой Медведицы, в 0,51њ от звезды a Малой Медведицы, называемой "Полярная звезда". Южный полюс мира находится в малозаметном созвездии Октанта. Близость Полярной звезды к Северному полюсу мира позволяет ориентироваться и определять широту местности по наблюдениям Полярной звезды.

Рис. 17. Положение
эклиптики
на небесной сфере

Видимое годичное движение Солнца на фоне звезд происходит по большой окружности небесной сферы - эклиптике (рис. 17). Направление этого медленного движения (около 1њ в сутки) противоположно направлению суточного вращения Земли.

Ось вращения земли имеет постоянный угол наклона к плоскости обращения Земли вокруг Солнца, равный 66њ 33¢ . Вследствие этого угол e между плоскостью эклиптики и плоскостью небесного экватора для земного наблюдателя составляет: e = 23њ 26¢ 25,5¢ ¢ .

Точки пересечения эклиптики с небесным экватором называются точками весеннего (^) и осеннего (d) равноденствий. Точка весеннего равноденствия находится в созвездии Рыб (до недавнего времени - в созвездии Овна), дата весеннего равноденствия - 20(21) марта. Точка осеннего равноденствия находится в созвездии Девы (до недавнего времени в созвездии Весов); дата осеннего равноденствия - 22(23) сентября.

Точки, отстоящие на 90њ от точек весеннего равноденствия, называются точками солнцестояний. Летнее солнцестояние приходится на 22 июня, зимнее солнцестояние - на 22 декабря.

Второй этап урока посвящен началу формирования системы понятий о космических и небесных явлениях.

Ученики должны усвоить, что условия видимости светил зависят от положения наблюдателя на поверхности Земли и от времени наблюдения; изложение этого материала должно сопровождаться соответствующими демонстрациями на модели небесной сферы.

Условия видимости Солнца и смена времен года зависят от положения наблюдателя на поверхности Земли и от положения Земли на орбите. Нужно обратить внимание учащихся на небесные явления, порожденные обращением Земли вокруг Солнца: наблюдателю кажется, что Солнце в течение года перемещается по небесной сфере вдоль эклиптики среди зодиакальных созвездий: постоянном изменении полуденной высоты, положение точек восхода и захода Солнца, продолжительность дня и ночи, изменении вида звездного неба в течении года.

Изложение материала должно сопровождаться соответствующими демонстрациями на карте звездного неба, модели небесной сферы и теллурии.

2. Движение небесных светил. Условия наблюдения небесных светил и явлений

Кульминацией светила называется небесное явление прохождения светила через небесный меридиан. Ось мира делит небесный меридиан на 2 части - северную и южную. В северном полушарии в верхней кульминации светило пересекает северную часть небесного меридиана ближе к зениту; в нижней кульминации светило пересекает южную часть небесного меридиана ближе к надиру. Момент верхней кульминации Солнца называется истинным полуднем; момент нижней кульминации Солнца называется истинной полуночью.

Суточные движения светил совершаются по суточным параллелям (рис. 18).

Рис. 18. Небесная сфера: небесный меридиан
и суточные параллели светил:
светила А, В, С в верхней кульминации;
светила А' , В' , С' в нижней кульминации;
светило А - восходящее и заходящее,
светило В - незаходящее, светило С - невосходящее

На полюсах Земли суточные параллели светил (за исключением Луны и Солнца) параллельны математическому горизонту. Все светила (кроме Солнца и Луны) являются незаходящими или невосходящими. Небесный экватор параллелен (совпадает) с математическим горизонтом. Верхняя и нижняя кульминации совпадают (рис. 19 а). 

а) Северный полюс Земли б) Средние широты Земли в) Экватор Земли

Рис. 19. Вид небесной сферы и условия видимости небесных светил из разных точек земной поверхности

В средних широтах Земли небесный экватор пересекается с математическим горизонтом под углом: 90o-j (рис. 19 б). Для верхней кульминации к югу от зенита: h = 90o-j + d; z = j - d.
Если склонение светила (угол между плоскостью небесного экватора и светилом): d < -(90o - j), то оно будет невосходящим.
Если склонение светила: d > (90o - j), оно будет незаходящим.

На экваторе Земли суточные параллели небесных светил перпендикулярны математическому горизонту. Все светила являются восходяще-заходящими. Верхняя кульминация происходит вблизи зенита, нижняя - вблизи надира (рис. 19 в).

Движение Солнца по эклиптике является отображением вращения Земли вокруг Солнца. Эклиптика пролегает через 13 созвездий, называемых зодиакальными (Рыбы, Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей и Змееносец), а их совокупность - Поясом Зодиака. В каждом зодиакальном созвездии Солнце находится около 1 месяца (кроме Змееносца и Скорпиона). По традиции с времен Древнего Вавилона Змееносец не считается зодиакальным созвездием, хотя и лежит на эклиптике.

Движение Солнца по эклиптике связано со сменой времен года на Земле и климатическими поясами. В Северном полушарии астрономическая весна наступает с пересечением Солнцем небесного экватора 20 (21) марта. Пути Солнца над и под горизонтом равны, поэтому равны и продолжительность дня и ночи. 22 июня Солнце дальше всего от экватора к северу - день летнего солнцестояния, начало астрономического лета. 22 декабря в день зимнего солнцестояния Солнце отходит дальше всего к югу от экватора - день самый короткий, в полдень Солнце стоит низко над горизонтом, начало астрономической зимы (рис. 20).

Рис. 20. Видимое перемещение Солнца по небу в течение года

Знакомство школьников с методами ориентации на местности по Солнцу позволяет ученикам немного отдохнуть от восприятия сложного материал и демонстрирует практическую "повседневную" пользу от изучения астрономии. Учащихся физико-математических классов следует ознакомить с обоими способами ориентации по Солнцу; учащихся обыкновенных и гуманитарных классов – только со вторым, упрощенным способом.

1) В истинный полдень Солнце пересекает линию небесного меридиана, проекцией которого на плоскости математического горизонта является полуденная линия "север-юг". Ближайшая к Солнцу точкой горизонта является точка юга. Точное значение момента истинного полудня – момента верхней кульминации Солнца определяется при помощи Астрономического календаря по формуле: , где Т0 – момент восхода или захода Солнца для данной даты данного года, xj - поправка на географическую широту, l - долгота местности, Т1 и Т2 – моменты восхода и захода Солнца сутками раньше и сутками позже. Все эти данные указаны в эфемериде Солнца и соответствующих таблицах Астрономического календаря.

Рис. 21. Ориентация по местности
по Солнцу с помощью ручных часов

2) Приближенная ориентация по Солнцу при помощи наручных часов: циферблат располагается горизонтально так, чтобы часовая стрелка указывала на точку горизонта под Солнцем. Направление север-юг показывает биссектриса угла между этой стрелкой и направлением из центра циферблата к 13 часам зимой и к 14 часам летом (рис. 21).

Ознакомление учеников с явлением прецессии земной оси играет важную роль в "антиастрологической" пропаганде:

Рис. 22. Прецессионное движение
земной оси РР'

Медленное конусообразное вращение земной оси с периодом 26000 лет под действием сил тяготения со стороны Луны и Солнца называется прецессией (рис. 22).

Прецессия меняет положение небесных полюсов. 2700 лет назад вблизи Северного полюса мира находилась звезда a Дракона, названная китайскими астрономами Царственной звездой. В настоящее время Полярной звездой является a Малой Медведицы. К 10000 году Северный полюс мира сблизится со звездой Денеб, a Лебедя. В 13600 году полярной звездой станет Вега, a Лиры (рис.23).

Рис. 23. Прецессионное движение
Северного полюса мира

В результате прецессии точки весеннего и осеннего равноденствий, летнего и зимнего солнцестояний медленно перемещаются по созвездиям зодиакальным. 5000 лет назад точка весеннего равноденствия находилась в созвездии Тельца, затем переместилась в созвездие Овна, а сейчас находится в созвездии Рыб. Не знающие азов астрономии астрологи предлагают своим доверчивым читателям сведения, устаревшие на 2000 лет.

Поручаем ученикам самостоятельно дополнить табл. 6 сведениями об изученных космических и небесных явлениях. На это отводится не более 5 минут, затем учитель проверяет и корректирует работу школьников.

Согласно учебникам астрономии, материал об основах астрофотометрии можно излагать в классе как логическое продолжением материала о созвездиях, небесной сфере и условиях видимости небесных светил. Однако, с нашей точки зрения, лучше всего дать его ученикам на последующих двух занятиях: на вечернем занятии, вслед за знакомством с основными созвездиями и наиболее яркими звездами осеннего неба учитель рассказывает школьникам о шкале звездных величин и сообщает им значения блеска наблюдаемых звезд и планет.

На этапе закрепления новоизученного материала следует ознакомить учащихся с атласами и картами звездного неба, основными обозначениями, принятыми в астрономии. Следует объяснить ученикам основные обозначения на звездной карте и сказать им: 1) хотя на звездных картах не обозначено положение Солнца, Луны и планет, поскольку они постоянно перемещаются относительно звезд, они всегда могут обнаружить положение Солнца на эклиптике в данный день года; 2) на следующем уроке вы расскажите им, как определяются координаты небесных светил и сообщите данные о положении Луны и планет на небесной сфере в данный момент времени. Желательно на данном уроке решить хотя бы 1-2 задачи из первых заданий упражнения 2, а остальные оставить для домашней работы и решения задач в классе на последующих уроках.

Табл. 6

Космические явления

Небесные явления, возникающие вследствие данных космических явлений

Вращение Земли вокруг оси

Физические явления:
1) отклонение падающих тел к востоку;
2) существование сил Кориолиса.
Отображения истинного вращения Земли вокруг своей оси:
1) суточное вращение небесной сферы вокруг оси мира с востока на запад;
2) восход и заход светил;
3) кульминация светил;
4) смена дня и ночи;
5) суточная аберрация светил;
6) суточный параллакс светил

Вращение Земли вокруг Солнца

Отображения истинного вращения Земли вокруг Солнца:
1) годичное изменение вида звездного неба (кажущееся движение небесных светил с запада на восток);
2) годичное движение Солнца по эклиптике с запада на восток;
3) изменение полуденной высоты Солнца над горизонтом в течение года; а) изменение продолжительности светового времени суток в течение года; б) полярный день и полярная ночь на высоких широтах планеты;
5) смена времен года;
6) годичная аберрация светил;
7) годичный параллакс светил

Упражнение 2:

1. Перечислите созвездия, через которые проходят: а) небесный экватор; б) Млечный Путь.

2. а) В какое время взойдет над горизонтом 12 апреля звезда a Лиры? б) В какое время зайдет 5 июля звезда a Волопаса? в) Определите момент верхней кульминации звезд b Близнецов, a Большой Медведицы, a Скорпиона на 22 декабря. г) Определите момент нижней кульминации звезд a Кассиопеи, b Персея, o Кита на 21 марта.

3. Звезда Ригель находится в нижней кульминации. В какое время сегодня произойдет это явление? Какие созвездия и звезды в этот момент находятся в верхней кульминации?

4. Под каким углом небесный экватор пересекает горизонт для наблюдателя, находящегося: а) на Южном полюсе; б) на экваторе; в) на широте 25њ ; г) на широте 57њ .

5. Широта г. Челябинска 55њ 10m. Можно ли в нем наблюдать над горизонтом звезду Фомальгаут (a Южной Рыбы)?

6. Можно ли наблюдать в Москве, на широте 55њ 45' обе кульминации звезды a Волопаса?

7. Сравните участки (дуги) суточных параллелей, по которым перемещаются звезды Вега, Альтаир, Ригель, Сириус, Фомальгаут за равные промежутки времени и установите, какая из них быстрее движется на звездном небе и почему.

8. Установите, "под каким созвездием вы родились", то есть, в каком созвездии было Солнце в ваш день рождения. Для этого соедините линией полюс мира и дату вашего рождения и посмотрите, в каком созвездии эта линия пересечет эклиптику. Почему результат расходится с указанным в гороскопе? Сделайте вывод об уровне астрономических знаний астрологов.

9. В какое время сегодня взошло Солнце? В какое время оно зайдет? Определите продолжительность дня.

Рис.24а Рис.24б

10. Какие из основных линий и точек небесной сферы изображены на рисунках 24а, б.

11. Группа школьников отправилась в поход в юго-восточном направлении. В каком направлении им следует возвращаться?

12. "Красноармеец идет под утро в разведку по направлению Полярной звезды. После восхода Солнца он поворачивает обратно. Как он должен идти, руководствуясь Солнцем, если ему надо идти обратно час времени?" (Учебник астрономии 1935 года).

13. Изготовьте "модели созвездий" (модели пространственного расположения звезд, проекции которых входят в данное созвездие), исходя из масштаба 1 см = 10 св. лет:

а) созвездие Ориона, если расстояния от Земли до звезд: Бетельгейзе, a Ориона - 650 св. лет; Ригель, b Ориона - 1000 св. лет; Беллатрикс, g Ориона и звезда c Ориона - 2000 св. лет; звезды "пояса Ориона" - 1150 св. лет;

б) созвездия Кассиопеи, если расстояния от Земли до звезд: a - 401,8 св. года, b -46 св. года, g - 94,5 св. год, d - 81,5 св. год, e - 466,2 св. года;

в) созвездия Большой Медведицы, если расстояния от Земли до звезд: a - 104,3 св. года, b - 71,7 св. года, g - 143,4 св. года, d - 61,9 св. года, e - 407,5 св. лет, x - 88,0 св. лет, h - 163 св. года;

г) звезд летне-осеннего треугольника: Вега, a Лиры – 26,1 св. лет, Денеб, a Лебедя – 815 св. лет, Альтаир, a Орла – 16,3 св. года.

Цель изготовления модели - убедиться: 1) несмотря на то, что звезды-шарики разделяют разные расстояния, из точки схождения нитей они дают именно тот рисунок созвездия Ориона, который мы видим на небе; 2) рисунок любого созвездия совершенно изменился бы, если бы мы могли взглянуть на слагающие его звезды "со стороны" - из любой другой, отдаленной на соответствующее расстояние от Земли, точки космического пространства.

Инструкция по изготовлению:

Звезды имитируются цветными шариками из бисера или пластилина с размерами, соответствующими блеску звезд. Один конец нитей (тонкой проволоки) связывается в узел, соответствующий месту наблюдения – Земле (Солнечной системе); противоположные концы нитей расходятся к звездам созвездия, нарисованного на листе картона или фанеры и закрепляются с обратной его стороны с помощью пуговиц или клея. Шарики-модели звезд устанавливаются на отмеренных от узла расстояниях в соответствии с масштабом модели (рис. 25). Можно закрепить основные части модели внутри проволочного каркаса с соответствующими размерами.

Рис. 25. Модель созвездия Ориона

Обязательным условием качественного усвоения материала о небесной сфере, созвездиях и видимом движении небесных светил является проведение учебных астрономических наблюдений.

<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Публикации с ключевыми словами: методика преподавания - преподавание астрономии - наблюдения - лабораторные работы - практические работы - учебная программа - учебные пособия - лекции - педагогический эксперимент - дидактика - контрольные работы - задача
Публикации со словами: методика преподавания - преподавание астрономии - наблюдения - лабораторные работы - практические работы - учебная программа - учебные пособия - лекции - педагогический эксперимент - дидактика - контрольные работы - задача
См. также:
Все публикации на ту же тему >>

Мнения читателей [11]
Оценка: 3.6 [голосов: 435]
 
О рейтинге
Версия для печати Распечатать

Астрометрия - Астрономические инструменты - Астрономическое образование - Астрофизика - История астрономии - Космонавтика, исследование космоса - Любительская астрономия - Планеты и Солнечная система - Солнце


Астронет | Научная сеть | ГАИШ МГУ | Поиск по МГУ | О проекте | Авторам

Комментарии, вопросы? Пишите: info@astronet.ru или сюда

Rambler's Top100 Яндекс цитирования