Методика преподавания астрономии
<< Предыдущая |
§ 34. Классные пособия по сферической астрономии.
Часть уже перечисленных пособий, представляющих собой постоянное оборудование астрономического отдела физического кабинета, должна быть использована на уроках. Но кроме этого, для прохождения различных астрономических тем потребуется ещё целый ряд учебных пособий. При преподавании астрономии особое внимание следует обратить на наглядные модели, так как в области сферической астрономии чертежи и рисунки недостаточно хорошо воспринимаются учащимися.
Модели небесной сферы могут быть построены различными способами. Наипростейшая модель - шарообразная колба с нанесёнными на ней линиями и точками, изображающими звёзды. Колба заполняется водой наполовину, и, крепко заткнутая пробкой, переворачивается и закрепляется в обычном штативе или в специальной установке (рис. 36) с требуемым по широте наклоном. Вращая колбу внутри надетой на неё проволочной сетки, изображающей систему горизонтальных координат, можно наглядно воспроизвести многие явления суточного движения светил для разных широт.
Рис. 36. Модель небесной сферы из колбы. |
Рис. 37. Армиллярная сфера из полос "Конструктора" |
Модель небесной сферы можно выполнить из проволоки или при помощи набора "Конструктор" (рис. 37), сделав два каркаса из пластинок, один - горизонтальной системы, другой - экваториальной системы. Пользуясь цветными шнурами, можно в этой модели выделить различные линии. В этих случаях перестановка широты выполняется также очень легко.
Удобным пособием является чёрный глобус, монтированный в дуге с градусными делениями. Самая дуга устанавливается в горизонтально поставленном кольце. На таком глобусе можно проводить линии координат мелом, помня, что глобус изображает внешнюю поверхность небесной сферы.
Если в продаже нет чёрного глобуса, вместо него можно купить обыкновенный географический, покрасить его чёрной краской и указанным выше способом установить в кольцах. Этот простой приём был применён В.Н. Рутковским в Витебском педагогическом институте. Для демонстрирования линий как на внутренней, так и на внешней поверхности сферы можно применять описанный в § 33 астрономический зонт или, разрезав глобус пополам, окрасить чёрной краской внутреннюю и внешнюю поверхности (в этом случае возможно демонстрирование каждой половины в отдельности).
Рис. 38. Картонная модель основных плоскостей. |
Рис. 39. Правильная установка небесного глобуса. |
Модель плоскости горизонта, плоскости небесного меридиана экватора и оси мира (рис. 38 и 64) очень полезна при объяснениях. Её нетрудно сделать из картона, наклеив разделённые круги из "Шкал приборов" Карасёва и П.И. Попова. Половина экватора приклеивается клапанами, и её можно ставить в любом наклоне. Приклеенная в центре полоска картона изображает ось мира (перпендикулярно плоскости экватора). При повороте плоскости экватора автоматически перемещается и направление оси. Это весьма наглядно и помогает уяснению расположения небесной сферы на разных широтах. Небесный глобус не является необходимым в средней школе.
Имевшиеся в продаже небесные глобусы поставлены на оси постоянного направления и лишены кольца, изображающего горизонт. В таком виде небесный глобус совершенно неприемлем для школы. Если педагог считает полезным применять небесный глобус, он должен обязательно установить его правильно (рис. 39) в кольцах из фанеры или металла.
В качестве учебного пособия как при первом знакомстве с небом, так и на уроках при изложении основ сферической астрономии можно использовать астрономический зонт. При классных демонстрациях зонт даёт наглядное представление о небесной сфере, причём выгода его применения состоит в том, что учащийся может сначала стать в центре его поверхности, а потом вне его и таким образом лучше представлять себе чертежи, которые делаются на доске.
Рис. 40. Астроскоп К.Н. Шистовского |
Рис. 41. Модель теодолита из деталей "Конструктора" |
Рис. 42. Модель
эквато- риальной установки из деталей "Конструктора" |
К числу моделей, помогающих уяснению начал сферической астрономии, принадлежит астроскоп К. Н. Шистовского. Астроскоп сводит все представления и расчёты к направлениям (рис. 40), в этом его преимущество. Демонстрацию его надо, однако, вести параллельно с демонстрацией небесной сферы или астрономического зонта, так как понятие небесной сферы является одним из основных. На уроках нужно бывает показать модели основных астрономических инструментов - теодолита и меридианного круга, а также экваториальной установки. Пока в продаже моделей этих инструментов ещё не имеется. Однако, пользуясь набором "Конструктор", фанерой и бумажными кругами с делениями, можно очень легко, заинтересовав в этом самих учащихся, построить модель теодолита и экваториальной установки (рис. 41 и 42). Модель теодолита будет служить и моделью меридианного круга с соответствующими изменениями (удаление нижней доски, на которой вращается основной круг). Зрительные трубы можно сделать из картона, использовав простую оптику или даже без неё.
<< Предыдущая |
Публикации с ключевыми словами:
методика преподавания - преподавание астрономии - учебные пособия - демонстрации - звездное небо - школьный атлас - звездная карта - звездные карты - модель - численное моделирование - наблюдения - солнечные часы - планетарий - планирование занятий - наглядные пособия
Публикации со словами: методика преподавания - преподавание астрономии - учебные пособия - демонстрации - звездное небо - школьный атлас - звездная карта - звездные карты - модель - численное моделирование - наблюдения - солнечные часы - планетарий - планирование занятий - наглядные пособия | |
См. также:
Все публикации на ту же тему >> |