Преподавание астрономии в школе (сборник статей)
<< Предыдущая |
И.Ф.БОЯРЧЕНКО
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С АСТРОНОМИЧЕСКИМ КРУЖКОМ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПЕДИНСТИТУТЕ
Астрономический кружок учащихся средних школ при Луганском педагогическом институте впервые возник в 1936 г. Организуя кружок, мы преследовали две цели: во-первых, по возможности устранить пробелы в преподавании и изучении астрономии в школе, возникающие из-за отсутствия необходимых инструментов, во-вторых, удовлетворить интересы и запросы нашей любознательной молодежи. Обычно учащиеся одной какой-нибудь школы или даже одного X класса были инициаторами создания кружка. Они же затем составляли большинство кружка и активно работали в нем. Иногда кружок пополнялся учащимися VIII -IX классов. В начале учебного года многие учителя нашего города устраивали экскурсии своих учеников на астрономическую вышку института.
Обзорные лекции на вышке и наблюдения в телескоп возбуждали у учащихся интерес к астрономии. Здесь же выявлялись желающие вступить в кружок. Так создавалось ядро будущего кружка, а затем оформлялся и весь его состав.
В послевоенное время на протяжении 9 лет при физико-математическом факультете института действует лекторий по математике, физике и астрономии для учащихся IX-X классов средних школ. У нас вошло в традицию первую лекцию в сентябре на этом лектории читать по астрономии. Это помогает организационно оформить постоянно действующий кружок.
На первом занятии избираются бюро и председатель кружка, намечаются секции и все члены кружка тут же по их желанию распределяются по секциям. На протяжении года участники кружка должны выполнить программные наблюдения по всем секциям -по практической астрономии, по наблюдению планет, Солнца, Луны, переменных и двойных звезд, туманностей и звездных скоплений. Состав кружка бывает небольшим -20-25 человек. Иногда кружок разрастался до 35-40 человек. Тогда из-за недостатка инструментов приходилось делить его на две группы и занятия с каждой из них вести раздельно. Некоторые наблюдения по заданию руководителя проводятся учащимися дома, невооруженным глазом. К ним относятся: изучение звездного неба по подвижной карте, зарисовка положения Луны и некоторых планет среди звезд, определение направления полуденной линии и т. п.
Содержание работы секций и всего кружка диктуется требованиями школьной программы по астрономии. Мы стремились произвести в кружке все наблюдения, предусмотренные программой средней школы, причем организовать их так, чтобы они способствовали, с одной стороны, глубокому усвоению теоретических знаний по астрономии и, с другой-давали бы учащимся некоторые полезные практические умения и навыки для будущей трудовой деятельности. Работа астрономического кружка направлена на выполнение основной учебно-педагогической задачи нашей школы -подготовить активных, всесторонне развитых и политехнически образованных деятелей социалистического общества.
Руководствуясь этой целевой направленностью, мы поставили перед собой задачу: занятия кружка строить на основе широкого и активного участия всех его членов, т. е. проводить на кружковых занятиях практические работы, предоставляя учащимся большую инициативу и самостоятельность действий.
Основной прибор для проведения практических занятий с учащимися-теодолит. С помощью его можно проводить и качественные и количественные работы по астрономии. Этот инструмент с запасной трубой, с увеличением в 50-60 раз может заменить менисковый телескоп и в то же время может служить для проведения измерительных работ. Кроме того, теодолит является самым распространенным измерительным оптическим инструментом, применяемым в геодезии, в дорожных и строительных работах, в маркшейдерском деле и т. д. Принцип его действия лежит в основе действия многих других приборов: кипрегелей, прицелов, нивелиров, катетометров, буссолей, дальномеров, гониометров, секстантов, стереотруб и др. Изучив теодолит, учащиеся легко могут освоить любой близкий к нему по устройству прибор, применяемый в промышленности, в сельском хозяйстве, в лабораторной заводской практике и в военном деле.
В процессе изучения теодолита и проведения практических работ с ним учащиеся приобретают полезные умения и навыки, а также могут быть ориентированы учителем на различные гражданские и военные специальности.
К отбору практических работ по астрономии мы подходим с такими непременными требованиями:
- необходимость практического материала по астрономии для сознательного и прочного усвоения теоретических знаний;
- связь астрономии с жизненной практикой человека;
- идейно-воспитательная ценность практического материала.
Исходя из этих требований, мы проводим следующие практические работы по астрономии:
- изучение и установка теодолита для работы;
- устройство верньеров и производство отсчетов;
- наводка трубы теодолита и измерение высот и азимутов земных предметов;
- определение положения меридиана;
- определение магнитного склонения;
- определение расстояния до "недоступного" земного предмета;
- определение географической широты места по наблюдению Полярной звезды;
- определение географической широты места по наблюдению Солнца в полдень;
- определение географической широты места по наблюдению звезды в верхней кульминации;
- определение географической долготы места по наблюдению Солнца в полдень;
- определение географической долготы места по наблюдению звезды в верхней кульминации;
- наблюдение поверхности Луны;
- наблюдение осевого вращения Солнца по перемещению солнечных пятен;
- наблюдение обращения спутников Юпитера;
- наблюдение покрытий звезд и планет Луной;
- наблюдение фаз Венеры;
- наблюдение двойных звезд, туманностей и звездных скоплений;
- фотография Солнца и Луны;
- наблюдение Сатурна и его колец.
Эти наблюдения по существу и составляют план практических работ кружка.
Некоторые из указанных работ проводились в один прием на одном занятии, например определение географических координат, и притом по наблюдению либо только звезды, либо только Солнца в верхней кульминации. Работы качественного характера, как правило, выполнялись одновременно с количественными и продолжались 1,5-2 часа. Всего на работу кружка мы отводили 12-18 вечеров в год. Большинство измерительных работ проводилось осенью (октябрь-ноябрь), а рассматривание светил-на протяжении года, главным образом в каникулярное время-зимой и весной. Обычно мы придерживались графика -проводить по одному занятию в неделю,-но погода иногда прерывала наши занятия. Приходилось также ожидать новолуния хорошей видимости Сатурна, Юпитера, Венеры и т. д. Первые занятия в сентябре были посвящены знакомству с небом и изучению инструментов. На изучение теодолита отводилось два занятия.
Рис. 1. Практические работы кружковцев с теодолитом |
Наблюдения с теодолитом в ночное время не могут проводиться одним учеником, требуется совместная работа 2-3 человек (рис. 1). Поэтому к каждому теодолиту прикреплялось по три ученика, один из них назначался старшим. Каждый член звена во время наблюдения выполнял определенную функцию: один наблюдал в трубу, второй в это время обеспечивал подсветку нитей, а третий вел записи. Затем происходила смена наблюдателей, с тем чтобы все функции по наблюдению были повторены каждым членом звена. Обработка данных (получение результата) производилась учащимися сразу же после наблюдений, в астрономическом кабинете, а оформление работы-дома. Разбор результатов на кружке позволял нам выделить и отметить лучших наблюдателей, что стимулировало дальнейшую работу учащихся.
Для обеспечения успешного проведения наблюдений к каждой работе составлялись инструкции или описания, по которым участники кружка готовились к предстоящим занятиям.
Остановимся подробнее на вопросах проведения основных практических работ по астрономии с помощью теодолита.
<< Предыдущая |
Публикации с ключевыми словами:
преподавание астрономии - школьный курс астрономии - практические работы - методика преподавания - методические материалы
Публикации со словами: преподавание астрономии - школьный курс астрономии - практические работы - методика преподавания - методические материалы | |
См. также:
Все публикации на ту же тему >> |