Автор |
Сообщение |
Е. М. Трунковский/Вселенная и Мы
|
Что такое наука?
|
16.03.2001 16:04 |
|
Наш журнал для любителей астрономии посвящен одной из самых интересных и важных
наук о природе. Наверное, не найдется ни одного читателя, который бы не согласился
с утверждением, что астрономия - это наука. Но когда произносят слово наука,
то предполагается, что все одинаково понимают, о чем идет речь. А так ли это
на самом деле?
>> Прочитать статью
|
|
Наверх |
|
|
С. Ё. Азарин
|
Re: Что такое наука?
|
3.04.2009 14:55 |
|
Добрый день, уважаемый Е.М.Трунковский! Я прочитал Вашу статью, мне лично все эти проблемы понятны, знакомы и близки. Но смею Вас уверить, что вскоре ситуация изменится и
ко всему, о чем Вы говорите с таким жаром и болью в сердце, будет совершенно другое отношение. Мнение перевернется и будут востребованы все знания, стремления, все новое и
удивительное. "Наука" -это всего-лишь слово, но главное - это Поиск, и поиск можно назвать любым словом, не меняя сути. У всех он отражается по-разному, в целом
- это Творчество, и Вы сами отчасти это признаете. Вот, цитата: "Наука - это захватывающе интересное дело, в котором есть и красота, и взлеты человеческого духа, и свет
истины!". А теперь замените слово Наука на слово Творчество и вы не увидите разницы. Исходя из того, что все это Творчество, то становится понятным основная причина отторжения
людьми всякого рода наук. Это происходит с определенной периодичностью, но так же и проходит. И сейчас был период, когда людей больше привлекало все низменное, глупое и незатейливое,
и чем глупее оно было, тем популярнее становилось. Вспомните, раньше был такой журнал "Техника молодежи", где мелким шрифтом был набран текст вместе с рисунками
и сложными чертежами, и этот журнал был довольно популярным и все стремились его прочитать, люди стремились к познанию и развитию. Сейчас для молодежи предлагаются журналы
сомнительного содержания, где возвышаются животные инстинкты, люди деградируют и им это нравится, что ж, пусть произойдет насыщение, не надо этому мешать. Ведь животная сторона
человека тоже жаждет внимания, хоть и имеет в себе ограничения. В то время как развитие духовного в человеке границ не имеет. Период обращения к низменномупостепенно проходит,
уже видны первые признаки отторжения глупости и возврата к разумному и важному. Так однажды произойдет взлет интереса к Творчеству во всех его проявлениях и разумное, возвышенное,
сложное вновь станет востребованным, и это будет время долгое, время великого строительства. К сожалению, ни вы, ни я к тому времени уже не будем жить, и не увидим этих прелестей.
Но так будет. Это не слепое утверждение и не "демагогия", это выводы, основанные на фактах, которые очевидны для всех и каждого, достаточно взглянуть на них ясным
взором истины. (Сергей Азарин, автор книги "Хавард. История биржевого игрока", 3 апреля 2009 14:50мск)
|
|
Наверх |
|
|
Н. И. Кошкин
|
Re: Что такое наука?
|
4.04.2009 13:56 |
|
Статья умная и полезная. Вопрос в том, сколько человек ее прочтет? На какую аудиторию
она рассчитана? На журналистов? Думаю, что многоуважаемый мною Лев Николаев - настоящий исследователь и пропагандист науки, сам того же мнения, что и автор. Короче с поднятой
проблемой для многих вопрос-то ясен. Хочу продолжить разговор и предложить автору этой статьи другую тему. И его мнение мне очень интересно. Дело в том, что и сама наука очень неоднородна. Говоря о настоящей науке и о принципах настоящего
ученого он, естественно, идеализирует науку. А проблема в том, как сама наука себя оценивает? Ведь рядом с Ученым с большой буквы работает в науке десять или сто "научных
работников", которые за свою жизнь в науке не выдвинут ни одну гипотезу и не дождутся славы и почета в конце. Прослойка Ученых очень тонка, но ученых то - много. Сами
ученые стали так много публиковать очень даже научных (со всех точек зрения) статей, что ориентируются в этом море информации далеко не все ученые, не говоря уже о журналистах. Меня волнует вопрос о разумном (!) соотношении разной категории ученых. О соотношении затрат
на содержание науки и научного (!) выхода. Ведь просто вопия о том, что наука в загоне, хуже финансируется, мы в глубине души понимаем какова эта армия алчущих. Где золотая
середина? Или современное общество обязано все более становиться научным? И
второй вопрос. Часто беседуя с учеными - представителями другой науки (даже тех же естественных наук) встречаешь такой дремучий мир представлений о той же астрономии. Мы настолько
недостаточно доносим свою науку другим в ее основных аспектах, что появилась проблема безграмотных ученых! Где уж журналистам и обывателям... Все это зеркально отношу и к
себе. Напрашивается вывод о принудительной обязанности больших Ученых (лучше только их) систематически заниматься изложением (!) достижений своей науки. Наверное нужны обязательные
публичные дискуссии (!) мэтров. Это проявит интерес к науке у всего общества. Как
это организовать? Способна ли Наука и на такие поступки? Созрела ли она до такой степени? Очень надеюсь на Ваш комментарий этих проблем. Николай
Кошкин - астроном. Одесса
|
|
Наверх |
|
|
А. В. Рыков
|
Re: Что такое наука?
|
5.04.2009 17:09 |
|
Наука должна отвечать на два важнейших условия: - необходимое условие -отвечать наблюдениям, экспериментам, - достаточное условие -отвечать реальной природе,
её механизмам реализации явлений. В противном случае будет повторение методологии эпициклов Птолемея, что чаще всего и наблюдается в теориях физики ХХ века. До
сих пор нам неизвестны природа гравитации, инерции, "тёмных" энергии и материи Вселенной и даже распространения света от далеких звезд к наблюдателю. Наука хороша
тогда, когда выполняются указанные условия.
|
|
Наверх |
|
|
М. Ю. Якимов
|
Re: Что такое наука?
|
5.04.2009 23:33 |
|
Хочу подчеркнуть еще один принципиальный, а, возможно, самый важныймомент. Научные положения принципиально проверяемы и опровергаемы.
Если какое-то положение нельзя проверить или опровергнуть в принципе - это не наука, а, возможно,философия, или, скорее,просто беллетристика, или что угодно,но только не
наука.
|
|
Наверх |
|
|
А. В. Рыков
|
Re: Что такое наука?
|
6.04.2009 11:22 |
|
На проверку эпициклов Птолемея ушло 1300 лет. Сколько времени уйдет на проверку теорий ХХ века - КМ, КЭД, ОТО? В наблюдениях они
проверены, совпадают с их данными. Проверка на достаточное условие - соответствия устройству природы до сих пор не производилась.
|
|
Наверх |
|
|
В. М. Мясников
|
Re: Что такое наука?
|
6.04.2009 13:55 |
|
Я согласен с оценкой участников обсуждения, что статья умная и полезная (Н. И. Кошкин). Однако её содержание не соответствует названию, т.е. не
отвечает на вопрос Что такое наука? Автор приводит весьма общие определения науки ( особое направление человеческой деятельности, целая система взглядов и
представлений, определенное мировоззрение и т.п.), говорит о научном подходе к той или иной проблеме, приводит яркие примеры научных открытий, и даже
дает некие рекомендации создателям науки. Все это хорошо и интересно, но, повторяю, не отвечает на вопросы: Что такое наука? Какое место занимают физика (астрономия)
и математика в ряду наук? В чем "непостижимая эффективность математики"? и др. Я предлагаю вариант ответа именно на эти вопросы. Наука
язык для передачи специфической (составляющей "предмет данной науки") информации о неких изучаемых объектах одним человеком другому (другим) (Подчеркнутое
чрезвычайно важно, именно человеком человеку ). Природа "изучаемых объектов" определяет содержание (предмет) и название науки.
Наука физика язык для передачи информации об объектах "неживой природы". (Физика здесь трактуется очень широко, т.е. как совокупность
всех наук о неживой природе. В этом смысле, наука астрономия часть науки физики). Наука математика (также понимаемая широко как совокупность
всех математических дисциплин) язык для передачи информации об математических объектах. Математика уникальная наука, которая сама себе строит объекты и затем строит
язык для передачи информации об этих объектах. Именно это позволяет построить язык математики сколь угодно строго. Утверждениям математики (имеются в виду т.н. доказанные
утверждения) можно доверять в полной мере. При этом математика, благодаря своей внутренней логике, обладает огромным "эвристическим потенциалом". Любая
другая наука, изучая группу своих объектов, должна или с нуля построить свой язык, или воспользоваться, частично или полностью, фрагментом языка другой науки,
адаптируя его для своих объектов. Естественно, для этого выбирается наиболее надежный язык, как правило математика. Удачно выбранный фрагмент математики нередко позволяет,
частично или полностью, решать задачи данной науки. В этом случае этот фрагмент математики становится частью языка данной науки и "живет" в ней самостоятельной жизнью,
помогая развитию этой науки, используя при необходимости "эвристический потенциал" всей математики. Именно в этом смысле говорят, что " в любом частном учении
о природе можно найти науки в собственном смысле лишь столько, сколько имеется в ней математики." (Э. Кант) Физика пользуется языком
математики больше, чем любая другая наука. При этом возможны два "встречных" пути : физики, исходя из своих физических потребностей, определяют математические объекты,
адекватные физическим, (помните, математика допускает это) и строят затем, сами или с помощью математиков, математическую теорию ( путь "от физики к математике"),
или же математики, исходя из своих потребностей, определяют математические объекты, строят теорию (математическую модель), и затем предлагают, сами или с помощью физиков,
физическую интерпретацию математических объектов в рамках некоторой физической теории (путь "от математики к физике"). Нередко оба эти пути счастливо сочетаются
в одном лице, история науки знает немало подобных примеров. И если все проделано должным (адекватным) образом, первым или вторым путем, математическая теория становится фактически
физической теорией, и нередко позволяет, используя "эвристический потенциал" математики, предсказывать новые физические явления (точнее -- позволяет посмотреть на
известные физические явления под новым углом зрения, неведомым без "математической подсказки"). Именно такую возможность Ю. Вигнер назвал "непостижимой эффективностью
математики". Я, как математик, иду вторым путем: строю некую математическую модель, предлагаю некую физическую интерпретацию объектов и выводов в этой модели,
дальнейшие возможные пути развития модели и т.п. А далее предлагаю физикам посмотреть, не может ли это им пригодиться для построения полноценной физической теории. Если "да"
очень хорошо, если "нет" "на нет и суда нет". Хотелось, чтобы физики именно так рассматривали мои "физические" работы (и не только мои).
См. мой сайт quater1.narod.ru, где выложены моя книга Натуральная философия и ряд статей, имеющих отношение и к
астрономии C уважением, Мясников В.М.
|
|
Наверх |
|
|
А. В. Рыков
|
Re: Что такое наука?
|
6.04.2009 14:04 |
|
Уважаемый В.М.Мясников! Любая научная теория, даже описанная математически, не будет правдой без знания природы
гравитации и инерции.
|
|
Наверх |
|
|
Е. М. Трунковский
|
Re[2]: Что такое наука?
|
7.04.2009 20:20 |
|
Уважаемый Николай Кошкин! Спасибо Вам большое за позитивный отклик на мою статью и за постановку весьма серьезных и важных вопросов. Хочу первым делом
немного пояснить предисторию появления моей статьи. На самом деле эта статья была написана мною еще в 1998 г. (!) и практически сразу же сдана в редакцию журнала-альманаха
Астрономического общества бывшего СССР "Вселенная и мы". Однако ситуация с изданием этого журнала была тогда очень сложная, прежде всего, конечно, в финансовом
отношении; поэтому 4-й (и, увы, последний!) номер этого журнала, после преодоления множества трудностей, увидел свет (вместе с моей статьей) только весной 2001 года. Теперь могу Вам сказать, что, как нетрудно догадаться, если бы я писал эту свою статью сейчас, то, конечно, о некоторых проблемах и вопросах я бы написал несколько иначе,
чем тогда, в 1998 году. Более того, у меня уже есть отчасти обновленный вариант этой статьи, который, надеюсь, в ближайшее обозримое
время будет помещен в "Астронете" вместо того первоначального варианта, который Вы прочли. Однако принципиально основное
содержание статьи это, конечно, не изменит. Дело в том, что, как Вы, наверно, и сами понимаете, "нельзя объять необъятное", - нельзя
в одной статье охватить абсолютно все вопросы и проблемы, связанные с наукой! Что касается поднятых Вами вопросов - безусловно, они существуют и они очень серьезны. О них в принципе надо писать отдельную статью, а на это, сами понимаете, нужно время, которого у меня,
как и у большинства наших с Вами коллег, катастрофически не хватает... Сейчас ограничусь только двумя замечаниями: 1) да, невежество
многих ученых, работающих в других областях не только вообще науки, но и, как ни странно, в других областях естествознания, в вопросах
астрономии чрезвычайно, недопустимо велико! 2) Ученых с большой буквы действительно мало, -
но, по моему мнению, не настолько мало, как, возможно, Вам представляется. Во всяком случае, я считаю, что в России, да и вообще на
просторах бывшего СССР по-настоящему хороших Ученых пока еще хватает! Тут надо просто понимать,
что в прошлые века (до конца 19 века) ученых вообще, в принципе было мало, а начиная с конца XIX - начала XX вв., в силу социальных,
экономических и политических причин, их количество начало резко расти. Однако вопрос о том, who is who в науке, конечно, очень актуален! Эта проблема очень сильно "переплетается" с проблемами государственно-общественного устройства,
т.е. с политическими и экономическими проблемами, и заслуживает отдельного рассмотрения. Ясно, что далеко не все те, кто называются
учеными, по-настоящему соответствуют этому высокому званию! Но существует очень и очень непростой
вопрос - "а судьи кто???"... Желаю Вам, Николай, всяческих успехов и в науке, и в жизни. Спасибо за внимание. Евгений Маркович Трунковский
|
|
Наверх |
|
|
А. И. Неживых
|
Re: Что такое наука?
|
10.04.2009 17:57 |
|
Уважаемый автор статьи, смею утверждать, что не все одинаково понимают, о чём идёт речь, когда произносят
слово наука. Астрология, нумерология, теология это тоже науки. Они также подходят под Ваше определение науки: это целая система взглядов и представлений, выработанных
за тысячелетия развития человеческой мысли, это определенное мировоззрение, в основе которого лежит философское осмысление взаимосвязей и взаимоотношений Природы и человека.
Наукой занимаются не только профессионалы, но и любители. От прочтения Вашей статьи у меня окончательно сложилось впечатление, что в научном мире есть каста неприкасаемых,
занимающих высокое положение в науке. Их теории это абсолютная истина, никаких сомнений быть не может. Занимаясь наукой, общаясь с разными людьми, я пришёл к выводу, что
ошибаться могут все. Среди тех, кто ошибается море дилетантов. Есть дилетанты и среди профессионалов с высокими научными званиями. Для того чтобы было меньше ошибок, не
было застоя в науке, нужно: 1) каждому занимающемуся наукой (и не только наукой) иметь
критический взгляд, направленный на самого себя и на всё вокруг; 2) нужно иметь систему оппонирования,
в которой могли бы принять участие даже студенты первых курсов ВУЗов. Даже первокурсники могут дать мотивированные ответы на предложения многих дилетантов, не отвлекая высоких
специалистов и учёных. Это для них была бы настоящая научная практика. Серьёзные научные работы
оппонируют научные сотрудники низших и средних званий. И только самые сложные работы рецензируют учёные, занимающие в науке самое высокое положение; 3) нужно, чтобы в научной среде могли свободно обсуждаться самые идеи. В открытом научном споре побеждает сильнейший,
доказавший свою правоту. В настоящее время в науке господствует официальная точка зрения. Вот Вы, СНС ГАИШ МГУ, к.ф-м.н. если позволите себе точку зрения, отличную от той, которую имеет
ваше руководство, то будете вынуждены уйти из института. А Вам это надо?! Согласен с Вами, что для того, чтобы высказывать претензии или критиковать, нужно как минимум хорошо разобраться в том, что уже сделано. Но часто
бывает так, что, кажется, во всём разобрался, построил свою гипотезу. Надо бы её экспериментально проверить. Но в астрофизике это зачастую невозможно. Что происходит где-то
там, далеко во Вселенной? Потому и рождается множество гипотез типа расширяющейся Вселенной, или Тёмной энергии. Тёмная энергия, или в
СМИ подаётся как величайшее открытие, хотя тут же признаётся, что Тёмная энергия (антигравитации) - это неизвестно, что такое. Вы знаете, лет 15 назад, когда только начал
заниматься астрофизикой, я летал, включая антигравитацию по ночам О применении
математического аппарата. Цитата: Вы можете сказать: а как же быть со многими современными теориями авторитетных ученых, использующими очень сложный
математический аппарат, которые часто настолько формализованы, что даже высококвалифицированному специалисту-экспериментатору трудно разглядеть в них какую-либо связь с наблюдениями
или экспериментом? Это действительно так. Недавно я внимательно прочитал одну научную работу, примерно, на 300 страницах, в которой содержатся ссылки на 180 источников.
Математических формул в ней почти на половине страниц. Никаких экспериментальных данных не приводится. Автор работы, ответственный редактор, два рецензента все доктора наук.
Кроме того, работа обсуждалась на учёном совете. Моё внимание эта работа привлекла своим названием, поэтому изучал её с интересом. К сожалению, обнаружил ряд ошибок и опечаток.
На опечатки можно не обращать внимания, но о некоторых ошибках сообщил автору. В ответ молчание. Или вот мой опыт продвижения своих работ. Пытаюсь познакомить со своими творениями всюду, где только можно, и всех, кто только может их прочитать, или меня послушать. Только не каждый может (и желает) вникнуть в суть того, что я предлагаю. Обычные люди с хорошим высшим инженерно-техническим
образованием после ознакомлением с моей работой не нашли ни одной существенной ошибки. Из РАН мне ответили: Мы рецензий не даём. Кафедра астрономии МГУ ничего не ответила.
На кафедре астрономии в Уральском политехническом институте отказались даже взглянуть на одну из моих статей. Один хороший мой знакомый, доктор ф.м.н., выслушал, но комментировать
побоялся. Другой мой знакомый, также доктор ф.м.н. высказал множество замечаний типа этого не может быть, неверно, - но обнаружил одну существенную ошибку. Тогда я очень напугался, это могло разрушить всю концепцию моей работы. К счастью, эта ошибка её (концепцию) не нарушила.
Но я всё равно ему очень благодарен. Из всех посетителей моего сайта только один из седьмого десятка обнаружил ещё одну ошибку. Он отметил её в гостевой книге. Эта ошибка
также вызвала испуг: она могла опровергнуть одно моё предположение. Поэтому теперь мне очень желательно, чтобы мой сайт http://wselennayacm.narod.ru/
посещали такие профессионалы, пусть даже по отдельным узким специальностям, но специалистам своего дела. Цитата: одним из верных показателей истинности теории или концепции является ее красота и логическая стройность. Под этими понятиями в современной
науке подразумевают, в частности, и то, насколько данная теория или концепция вписывается в существующие представления, согласуется с известным набором проверенных фактов
и их сложившейся трактовкой. Во-первых, красота и логическая стройность понятия субъективные, и они не всегда отражают истину. А во-вторых,
если новая концепция не вписывается в существующие представления, то как исследователь может честно заявить об этом? Например, известный профессиональный астроном Хальтон
Арп, бывший ассистент не менее известного Эдвина Хаббла, заявил: Профессиональные астрономы, кажется, настолько очарованы теорией "красное смещение равно расстоянию",
что она повреждает их зрение. Далее: Арп полагает, что наблюдаемое
значение красного смещения любого объекта составлено из двух компонентов: собственного компонента и скоростного компонента. Скоростной компонент - единственный, признанный
господствующими астрономами. Собственное красное смещение - свойство вещества в объекте. http://bourabai.narod.ru/, http://www.electric-cosmos.org/arp.htm. И что же, официальная наука услышала его? Он был вынужден переехать в Германию. Где та очередь, в которой он будет стоять,
пока не окажется, что он прав? На кладбище?! Цитата: Что же касается современных
теорий, использующих сложный математический аппарат, то всегда можно проанализировать систему их исходных постулатов и ее соответствие твердо установленным фактам и соотношениям,
проверить логику построений и выводов, корректность математических преобразований, оценить, как соотносятся получаемые результаты с известными данными наблюдений и расчетов
на основе других теорий. Много ли найдётся заинтересованных специалистов, которые проанализируют новую совремённую теорию, использующую
сложный математический аппарат? Но зато, к сожалению, найдутся люди, не заинтересованные в новой теории. Некоторые специалисты называют своё произведение теорией, хотя не имеет практического подтверждения,
и согласуются с такими же неподтверждёнными теориями. Как же всё-таки узнать, что происходит там, куда никак физически не попасть? Одних измерений недостаточно, так как
они по-разному могут интерпретированы. По моему мнению, гипотеза может стать теорией, если она не имеет противоречий и согласуется с другими гипотезами, одна из которых подтверждается
практикой или строгими математическими расчётами. Правильная теория строения и существования Вселенной должна представлять замкнутую
цепь взаимосвязанных гипотез и теорий. Цепь взаимосвязанных гипотез должна оканчиваться теорией, достоверность выводов которой проверяется опытным путём. http://wselennayacm.narod.ru/Wselennaya/Phil.html В этой статье в засилье астрологов, гадалок и прочих предсказателей обвиняет журналистов и свободу слова.
Астрологи в СМИ ничего не обсуждают, он утверждают и дают прогнозы, люди верят. Причина не в журналистах, не в астрологах и плюрализме мнений. Причина в том, что уже многие
годы из школы вымывается астрономия, снижаются требования к глубине знаний по астрономии, потому что это, как правило, непрофильный
предмет. Ну, зачем нужны хорошие знания астрономии в объёме средней школы артисту, юристу, журналисту, повару или бухгалтеру? Проходят годы, наиболее активные из них становятся
телеведущими, руководителями трудовых, творческих коллективов, и властных структур. И вот такие люди, которые порой не отличают астрономии от астрологии, приглашают в штаты
своих организаций астрологов и прочих представителей оккультных наук. От их решений зависит финансирование различных проектов, полезных и бесполезных. Что нужно сделать,
чтобы поправить положение. 1. Прекратить вымывание астрономии из школы. Обязательный
предмет астрономию в каждую школу. 2. Повысить
требования к качеству преподавания астрономии. Не бояться ставить те оценки, которым соответствуют знания ученика, даже в выпускной аттестат. 3. Необходимо
сформировать общественное мнение о том, что знание основ физики и астрономии также необходимо и обязательно как знание таблицы умножения. 4. Цитата: На самом деле люди нуждаются в серьезном, спокойном разговоре на подобные темы,
они должны иметь возможность сопоставлять различные точки зрения, самостоятельно анализировать сложные философские проблемы, следить за цивилизованными дискуссиями между сторонниками
различных взглядов на мир и на место человека в нем. В конечном счёте, необходимо, чтобы люди учились мыслить самостоятельно и делать
свободный и осознанный выбор. Золотые слова! Только они, к сожалению, не имеют отношения к журналу и сайту Вселенная и мы.
Последний номер вышел в 2001 году. На этом сайте нет никаких различных точек зрения, и нет никакого обсуждения, никакой полемики.
|
|
Наверх |
|
|
Е. М. Трунковский
|
Re[2]: Что такое наука?
|
11.04.2009 21:37 |
|
Господин Неживых! Во-первых, спасибо за такое заинтересованное и весьма подробное обсуждение моей статьи, в котором Вы затрагиваете ряд довольно серьезных реально существующих
проблем в сфере научной деятельности. Однако, поскольку я являюсь не только с.н.с. ГАИШ, но и преподавателем астрономического
отделения физического факультета МГУ, а ранее в течение 10 лет работал преподавателем физ.-мат. школы-интерната им. А.Н.Колмогорова при МГУ (сейчас эта школа называется СУНЦ
МГУ), считаю себя вправе "поставить оценку" Вашему "пламенному" выступлению: я Вам ставлю "три с двумя минусами" -- за то, насколько невнимательно и невдумчиво Вы
прочитали мою статью, а также за то, что Вы пытаетесь обосновать свои, мягко говоря, весьма спорные "критические" рассуждения
по поводу написанного мною очень тенденциозно "вырванными" из контекста цитатами из моей статьи, намеренно искажая смысл сказанного в ней и даже не потрудившись хотя бы четко обозначить
в своем тексте, где начинается и где заканчивается цитата из моей статьи, -- т.е., если говорить более прямо и жестко, Вы в своей попытке
полемизировать со мной пользуетесь запрещенными приемами, а это просто некрасиво -- для порядочного
человека, конечно...
Единственное, в чем Вы безусловно правы, - это утверждение в конце Вашего послания о том, что необходимо сделать астрономию обязательным предметом в школе, преподавать ее качественно и оценивать
знания учащихся по этому важнейшему предмету с той же степенью строгости, как, например, знания
по математике или физике. Так вот, могу Вас и всех читателей порадовать: после только что прошедшей Всероссийской конференции "Астрономия и общество" можно считать
этот вопрос практически решенным -- во всяком случае, есть серьезные основания надеяться, что в ближайшее время соответствующие положительные решения будут приняты на правительственном уровне!
Однако начали-то
Вы, г-н Неживых, "за упокой", -- с утверждения, что якобы "астрология, нумерология, теология - это тоже науки"!
С этим ни один нормальный современный ученый никогда не согласится, смею Вас уверить!!! Почему не согласится -- об этом как раз и написано в моей статье, которую Вы плохо (и явно предвзято!)
прочитали или просто не поняли! Астрология, в частности, с точки зрения современной науки, - это всего
лишь "прабабушка" нынешней астрономии; лично я могу согласиться только с тем,
что природа и истинное содержание астрологии еще только ждут своего серьезного научного исследования, но -- не более того!!!
Что же касается теологии -- это совершенно отдельный вопрос, ее ни
в коем случае нельзя ставить в один ряд ни с современной
наукой, ни, тем более, с астрологией!!! К Вашему сведению, Русская Православная Церковь резко отрицательно
относится к астрологии, и совершенно нормально и положительно - к науке! Советую серьезно задуматься об этом факте!!! И вообще,
г-н Неживых, не надо "сваливать все в одну кучу", - у Вас, как и у многих подобных Вам, большая "мешанина" в голове!...
Рассуждения г-на Неживых о том, что якобы мое понимание того, что такое Наука,
которое я постарался, насколько смог, выразить в своей статье, отражает только мои "корпоративные" интересы и мою принадлежность к определенному "научному клану", просто смешно и противно читать! На самом деле то, что написано в моей статье, выражает мое личное убеждение и личное понимание обсуждаемого вопроса, которые являются результатом многолетних и, смею надеяться, достаточно глубоких
размышлений на эту тему. И уж полным абсурдом является "домысел" г-на Неживых, что если бы у меня было другое представление
о том, что на самом деле является наукой, я был бы вынужден уйти из своего Института! Не судите по
себе, г-н Неживых: исходя из самого духа написанного Вами, нетрудно предположить, что если бы Вы (неким "чудесным" образом) оказались на моем месте, Вы бы
просто не рискнули публиковать подобную статью, - а вдруг Ваша точка зрения не совпадет с мнением начальства??? Сообщаю Вам, для полной
ясности, что эту статью я написал исключительно по собственной инициативе, не испрашивая ничьего разрешения и ни с кем не согласуя ее
содержание!!
Я твердо убежден в том, что заниматься СЕРЬЕЗНОЙ наукой могут и должны ТОЛЬКО профессионалы -- только они имеют на это право, поскольку
обладают необходимой для этого профессиональной подготовкой!!! За этой подготовкой стоят годы
тяжелого и упорного труда, который, увы, просто не каждому под силу, - это абсолютный "медицинский факт"!!! Люди с "типичным" инженерно-техническим
образованием, к которым, как можно предположить, относится и г-н Неживых, в подавляющем большинстве случаев не имеют такой подготовки!!! --
я имел возможность в течение многих лет многократно убедиться в этом!! А кроме того, огромную роль играет и такая "мелочь",
как наличие соответствующих способностей, которые, увы, тоже есть далеко не у каждого!!! Поэтому
демагогию о т.н. "любительских" занятиях наукой я категорически отвергаю! Однако
-- сказанное вовсе не значит, что наукой может заниматься только порожденная болезненным воображением
г-на Неживых т.н. "каста неприкасаемых", о которой он пишет с явно неадекватным сарказмом. Есть немногочисленные, но прекрасные примеры того, как люди "всего лишь" с хорошим средним
образованием предлагали по-настоящему интересные и плодотворные научные идеи, которые затем нашли свое успешное развитие и воплощение
в серьезных научных разработках и научной практике, -- естественно, при участии и с помощью профессиональных ученых! Но -- ясно, что эти предложенные т.н. "простыми людьми"
идеи были действительно ценными и заслуживали самого серьезного внимания специалистов!!! А бывает, увы, и наоборот, -- когда человек,
считающийся специалистом в какой-то области, выдвигает малопродуктивную, иногда просто не вполне грамотную (если речь идет о смежной области или смежном направлении той же науки) и практически ничем не обоснованную идею, которая вызывает только справедливую иронию и критику его коллег... Думаю, что именно такая печальная история и произошла с Хальтоном Арпом, о котором так сочувственно пишет г-н Неживых
(очевидно, интуитивно чувствуя в нем "товарища по несчастью"): предположение Х.Арпа о т.н. "собственном красном смещении, которое является свойством самого
вещества в объекте", -- это как раз и есть абсолютно голословная, ничем не обоснованная, не
подкрепленная никакими достоверными фактами или наблюдениями, "чисто умозрительная гипотеза", и именно о таких, ничего полезного
не дающих науке и практически не подлежащих проверке, "гипотезах" я и писал в своей статье больше 10 лет назад!! И поэтому реакция коллег Арпа была совершенно справедливой и заслуженной -- как бы ни возмущались
по этому поводу люди, подобные г-ну Неживых!!!...
Мой "диагноз" г-ну Неживых и подобным ему, увы, достаточно
многочисленным людям, очевиден: 1) неудовлетворенные, хотя и необоснованные, амбиции; 2) непомерное неудовлетворенное
тщеславие; 3) неготовность и нежелание признать свою недостаточную компетентность, скромно
послушать мнение профессионалов и серьезно задуматься над услышанным; 4) недостаточная научная грамотность и непонимание сути многих достижений и проблем современной науки... Конечно, этот "список диагнозов" можно было бы продолжить, но достаточно...
Чтобы не заканчивать это мое послание на такой неприятной "ноте",
отмечу, что, при всем при этом, г-н Неживых в своем письме затронул и некоторые вопросы, вполне заслуживающие серьезного обсуждения. Однако на сегодня я уже написал достаточно
много, и на продолжение уже просто нет времени... Так что об остальном -- в следующий раз...
Евгений Трунковский
|
|
Наверх |
|
|