Astronet Астронет: Л. В. Жуков/РПГУ им. А.И. Герцена Современная астрономия и методика ее преподавания
http://variable-stars.ru/db/msg/1197730/41.html
Современная астрономия и методика ее преподавания
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЛАНЕТОЛОГИЯ КАК ПРЕДМЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Каменцев Л.И.

ВНИИОкеангеология, С-Петербург
levkam@mail333.com; levkamentcev@mail.ru

Одна из наиболее интенсивно развивающихся в последнее время разделов наук о Земле - сравнительная планетология может активно использоваться в геологическом дополнительном геологическом образовании школьников; громадный прогресс, достигнутый при помощи межпланетных станций и наземных исследований привел к практически полному обновлению наших знаний о телах Солнечной системы. Если практически все другие разделы геологии (геохимия, геофизика, палеонтология, стратиграфия) не претерпели в 70-90-х годах столь основополагающих кардинальных изменений то наши знания о телах Солнечной системы подверглись в эти годы практически полному пересмотру. Собственно говоря, до начала 60-х годов изучение планет являлось исключительной прерогативой астрономии, а сравнительной планетологии как отрасли геологии не существовало.

Однако уже в первой половине 60-х годов после получения первых изображений поверхности Луны и Марса, сделанных автоматическими станциями появилась необходимость в существовании специальной отрасли, занимающейся морфологией, строением поверхности и историей геологического развития твердых планетных тел Солнечной системы. Позднее, в конце 60-х-начале 70-х годов мощный импульс развитию планетологических исследований дали пилотируемые полеты по проекту "Аполлон" - программе высадки человека на поверхность Луны.

Окончательное признание сравнительная планетология получила на 27 Международном геологическом конгрессе в Москве, когда в системе организаций, составляющих Международный союз геологических наук была создана комиссия по сравнительной планетологии. По определению Флоренского (1981) "Предметом сравнительной планетологии является изучение строения планет, их истории и процессов, которые привели к современному строению планет…".

Возникновение нового научного направления предопределило появление новых учебных курсов школах и ВУЗах. Так, с этой целью нами в научно-образовательном объединении "Земля и Вселенная" был создан авторский учебный курс сравнительной планетологии для старших школьников учащихся Юношеской Астрономической Школы. Данный курс состоит из 2-х основных частей, первая из которых посвящена рассмотрению основных понятий и методов геологии и истории развития животного мира Земли. Вторая часть рассматриваемого курса посвящена, в целом строению, составу и геологической истории тел Солнечной системы. Вначале здесь затрагиваются проблемы связанные с космическими воздействиями на развитие животного мира Земли. Открытия последних лет; в частности обнаружение прослоя с повышенным содержанием платиноидов на границе мела и палеогена сделали эту область исследований чрезвычайно важной для понимания причин быстрых изменений условий на границах геологических подразделений. В том же разделе курса рассматриваются факторы ударного метаморфизма и явления возникающие при пролете метеороидами атмосферы Земли. Здесь же на основе последних данных детализируется классификация метеоритов в т. ч . и аномальных. В следующем разделе курса подробно анализируются данные о крупных твердых телах Солнечной системы: Луне, Меркурии, Венере, Марсе, Плутоне, больших спутниках планет-гигантов. В ходе изложения курса детально характеризуется состав и морфология поверхности, возможные модели внутреннего строения. На примере Луны и Марса особое внимание уделяется истории геологического развития и методике построения стратиграфических и геохронологических шкал планет земной группы. Важнейшее место в данном разделе занимает история исследований Солнечной системы при помощи автоматических межпланетных станций, в т.ч. тех которые недавно завершили свою программу (NIAR, MPL, MCO и другие), продолжают свою работу ("Пионер-10", "Вояджер-1-2", "Галилео", "Дип Спейс-1", "Кассини", "Стардаст", "Нозоми", SOHO, ''Улисс", MGO и другие) и или будут запущены в ближайшие годы ("Европа-орбитер", CONTOUR, "Мессинджер", PKI, "Дип Импакт", "Розетта", "Бериколомбо" и другие). Важнейшая роль при изучении результатов полученных АМС и планируемых будущих пректов отводится работе в системе Интернет. Далее, следующий раздел программы посвящен малым телам Солнечной системы: кометам, астероидам, их составу, классификации, морфологии и происхождению. Изучение всех разделов курса сопровождается посещениями соответствующих естественнонаучных музеев Петербурга: ЦНИГР-музея, Зоологического, Горного, Арктики и Антарктики, музея Газодинамической лаборатории, а также музея кафедры минералогии геологического факультета СПбГУ.

В целом изучение подобного авторского курса может являться крайне полезным для школьников-учащихся специализированных естественнонаучных школ с углубленным преподаванием математики, физики, химии, биологии, физической географии и астрономии поскольку данный курс носит междисциплинарный характер, объединяющий в своем составе (при несомненно преимущественной роли наук о Земле) все вышеперечисленные разделы естествознания. С другой стороны, данный курс, преподаваемый с незначительными вариациями для школьников 6-9 классов является хорошим популяризирующим стимулом для изучения других разделов естествознания в дальнейшем нам представляется что приобщение школьников к геологии наиболее перспективно через рассмотрение строения и геологической истории тел Солнечной системы.

<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Rambler's Top100 Яндекс цитирования