Астронет: Л. В. Жуков/РПГУ им. А.И. Герцена Современная астрономия и методика ее преподавания http://variable-stars.ru/db/msg/1197730/39.html |
<< Предыдущая |
РОЛЕВОЙ УРОК-СКАЗКА "ПУТЕШЕСТВИЕ МАЛЫШЕЙ НА ЛУНУ"
Кубышкина С.А.
РГПУ им. А. И. Герцена, Санкт - Петербург
Известно, что изучение астрономии развивает образное, абстрактное и пространственное мышление, развивает интерес к окружающему миру. Астрономия - одна из самых любимых и интересных наук, изучаемых не только в старших классах, но и в курсах естествознания основной школы. Например, в курсе "Природоведение-5", А.А.Плешаков, Н.И.Сонин, "Естествознание-5" А.Г. Хрипкова и др. изучению вопросов астрономии отводится четвертая часть от общего количества часов. Вместе с тем, разработки астрономических уроков в курсах естествознания редко встречаются в методической литературе. Мы предлагаем урок-сказку, которую можно использовать при изучении темы "Луна - спутник Земли".
Учитель: Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Я вас приглашаю в сказку. Вы - малышки Цветочного города. Послушаем, что с вами произошло.
Утро в цветочном городе началось необычно. Сегодня должно было произойти знаменательное событие. Знайка со своими коллегами-учеными - малышками-астрономами Звездочкой и Кометочкой готовились к космическому путешествию. Ракета стояла на центральной площади. Она была готова к старту. Отважные путешественники вошли в каюты. Знайка нажал кнопку управления. Ракета медленно отделилась от земли и плавно поднялась в воздух. Малыши отправились в полет.
После нескольких часов полета космонавты поднялись в астрономическую кабину. Посмотрев в боковые иллюминаторы, они увидели вокруг бездонное черное небо, усеянное крупными звездами, среди которых сияло ослепительно яркое Солнце. Казалось, был день, но в то же время была и ночь. В одном из верхних иллюминаторов ярко светилась Луна. Она приближалась с заметной скоростью.
- Знайка, смотри, смотри, я вижу горы на Луне, - восхищенно сказала Звездочка, - они окружают какую-то "чашу", а в центре еще гора, как она похожа на колпачек гнома!
- Это кольцевые горы. Они называются кратерами. - Пояснил Знайка. - Ты увидела большой лунный кратер, но все они разных размеров. Маленькие кратерочки имеют диаметр около метра, а большие достигают 250 км, внутри них мог бы поместиться крупный город - такой как Москва.
Пока Знайка беседовал со Звездочкой, ракета совсем близко подлетела к Луне. Произошел толчек. В этот момент космический корабль опустился на поверхность Луны.
Друзья оделись в космические скафандры и проверив работу радиотелефонной связи, взявшись за руки вышли из корабля, и спустившись по лестничке, очутились на поверхности Луны. Картина, открывшаяся перед их глазами, привела их в трепет и восхищение. Внизу, у самых ног путешественников, расстилалась равнина, вдали возвышались холмы. За холмами громоздились ярок - красные горы. Над всем этим причудливым миром, как бездонная пропасть, зияло черное небо с мириадами звезд. Млечный Путь, словно светящаяся дорожка, протянулся через всю эту бездну и поделил ее на две части. В левой части, среди звезд, скопившихся над горизонтом, сверкало жгучее Солнце. В правой половине светилась мягким голубым светом планета Земля.
Отважным путешественникам не терпелось обследовать Луну, но тут Кометочка вспомнила, что она забыла свою маленькую лабораторию, которая располагалась в ручном чемоданчике. Ей пришлось вернуться на корабль. Тем временем Знайка далеко ушел от корабля. Ему хотелось поближе увидеть лунные моря.
Звездочку "приковало" к себе лунное небо, пронизанное звездными фонариками. Из-за отсутствия атмосферы, они не "мерцали", как на небе Земли. Огромный диск Земли висел неподвижно, высоко над горизонтом и освещал ярким светом лунную поверхность. Тут появилась Кометочка со своим "чудо" - чемоданчиком.
- Ах, здесь +130њС - изумленно произнесла Звездочка, взглянув на термометр, который был прикреплен к крышке переносной лаборатории Кометочки.
Но подружка ее не услышала, поскольку Звездочка забыла нажать на кнопку радиотелефонной связи.
Кометочка с трудом взяла пробы лунного вещества. Несмотря на то, что ноги космонавтов проваливались на несколько сантиметров в слой лунной пыли, прочность лунного грунта была достаточно велика и Кометочке пришлось воспользоваться специальным пенетратором.
Вдруг из-за холма появился какой-то человечек. Он к ним приближался довольно быстро. Малышки насторожились. "Может быть здесь живут лунатики", - подумали они.
- Это же Знайка скачет семимильными шагами, - с радостью воскликнула Звездочка.
Его шаги были огромны. Следы, которые он оставил, останутся здесь навсегда, ну если только метеорит прямым попаданием не уничтожит их.
Космонавты вернулись на корабль. Из астрономической кабины Звездочка продолжала наблюдать за лунным небом, уж очень ей хотелось увидеть лунный закат, но Земля не изменила своего положения.
Вот уже две недели прошло с тех пор, как Знайка и его подруги "прилунились". Они много нового и интересного узнали о Луне, но им хотелось домой. Земля на лунном небе теперь казалась полукругом, напоминающим букву "С". Маленькие космонавты готовились в обратный путь.
Малыши из сказочного города с нетерпением ждали возвращения путешественников. По возвращению на Землю они провели пресс-конференцию. Знайка, Звездочка и Кометочка подробно рассказали о своих наблюдениях и исследованиях. После выступлений на космонавтов "посыпались" вопросы:
Художнику Тюбику было интересно, какая радуга на Луне? Сиропчик спросил: "Где на Луне можно попить водички с сиропом?". Незнайку волновало, почему на Луне так жарко? Доктор Пилюлькин, как всегда, беспокоился за здоровье путешественников: нет ли на их теле царапин и синяков, как дышится на Луне? Астроном Стекляшкин попросил рассказать о химическом составе Луны?
Ребята! Помогите космонавтам ответить на вопросы малышей!
Домашнее задание: написать сочинение "Что я увидел на Луне".
Надеемся, что наша разработка поможет учителю провести интересный урок, который будет способствовать развитию познавательной активности, наблюдательности, формированию познавательного интереса к астрономическим проблемам.
<< Предыдущая |