Астронет: Л. В. Жуков/РПГУ им. А.И. Герцена Современная астрономия и методика ее преподавания http://variable-stars.ru/db/msg/1197730/23.html |
<< Предыдущая |
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИА БИБЛИОТЕКИ ПО АСТРОНОМИИ ДЛЯ УРОКОВ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Дынько И.П.
Школа № 887, Москва
В настоящее время возникла необходимость выбора среди различных мультимедиа курсов наиболее лучшего для работы в основной школе по естествознанию в 5 классе. Известно, что наиболее всего в компьютерной поддержке нуждаются уроки естествознания по астрономической тематике. И здесь лучше всего использовать мультимедиа библиотеку по астрономии.
В нашем Западном округе г. Москвы постоянно проводятся семинары для учителей физики и астрономии "Современный урок физики и астрономии", "Применение новых информационных технологий", круглые столы "Совместная работа кабинетов информатики и физики в рамках экспериментальной площадки информационное пространство" для организации совместных уроков и проектной деятельности". На этих методических семинарах рассматриваются основные вопросы:
- знание ППС и умение оценивать их возможности для решения разного рода образовательных задач;
- умение конструировать уроки разных типов с использованием ППС;
- новые ППС по физике и астрономии и дидактические особенности их использования.
Знания, полученные на этих семинарах, позволили оценить достоинства и недостатки имеющихся мультимедийных программ по астрономии в рамках преподавания астрономии в 5 классе на уроках естествознания.
Существующие мультимедийные программы по астрономии "Открытая Астрономия 2.5", "RedShift 4" не отвечают психолого-педагогическим требованиям преподавания астрономии в 5-6 классах, они очень сложны. В то же время, именно раннее преподавание астрономии в основной школе исключительно важно и соответствует особой мировоззренческой роли в естественнонаучном цикле школьных дисциплин.
Эти сложные мультимедийные курсы нуждаются в адаптации к существующей классно-урочной системе в основной школе, т.е. в разработке специфических организационных форм и методов учебной работы с ними. Но можно пойти и другим путем.
В этом году мне повезло: участвуя в конкурсе "Учитель года 2004", для проведения открытых уроков по астрономии в 5 классах мне был предоставлен новый мультимедийный диск компании ФИЗИКОН "Мультимедиа библиотека по астрономии". В чем же преимущества этого нового диска? Во-первых, там есть готовые презентации по всему курсу астрономии, более 1500 различных объектов, из которых большая часть фотографии, рисунки и модели. Есть даже астрономические звуки. Имеется возможность добавить собственный объект и сделать собственную презентацию, что очень важно именно для преподавания курса естествознания. Имеется возможность поиска объекта из базы данных. Это позволяет создавать собственные мультимедийные презентации, которые обеспечивают более полный учет особенностей реального учебного процесса. Созданные презентации "Земля - планета Солнечной системы", "Вращение Земли вокруг своей оси и движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Луна, фазы Луны. Затмения", "Мир звезд", "Солнце", "Вселенная" представляют собой взаимосвязанную систему информационных слайдов, адаптированных к преподаванию в 5 классе, наполненных учебным материалом по астрономической тематике и являются, как показывает опыт, мультимедийными средствами высокого уровня эффективности. При этом, поскольку данные презентации создаются самостоятельно, они полностью соответствуют задуманной структуре урока. Тем более это важно, что уроки, которые дают учителя в рамках конкурса "Учитель года" являются, как правило, нестандартными. Это позволяет на уроке использовать многочисленные межпредметные связи: литература (стихи, гимны, повести), история (описание жизни древних людей), физика (понятия расстояния, массы, температуры, мощности), биология (развитие живых организмов), рисование (цвета).
Для создания собственных презентаций-уроков использовались курсы "RedShift 4" и "Открытая Астрономия 2.5", при этом иллюстративный материал несколько упрощался с использованием программы "PhotoShop", а затем добавлялся в мультимедиа библиотеку, с полным обозначением класса, технологии, заданием поисковых слов. Готовые Flash анимации вставлялись в мультимедиа библиотеку без изменений. Несколько фотографий и рисунков было взято из Интернет.
Выявлено положительное воздействие информационных технологий с использованием мультимедиа библиотеки по астрономии - интенсификация обучения; усиление мотивации учения школьников, развитие их познавательного интереса, монологической речи, логического мышления, а, следовательно, и повышение качества их знаний.
<< Предыдущая |