Астронет: Л. В. Жуков/РПГУ им. А.И. Герцена Современная астрономия и методика ее преподавания http://variable-stars.ru/db/msg/1197730/10.html |
<< Предыдущая |
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Разбитная Е. П.
Владимирский государственный
педагогический университет
E-mail: dekanfmf@vgpu.vladimir.ru
Самостоятельная работа студентов одна из важнейших частей учебного процесса в вузе. При этом наибольший эффект достигается тогда, когда имеет место систематичность и равномерная интенсивность работы студента в течение семестра. Цель самостоятельной работы - изучение теории данной науки и умение применять ее на практике. Самостоятельная работа студента по астрономии складывается в основном из следующих элементов:
из подготовки к слушанию
очередной лекции,
из подготовки к лабораторной
работе,
из выполнения домашних заданий.
Отдельные студенты выполняют курсовую и дипломную работы.
Организация самостоятельной работы студентов определяется в первую очередь преподавателем. Если лекции и лабораторные занятия определяются официальным расписанием учебных занятий, то содержание самостоятельной работы и ее последовательность должны быть спланированы преподавателем.
Наша система организации самостоятельной работы студентов включает в себя следующее:
* Выполнение уровневых программированных заданий (УПЗ) перед лабораторным занятием по теме этого занятия.
* Проверка результатов вычислительного домашнего задания на компьютере на том занятии, к которому оно было задано.
* Выполнение рейтинговой контрольной работы (РКР) по теме, связанной с материалом предыдущей лабораторной работы.
* Ответы в письменном виде (диктант) в начале лекции по материалу предыдущей лекции.
* Проверка теоретических домашних заданий (с оценкой).
* Устный опрос при выяснении готовности к выполнению лабораторной работы.
В начале семестра до сведения студентов доводится распределение учебного материала и план самостоятельной работы студентов по астрономии, в нем на каждую неделю приводится содержание лекции, тема лабораторного занятия, указывается, какой теоретический материал следует подготовить к нему, какое вычислительное домашнее задание нужно выполнить к этому занятию (по материалу прошлой лабораторной работы или данное на лекции), какая рейтинговая контрольная работа будет предложена студентам .
Самостоятельная работа может дать эффект только тогда, когда студенты постоянно работают над предметом в течение семестра. Добиться этого можно при выполнении двух условий:
1.Работа студента должна быть
под постоянным контролем со стороны
преподавателя.
2. Работа для студента должна
быть "привлекательной".
Первое условие. Студент должен быть уверен в правильности получаемого им результата обучения (верно сделал задание, понял вопрос, усвоил то или иное понятие). На это нацелены и все традиционные методы, в первую очередь устный опрос, контрольные работы и проверка письменных домашних заданий. Каждый из них требует огромной затраты времени преподавателя, особенно по темам, связанным с понятиями и их определениями (например, небесная сфера, время), и при проверке результатов расчетных заданий.
Устный опрос целого ряда тем по разным разделам астрономии заменен нами самоконтролем на компьютере с использованием УПЗ, составленных на основе четырех уровней усвоения, каждое из которых содержит 20 вопросов по данной теме. С УПЗ студенты работают парами в удобное для них время, имея напечатанные тексты заданий в виде "Материалы для самостоятельной работы по астрономии". Результаты вводятся в компьютер, который оценивает ответ. Полученную оценку студенты "защищают" (выборочно) в беседе с преподавателем на лабораторном занятии.
Время контроля преподавателя за самостоятельной работой студентов и ее качеством (оценка их работы) значительно сокращается при использовании рейтинговых контрольных работ (РКР).
РКР проводится после лабораторного занятия по данной теме в начале следующего лабораторного занятия, на нее затрачивается от 20 мин до 1 ч в зависимости от сложности работы. Обычно РКР включает два или три вопроса, которые оцениваются в баллах. Каждый студент получает индивидуальное задание.
Пример рейтинговой контрольной работы по теме "Законы Кеплера. Эллиптические орбиты в Солнечной системе"
Билет N 4
Астероид Эрос: большая полуось орбиты- 1,46 а.е., эксцентриситет-0,22
Вычислите:
1. Период обращения Эроса. ( 2 балла)
2.Наименьшее расстояние Эроса от
Солнца. (2 балла)
3.Наименьшее расстояние Эроса от
Земли, считая орбиту Земли окружностью. (2
балла)
За правильное выполнение этой РКР студент получит шесть баллов из шести (6/6), в других случаях от 0/6 до 5/6. Общее количество баллов за четыре - пять РКР в течение семестра суммируется и выставляется рейтинговая оценка студента в баллах за этот семестр, которая переводится в оценки "отлично - не зачтено" следующим образом: от 76 % до 100 % - отлично; от 51 % до 75 % - хорошо; от 26 % до 50 % - удовлетворительно; менее 26 % - не зачтено.
За девять - десять РКР на пятом курсе студенты могут получить 77 или 87 баллов ( за работы, которые мы используем).
Одной из основных форм занятий по астрономии в вузе остается лекция, к слушанию которой студенты должны готовиться, однако лекция, будучи средством передачи студентам полной и систематической информации, а также новой информации, далеко не всегда вызывает у студентов потребность в работе над материалом предыдущей лекции перед очередной. Надо каким-то образом стимулировать подготовку студентов к лекции. Один из путей этого мы видим в необходимости предоставить студентам возможность на каждой или почти на каждой лекции письменно ответить на некоторые вопросы, связанные с материалом прошлых лекций, нужным для понимания сегодняшней лекции.
Вопросы, предлагаемые на лекции, должны заставлять студентов осмысливать изученный материал, оценивать значение явления или закона, высказывать свою точку зрения, творчески подходить к формулированию ответа. В то же время эти вопросы должны предполагать очень краткие ответы, чтобы общее время, отводимое на них, не превосходило нескольких минут; кроме того, они не должны отнимать много времени и у преподавателя на их проверку. Примеры подобных вопросов: Каково непосредственное следствие видимого годичного движения Солнца? Каково значение открытия собственных движений звезд Э.Галлеем?
Удобно использовать форму диктанта задавать вопросы на лекции. Преподаватель называет номер вопроса и читает вопрос. Студенты на небольшом листке бумаги ставят номер вопроса и пишут ответ. Вопросы задаются в достаточно быстром темпе и по окончании диктанта не должны повторяться. Результаты можно оценивать в виде дроби, например, 3/5; это значит, что из пяти предложенных вопросов верные ответы даны на три.
Контрольные мероприятия следует проводить практически еженедельно, многое можно сделать во время лабораторного занятия. Большую экономию времени дает использование компьютера, в частности, с применением программы для принятия зачета на основе уровневых программированных заданий. (Эта программа и ряд других - Звездное небо, Спутник, - которые можно использовать при изучении астрономии, размещены на сайте www.sdr.ru в разделе "бесплатные программы").
Любое выполненное студентом задание обязательно надо оценивать.
В результате через контрольные мероприятия и встречи-беседы с преподавателем можно провести весь программный материал курса астрономии и иметь четкое представление о работе и успехах каждого студента.
Постоянный контроль за работой студентов в течение всего времени изучения астрономии позволяет преподавателю выполнить и второе условие - " привлекательность" систематической работы для студента.
"Привлекательность" работы можно создать определенными льготами на зачете и экзамене: большая часть студентов освобождается от сдачи официального зачета, отдельные студенты освобождаются от сдачи экзамена.
О системе самостоятельной работы по астрономии и о привилегиях, которые студенты могут иметь при изучении астрономии, сообщается студентам на первой лекции.
<< Предыдущая |