Астронет: Л. В. Жуков/РПГУ им. А.И. Герцена Современная астрономия и методика ее преподавания http://variable-stars.ru/db/msg/1197730/04.html |
<< Предыдущая |
ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ АСТРОНОМИИ В ПЕДВУЗАХ СТРАНЫ
Румянцев А.Ю., Серветник Т.А.
Магнитогорский государственный
университет
E-mail: rumyancev_aleksa@mail.ru
Ценность астрономического образования определяется значимостью в становлении мировоззрения и картины окружающего мира в сознании широких масс населения, формировании базовых идей и основных направлений развития науки. Астрономические знания как один из важнейших компонентов научной картины мира существенно необходимы для общего образования, воспитания и развития будущих россиян. Необходимость астрономического просвещения подрастающего поколения признается всеми современными педагогами и учеными-методистами.
Однако на протяжении последнего десятилетия происходит постоянное ухудшение преподавания астрономии и качества астрономических знаний выпускников средних учебных заведений. Изучение астрономии в школе в качестве отдельного предмета не предусмотрено федеральным Стандартом образования. Сокращается число учебных заведений, в которых астрономия преподается отдельным предметом в качестве регионального или местного компонента образования при одновременном увеличении числа школ, где астрономические знания входят в содержание интегративных курсов "Физика и астрономия", "Физика с элементами астрономии".
Одной из причин неудовлетворительного состояния школьной астрономии является недостаточная специальная подготовка большинства учителей астрономии. В системе высшего образования современной России больше нет специализации "учитель физики и астрономии". Современные выпускники физических и физико-математических факультетов педвузов знают астрономию все хуже и хуже, поскольку курс общей астрономии значительно сокращен и продолжает уменьшаться. Дидактика астрономии в педвузах не преподается вообще.
Все это делает невозможным качественную подготовку учителей не только астрономии и интегративного курса "физика и астрономия", но и существенно ухудшает уровень естественнонаучного образования учителей физики. Будущие учителя не получают должной подготовки по своему предмету и не владеют в достаточной степени методикой его преподавания.
Уменьшение числа часов, предусмотренных новыми учебными программами на изучение курса общей астрономии, затрудняет применение в процессе обучения учебников, изданных в 80-е годы (П.И. Бакулина и др.), ставших для этого "слишком обширными и подробными". Новый учебник общей астрономии для педвузов (Э.В. Кононовича, В.И. Мороза) также слишком велик по объему и не получил заметного распространения, он практически недоступен для студента по причине высокой цены. Пособие "Методика преподавания астрономии в средней школе" не переиздавалось с 1985 года. Курс астрономии средней школы претерпел многочисленные изменения: объем, содержание и число часов, отводимых на изучение астрономии в различных типах учебных заведений, созданных на базе общеобразовательных школ (гимназиях, лицеях, реальных училищах и т.д.), существенно различны даже в рамках одного типа заведений. Курс астрономии изучается по новым учебникам (Б.А. Воронцова-Вельяминова и Е.К. Страута, Е.П. Левитана и др.).
В свете сложившихся обстоятельств для подготовки учителей астрономии средних учебных заведений требуются новые программы курса общей астрономии и новые учебные пособия. Основными требованиями к учебнику общей астрономии должны стать: дифференцированность, предусматривающая изучение предмета как по курсу-минимуму (30-40 часов лекций), так и по курсу-максимуму (120-150 часов лекций); сообщение новейших данных по астрономии; высокая информационная емкость при сравнительно небольшом объеме книги.
Насущной проблемой остается создание учебника по методике преподавания астрономии для студентов педвузов, содержащего сведения по работе учителя по новейшим программам курсов астрономии и "Физики и астрономии".
Мы предлагаем в целях улучшения преподавания астрономии и физики в средних учебных заведениях России:
- увеличить курс общей астрономии в педвузах в целом до 130-180 часов, в том числе лекционных занятий до 60-80 часов (в том числе: астрометрия и небесная механика - 10-20 ч.; космонавтика - 10 ч.; астрофизика - 40-50 ч.; космогония и космология - 10-20 ч.) за счет некоторого сокращения числа лабораторных занятий;
- ввести в учебные планы подготовки учителей физики всех специализаций изучение основ методики преподавания астрономии ("физики и астрономии") в средней школе в объеме 20-30 часов для всех студентов и в объеме 60-100 часов в форме спецкурса для желающих преподавать астрономию в школе после окончания вуза;
- разработать и ввести в учебный процесс новые учебники общей астрономии для педвузов, учитывающие реалии современной жизни;
- начать подготовку учителей астрономии на факультете индивидуальной специализации (ФИС).
Основные направления работы со студентами на факультете индивидуальной специализации (ФИС) определяются следующими обстоятельствами:
1. Поскольку многие студенты не изучали астрономию в школе или изучали ее в недостаточном объеме и качестве, а те, кто изучал астрономию в школе, многое забыли, и с основами астрономии знакомят не всех студентов вуза:
На первом этапе подготовки учителей астрономии читается сокращенный курс общей астрономии, призванный дать необходимую начальную астрономическую подготовку всем студентам, выбравшим соответствующую специализацию на ФИС.
2. На втором этапе обучения на ФИС студенты разделяются на группы в зависимости от своей вузовской специализации и планов будущей трудовой деятельности. Осуществляется методическая подготовка:
1) "Классических" учителей астрономии в IX классов средних учебных заведений. Основной контингент группы - студенты физических и математических (физико-математических) факультетов педвузов и классических университетов.
2) Учителей физики, преподающих интегративные курсы "Физика и астрономия" и "Физика с элементами астрономии" в среднем и старшем звене средних учебных заведений. Основной контингент группы - студенты физических и математических (физико-математических) факультетов педвузов и классических университетов. Главное направление работы – творческий анализ возможностей межпредметных связей физики и астрономии с целью наиболее эффективного преподавания своей учебной дисциплины.
3) Учителей географии. Основной контингент группы – студенты естественно-географических физических факультетов педвузов и классических университетов. Главное направление работы – творческий анализ возможностей межпредметных связей астрономии, географии и биологии с целью наиболее эффективного преподавания своей учебной дисциплины.
4) Учителей начальной школы. Основной контингент группы – студенты факультетов начального образования педвузов. Главное направление работы – творческий анализ возможностей формирования первоначальных астрономических знаний у детей младшего школьного возраста в интегративных курсах природоведения, естествознания и "Ознакомления с окружающим миром".
5) Воспитателей дошкольных учебных заведений. Основной контингент группы – студенты факультетов дошкольного воспитания педвузов. Главное направление работы – творческий анализ возможностей формирования первоначальных астрономических знаний у детей дошкольного возраста в рамках существующих программ ДОУ.
<< Предыдущая |