Astronet Астронет: Л. В. Жуков/РПГУ им. А.И. Герцена Современная астрономия и методика ее преподавания
http://variable-stars.ru/db/msg/1177124/66.html
Современная астрономия и методика ее преподавания
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Астрокосмические знания и средства массовой информации

Язев С.А.
Астрономическая обсерватория ИГУ, ИСЗФ СО РАН, Иркутск
uustar@star.isu.ru

По-видимому, не будет преувеличением утверждение, что сегодня представление человека о мире создается преимущественно средствами массовой информации (СМИ), и, в первую очередь, телевидением - подчас в большей степени, чем книгами. Это относится прежде всего к молодежной аудитории, которая читает книги все более неохотно. Астрономическая картина мира не является исключением. Фантастические кинофильмы, "желтые" газетные статьи и телесюжеты зачастую являются основой для формирования весьма противоречивой картины мира, где фрагментарные объективные знания соседствуют с многочисленными инопланетянами, мистическими силами, тонкими материями и прочими мифологическим сущностями. Как правило, совершенно не адекватно представлена в массовом сознании шкала масштабов и расстояний в космосе, из-за чего звезды и планеты кажутся близкими. Благодаря этому, в свою очередь, межзвездные перелеты и космические влияния в духе астрологии также не вызывают протеста массового потребителя информации. Можно привести огромное количество примеров вопиющей астрономической неграмотности журналистов, пишущих в общероссийских газетах, включая "Известия", "Труд", "Комсомольскую правду" и т.д., не говоря уже о невежественных региональных публикациях и перепечатках.

Опыт автора, в весеннем семестре 2001 года читавшего спецкурс на 4 курсе отделения журналистики Иркутского госуниверситета, говорит о практически поголовной и вопиющей астрономической неграмотности будущих журналистов. Учитывая, что многие студенты уже работают в региональных СМИ, как печатных, так и телевизионных, следует отметить, что ошибки и "ляпы" в их статьях, сюжетах и репортажах неизбежны. Нет оснований считать, что ситуация типична только для Иркутской области. Школьники "гуманитарных" классов не обращают особого внимания на дисциплины естественнонаучного профиля, включая астрономию, с преподаванием которой в России традиционно возникают проблемы. В программе гуманитарных факультетов, если не вспомнить про курс "Концепции современного естествознания" в подчас весьма спорном воплощении, астрономия в каком бы то ни было виде отсутствует. В результате невежественные, но, как правило, весьма амбициозные, журналисты публикуют в СМИ неверно понятые ими новости, сознательно или несознательно обманывая зрителей, слушателей и читателей. К сожалению, подобная практика выглядит повсеместной.

В существующих условиях единственным выходом представляется (автору) прямое участие специалистов-астрономов в подготовке телесюжетов, газетных статей по астрокосмической тематике.

Это серьезная проблема, поскольку большинство специалистов свысока и с пренебрежением (что вполне объяснимо) относятся к подобной деятельности, считая ее вторичной по сравнению с непосредственной научной работой (добыванием новых знаний). Вторичной она кажется и по сравнению с преподаванием астрономии. Речь идет о "низком жанре" - внедрению астрокосмической информации в упрощенном для восприятия массовым сознанием виде. Надо отдавать себе отчет, что здесь неприменима классическая форма лекции, что "потребители" информации ныне привыкли к комиксам, клипам, шоу, вещам, казалось бы, совершенно несовместимыми с серьезной научной информацией.

Безусловно, можно заявить, что не стоит опускаться до этих низменных субстанций и оставить астрономию элите. Но в этом случае не стоит сетовать не всеобщую астрономическую безграмотность, поскольку даже любознательные зрители и читатели не могут получить информацию иначе, как из тех же телесюжетов и газетных статей. К сожалению, научно-популярные журналы и книги сейчас практически недоступны.

Если мы ставим задачу использовать СМИ для распространения научных знаний, придется осваивать эти непривычные для науки методы ее пропаганды. Иные пути для истинно массового "астрокосмического ликбеза" не просматриваются.

Этот подход, после горячих споров и обсуждений, в настоящее время применен в Иркутске. Несколько лет назад Иркутский Астроклуб готовил ежемесячные обзоры того, что можно увидеть на звездном небе, для местной газеты "Советская Молодежь". Дважды в месяц по несколько минут предоставлялось для астрономических новостей в выпусках местной программы Иркутской государственной радиотелекомпании. Многие десятки научно-популярных статей по астрономии и космонавтике опубликованы автором в иркутских газетах. Летом 1999 года, перед солнечным затмением 11 августа, в астрономической обсерватории ИГУ была подготовлена серия публикаций в основных иркутских газетах, а также несколько телесюжетов и интервью. Так делалась попытка остановить вакханалию прогнозов конца света и доступно донести до читателей и зрителей мысль о том, что затмение - явление не опасное, но очень интересное для любознательного человека.

Начиная с сентября 2001 г. реализуется совместный проект астрономической обсерватории ИГУ и иркутской телекомпании "СТВ-21 канал". Еженедельно в рамках молодежной программы "Понедельник - день добрый" выделяется 4 минуты на астрокосмические новости и комментарии к ним. Сотрудник обсерватории журналист Д.В.Семенов ведет эту рубрику под названием "Небесные новости". Автор статьи делает минутный комментарий к "главной" новости выпуска. Съемки производятся в интерьере обсерватории и на фоне специально изготовленного "космического" задника в студии. В одном выпуске, как правило, звучат 3-4 новости. Видеоряд формируется из изображений, взятых в интернете, а также из видеоколлекции, собранной в обсерватории. Здесь имеется ряд видеофильмов NASA, собственные съемки автора в Пулковской, Байкальской, Саянской, Тункинской обсерваториях, видеофильмы компании "Видеокосмос". Используются фотоснимки из коллекции журнала "Звездочет", иллюстрации из альбомов и книг библиотеки обсерватории ИГУ.

В рубрике стал обязательным вопрос к зрителям по астрономии. Ответы принимаются по телефону на пейджер телекомпании, и автору первого правильного ответа вручается небольшой приз за счет спонсора телепрограммы. Таким образом, рубрика стала в определенном смысле "интерактивной". Астрокосмические новости берутся из интернета, журналов "Звездочет" и "Новости космонавтики", а также пресс-релизов, распространяемых NASA по электронной почте. Некоторые сюжеты посвящены новостям региональных астрономических учреждений, научным конференциям. Рубрика старается представлять зрителям обсерваторию ИГУ, Институт солнечно-земной физики СО РАН, ВС НИИФТРИ, расположенные в Иркутске.

При подготовке выпусков "Небесных новостей" обычно просматривается последняя "пресса" по тематике, и уже неоднократно мы комментировали неверную информацию, опровергая лжесенсации и приучая зрителей к мысли, что СМИ далеко не всегда оказываются компетентными.

Отзывы говорят, что к рубрике успели привыкнуть, у нее появились постоянные зрители. Многих молодых зрителей (в том числе школьников - учеников автора) передача подвигла на чтение астрономической литературы, чтобы оказаться во всеоружии и быстро позвонить на пейджер, сообщая ответ на вопрос рубрики. Описанная практика пока что устраивает и обсерваторию ИГУ, и руководство телеканала, и есть надежда, что проект будет развиваться.

Безусловно, не следует и переоценивать роль этой деятельности, поскольку рейтинг провинциальной телепередачи на одном из нескольких каналов, несомненно, невелик, а 4 минуты в неделю не смогут сформировать у зрителя целостную научную картину мира. Однако активная работа обсерватории ИГУ в связи с ее 70-летием осенью 2001 г. привела к появлению астросюжетов на всех иркутских телеканалах, включая получасовую предновогоднюю передачу об астрономии. Иркутские тележурналисты привыкли к тому, что обсерватория сама создает информационные поводы, а сюжеты получаются достаточно необычными и поэтому интересными. В связи с этим на сегодняшний день все 5 иркутских телеканалов хорошо знают обсерваторию и регулярно обращаются за новостями для своих сюжетов. Аналогичная ситуация сложилась и с местными газетами. Это постепенно изменяет ситуацию на местном рынке теленовостей, и журналисты уже не всегда стремятся опубликовать "жареную" новость, перепечатывая ее из других изданий. Подозревая, что там не все может оказаться правдой, они звонят с просьбой о консультации и комментарии. Тем самым в Иркутске, - безусловно, в ограниченном варианте, частично и неполно, - все-таки удалось несколько "цивилизовать" и контролировать подачу астрокосмической информации в местных СМИ.

Автор полагает, что описанный опыт может быть применен повсеместно. По-видимому, надо специально "выращивать" и готовить специалистов для подобной деятельности. Это могут быть выпускники астрономических кружков, пришедшие в журналистику, студенты и выпускники педуниверситетов. Таким образом, от самих астрономов во многом зависит, каким будет образ астрономии и космонавтики в массовом сознании. Для того, чтобы он был адекватным, его надо создавать самим астрономам с применением всех эффективных достижений современных информационных технологий и пресловутых public relations. До тех пор, пока мы будем с презрением относиться к подобной деятельности, СМИ будут работать в интересах пропаганды не науки, а квазинауки и лженауки, как категорий, более доступным для понимания далеких от естественных наук журналистов. Никто, кроме самих астрономов, не сможет популярно, но грамотно донести астрономические знания до людей. Целью настоящей статьи являлась попытка вынести на обсуждение и попытаться доказать этот тезис.

<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Rambler's Top100 Яндекс цитирования