Астронет: Научная Сеть/НС Колебания и волны http://variable-stars.ru/db/msg/1175791/page12.html |
Колебания и волны. Лекции.
В.А.Алешкевич, Л.Г.Деденко, В.А.Караваев (Физический факультет МГУ)Издательство Физического факультета МГУ, 2001 г. Содержание
Параметрические колебания.
В повседневной жизни мы сталкиваемся с незатухающими колебаниями, для поддержания которых требуется периодически менять какой-либо параметр колебательной системы. Одним из ярких примеров являются колебания качелей. Хорошо известно, что можно поддерживать колебания длительное время, если быстро приседать в момент наибольшего отклонения качелей и также быстро вставать при прохождении положения равновесия. Благодаря этому параметр физического маятника (качелей) - расстояние между осью вращения и центром масс - меняется скачкообразно на величину .Величина должна быть такой, чтобы обеспечить баланс энергии системы: потери энергии маятника за период должны компенсироваться за счет совершения работы, осуществляемой при приседании и вставании.
Напишем условие энергетического баланса для простейшего случая колебаний математического маятника с длиной нити a, которая меняется на величину (рис. 2.8.). Это можно осуществить, если пропустить нить маятника через отверстие в точке P (точке подвеса) и затем, прикладывая внешнюю силу к концу нити, периодически менять ее длину.
Рис.2.8. |
Рассмотрим установившиеся параметрические колебания маятника с не слишком большими амплитудами и будем считать, что затухание мало Поскольку то приближенно можно считать, что угол отклонения маятника от положения равновесия меняется во времени по гармоническому закону
(2.53) |
где согласно (1.42) а
В момент наибольшего отклонения на угол сила натяжения нити равна Поэтому, удлиняя нить на величину внешняя сила совершает отрицательную работу Раскладывая в ряд получим
(2.54) |
При прохождении маятником положения равновесия где Поэтому положительная работа при укорачивании нити с точностью до членов порядка равна:
(2.55) |
где учтено, что
Полная работа, совершаемая за период внешней силой будет положительной и равной
(2.56) |
Потери энергии за период численно равны работе силы трения:
(2.57) |
где
При гармонических колебаниях (2.53) скорость
(2.58) |
Подставляя (2.58) в (2.57) и выполняя интегрирование, получаем:
(2.59) |
поскольку
Следовательно, условие баланса энергии состоит в равенстве нулю суммы работ: или
(2.60) |
Проводя сокращения и используя определение выражение для добротности получаем приближенное выражение для амплитуды установившихся параметрических колебаний:
(2.61) |
Отношение называют глубиной модуляции параметра Из (2.61) видно, что для возникновения параметрических колебаний глубина модуляции должна превзойти некоторое минимальное (пороговое) значение, примерно равное величине, обратной добротности:
(2.62) |
Чем более добротна система, тем меньше пороговая глубина модуляции. С повышением величины амплитуда колебаний как это следует из формулы (2.61), будет увеличиваться. Однако при больших амплитудах формула (2.61) становится мало приемлемой, поскольку сделанные нами приближения становятся неприменимыми.
Следует отметить, что параметрическое возбуждение является существенно нелинейным эффектом. Это видно, в частности, из уравнения (2.60): если пренебречь в нем малыми слагаемыми которые описывают нелинейность, то из уравнения выпадает, и получается соотношение Физически это означает, что при этом значении глубины модуляции энергетический баланс в системе обеспечивается при любых амплитудах что неверно.
Заметим, что возбуждение параметрических колебаний, вообще говоря, может происходить не только на удвоенной частоте собственных колебаний системы, когда параметр меняется один раз за каждые полпериода, но и при более редком воздействии: через один, два, три и т. д. полпериодов колебаний, т.е. на частотах где - любое целое число. Возбуждение также возможно внутри некоторой области - вблизи каждой из этих частот, но пороговые значения глубины модуляции для разных частот будут различны.
Автоколебания.
Наблюдая колебания листьев деревьев, дорожных знаков над проезжей частью улиц, полотнищ на ветру и др., мы понимаем, что во всех перечисленных случаях незатухающие колебания происходят за счет энергии постоянно дующего ветра. При этом сама колебательная система производит отбор энергии ветра в нужный момент времени и в количестве, требуемом для компенсации неизбежно присутствующих энергетических потерь. Колебания в этих системах начинаются самопроизвольно за счет начальных флуктуаций (дрожаний) колеблющихся предметов. Частота и амплитуда установившихся колебаний определяется как параметрами самой системы, так и параметрами ее взаимодействия с ветром. Такие колебания являются примерами автоколебаний, а сами системы - примерами автоколебательных систем.
Классическим примером автоколебательной системы служат механические часы с маятником и гирями. Эти часы периодически "черпают" энергию при опускании гирь, подвешенных к цепочке, перекинутой через шестерню часового механизма.
Принцип работы всех автоколебательных систем можно понять, обратившись к схеме, изображенной на рис. 2.9а.
Рис. 2.9а. |
Периодическим поступлением энергии в колебательную систему от источника энергии по каналу АВ управляет сама колебательная система посредством обратной связи. Схематически это изображено в виде некоторого запирающего канал АВ устройства (ключа), который управляется самой системой. Так, в зависимости от положения и скорости колеблющегося листа на ветру будет различной мощность сил аэродинамического давления. В конструкции часового механизма (рис. 2.9б) присутствует специальное устройство - анкер, выполняющий роль ключа. Этот анкер, представляющий собой коромысло, приводится в колебание самим маятником часов. При определенных положениях он "отпирает" одну из шестерен часового механизма. В этот момент времени шестерня проворачивается за счет момента сил, приложенного со стороны натянутой цепи с грузом. Груз при этом опускается на небольшую величину. Количество энергии, поступающей в часовой механизм, равно по величине уменьшению потенциальной энергии груза в поле силы тяжести.
Рис. 2.9б. |
Важно отметить, что любая автоколебательная система нелинейна. На схеме это отражено наличием в системе обратной связи нелинейного ограничителя сигнала, управляющего ключом. Нелинейность системы проявляется в том, что при начальном нарастании амплитуды колебаний, порожденных флуктуациями, поступление энергии в систему за каждый последующий период колебаний увеличивается нелинейно, т.е. прирост поступающей энергии становится все меньше и меньше. Естественно, что амплитуда колебаний достигнет такой установившейся величины, при которой приток энергии и ее потери будут равны по величине.