Astronet Астронет: М. Е. Набоков Методика преподавания астрономии
http://variable-stars.ru/db/msg/1174656/chapter5-8.html
Методика преподавания астрономии
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

§ 35. Модели движения Земли и Луны.

Рис. 43. Теллурий системы Л.В. Кандаурова

Для демонстрирования вращения Земли и обращения её около Солнца обычно применяется теллурий, в котором передача движений осуществляется механически. Можно сделать самодельный теллурий по системе Л.В. Кандаурова (с параллелограммом). В теллурии Кандаурова (рис. 43) вращение Земли вокруг оси не происходит, но это представляет скорее положительную, чем отрицательную сторону этого прибора. В теллуриях с вращением оно совершается столь быстро (если соблюдено соотношение суток и года), что учащиеся всё равно не могут разглядеть отдельные места на глобусе. К тому же цель показывания теллурия - объяснение условий освещения Земли, не требует постоянного вращения. Надо только показать четыре основные положения и при этом не быстро вращать глобус рукой. В числе приборов по астрономии надо иметь обыкновенный географический глобус, необходимый вообще при обучении астрономии.

Как замена теллурия может быть использован малый глобус при освещении его лампой. На нём можно показать обращение Земли вокруг Солнца, происхождение смены времён года и т. п.

Объяснение фаз Луны может быть выполнено хорошо известным способом - освещением белого шарика с разных сторон. Однако показать всему классу сразу эту модель довольно трудно. Дело в том, что наблюдатель должен находиться в центре орбиты, а при показывании издали всему классу одновременно учитель может выполнить это условие лишь для самого себя. Если допускают условия расположения учащихся в классной комнате, следует поставить проекционный фонарь (с одним лишь конденсором) и освещать им белый шарик, помещая его последовательно: 1) между учащимися и фонарём - новолуние, 2) у правой стены (по отношению к учащимся) - первая четверть, 3) у задней стены - полнолуние, 4) у левой стены - последняя четверть. Вместо перестановки можно заранее на соответствующей высоте расставить у стен белые шарики.


Рис. 44. Модель "Земля-Луна". Плоскость
орбиты Луны наклонена к плоскости орбиты Земли.

Для объяснения затмений делались теллурии с моделью Луны, обращающейся вокруг Земли. Эти модели не всегда хорошо действуют. В связи с затмением 19 июня 1936 г. мною была неоднократно применена более простая модель, состоящая из небольшого глобуса, поставленного на дважды изогнутую ось, установленную на подставке (рис. 44). Изогнутости оси соответствуют наклону оси вращения Земли и наклону плоскости лунной орбиты. На той части оси, которая соответствует лунной орбите, при помощи длинной проволоки, охватывающей ось, прикреплён небольшой шарик, изображающий Луну. Освещая сбоку всю модель лампой и ставя в различные положения глобус и обращающийся около него шарик, нетрудно показать обращение Луны вокруг Земли, её фазы и условия затмений. Следует только делать модель с учётом действительных соотношений размеров. Если расстояние лунного шара слишком мало относительно размеров Земли, то при наклоне орбиты Луны в 5њ затмения будут получаться при каждом новолунии и полнолунии. Следовательно, при таком наклоне Луну надо помещать на расстоянии 30 диаметров глобуса, т. е. при глобусе радиусом в 14 см на расстоянии более 8 м. Поэтому наклон можно сделать несколько большим (до 10-15њ), разъяснив, конечно, учащимся, что он преувеличен, шар же, изображающий Землю, - возможно меньшим.


Рис. 45
. Географический глобус с моделью горизонта на нем.

Большой глобус при освещении лампой служит для демонстрирования разновременности моментов истинного полудня на разных меридианах, широты места и высоты полюса и т. п. Для таких демонстраций следует иметь булавки, которыми прикалывают в различных местах глобуса плоские кружочки из картона, изображающие плоскость горизонта (рис. 45).

Упомянутый выше астрономический зонт, поставленный ручкой по направлению оси мира, может изобразить звёздное небо. При этом лампу, изображающую Солнце, надо загородить от учащихся, чтобы она не слепила глаза и давала свет по тому направлению, где находится земной глобус.

В связи с вопросом об измерении времени бывает полезно показать солнечные часы. Модель таких часов надо сделать в двух видах: с экваториальным циферблатом и указателем, направленным по оси мира, и обыкновенные горизонтальные часы, которые легко сделать или из фанеры, или из картона. Расстояния между делениями на таких часах вычисляются по формуле:
tg t = sin j tg t
где t - угол от полуденной линии, t - часовой угол, выраженный в градусах, j - широта места.

В связи с объяснением основ картографии очень полезна модель Ф.Н. Красикова, состоящая из колбы с нанесённой на неё сеткой и лампочкой внутри. Различные виды проекций можно показать и с помощью армиллярной сферы (рис. 37), внося внутрь её в различных местах небольшую лампочку и проектируя сетку на кальку, которую в разных положениях прикладывают к сфере. Градусную сетку, не очень частую и притом лишь в одной стороне сферы, легко сделать, привинтив несколько дополнительных полосок или протянув проволочки.

<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Rambler's Top100 Яндекс цитирования