Astronet Астронет: М. Е. Набоков Методика преподавания астрономии
http://variable-stars.ru/db/msg/1174656/chapter2-9.html
Методика преподавания астрономии
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

§ 14. Решение задач и учёт успеваемости. Астрономические олимпиады.

При небольшом числе часов, уделяемых астрономии, учёт представляет как будто особенно большие затруднения. На самом деле, если учитель подходит к учёту не формально, оценка знаний может быть сделана достаточно уверенно.

Основной формой учёта по астрономии является устный опрос. Целям учёта знаний могут служить также решение задач, описание выполненных наблюдений, практических работ, небольшие контрольные работы, объяснение рисунков таблиц по астрономии.

Учёт знаний учащихся только по одним контрольным работам совершенно недопустим даже и при том небольшом числе часов, которое даётся на астрономию. Учитель физики, преподающий астрономию, знает своих учеников не только по данным контрольной работы, но и по своей повседневной работе с классом. На каждом уроке следует отводить время на устный опрос хотя бы одного из учеников и на летучие вопросы, задаваемые другим ученикам.

Ставя отметки по этим вопросам и по изложению одного из учеников на каждом уроке, учитель накопит достаточно материала, чтобы не впасть в ошибку в оценке знаний учащихся.

Устный опрос удобно проводить в соответствии с имеющимися в учебнике "вопросами для самопроверки". Это побуждает учащихся при подготовке уроков проверять себя по этим вопросам. Для экономии времени можно рекомендовать одновременный вызов к доске двух учащихся. Одному из них даётся небольшая задача, другому - вопрос. Во время ответа второго ученика первый решает задачу, производя на доске все необходимые чертежи и расчёты.

Решение задач по астрономии особенно важно, так как оно одновременно даёт более глубокий разбор некоторых вопросов, показывает учащимся применение астрономии к практике, даёт материал для учёта. К тому же астрономические задачи почти всегда можно связать с применением звёздной карты, справочника, рисунков, что оживляет и расширяет применение теории к практике. Под задачами мы здесь разумеем всякие вопросы применения теории к практике и к объяснению явлений: разбор причин, вызывающих наблюдаемое явление (например, восход Солнца), расчёт того, как будет протекать явление, выбор инструментов и методов для выполнения наблюдения, нахождение числовых значений, характеризующих какое-нибудь явление, умение пользоваться астрономическими справочными изданиями (астрономический календарь, таблицы, звёздные карты и атласы). Эти задачи, в сущности, не могут быть изолированы одна от другой: почти каждая группа задач бывает связана с другой.

Процесс решения задачи может и не быть облечён в математическую форму. В этом отношении следует предостеречь от излишнего и опасного увлечения математизацией задач, которая в некоторых случаях вместо рассмотрения сущности и следствий подлинного явления природы даёт лишь сухое, чисто формальное описание, подменяя существо явления математикой. В этом именно и состоит опасность математизации астрономических задач, задаваемых школьникам. Задачи с математическими выкладками должны предлагаться лишь постольку, поскольку по их содержанию эти выкладки действительно необходимы.

Ещё более осторожным надо быть с вычислениями, которые должны даваться лишь в мере, необходимой для выработки умения сделать простое предвычисление какого-либо явления, важного в практической жизни (например, расчёт высоты Солнца в полдень). Числовые данные для задачи следует выбирать так, чтобы они соответствовали точности, с которой хотят получить решение, и не создавали излишних вычислений. Если, например, решается задача о высоте Солнца в полдень, то совершенно не нужно давать склонение Солнца с точностью до секунд дуги; достаточно взять из астрономического календаря значение склонения, округляя его до целого градуса.

С другой стороны, никогда не следует предлагать расчётных задач, не содержащих конкретных числовых данных. Если решение задачи заканчивается выводом формулы, в которую не вкладывается никакого конкретного содержания, это порождает неудовлетворённость у учащегося.

Приступая к решению задачи, нужно предварительно разобрать астрономическую сущность этой задачи, показать необходимость применения той или иной формулы и, что тоже очень важно, пояснить результат и представить его наглядно. Если учащиеся приучены к такому подходу к задачам, то, решая их у себя дома, они так же будут производить подготовку к решению и наглядно представлять полученный ответ. В качестве подхода к более сложным задачам следует возможно больше и чаще применять небольшие вопросы для решения в уме.

В третьем и последующих изданиях учебника астрономии Б. А. Воронцова-Вельяминова имеются задачи, из которых учитель может выбрать подходящие для домашней работы (к следующему уроку) и для решения в классе. При подборе следует руководствоваться указанным выше принципом: обращать главное внимание на задачи, углубляющие понимание материала. Надо начинать с нетрудных задач на соображение, переходить к вытекающим отсюда задачам с математическими расчётами из области практических применений и затем предложить одну-две задачи из более трудных, соединяющих и то и другое. Очень полезными являются задачи на расчёты по рисункам и фотографиям, имеющиеся в "Сборнике задач и упражнений" Б. А. Воронцова-Вельяминова.

Темы для небольших задач можно почерпнуть и из текущей жизни. Эти задачи, особенно если они взяты из действительности, дают учащимся живое представление о применении теории к практике: богатый материал для такого рода задач дают путешествия (например, плавание "Челюскина", работы дрейфующих станций "Северный полюс", дальние перелёты советских лётчиков, дрейф "Седова"), условия дневного освещения на разных широтах, вопросы, связанные с текущей пятилеткой, и т. п.

Решение задач и практические работы школьников существенны не только для усвоения пройденного по астрономии, но также и для учёта учителем эффективности и правильности своей методики преподавания. При решении учащимися задач немедленно выявляется неглубокое или даже ошибочное понимание ими вопроса.

Составления контрольных вопросов заслуживает особого внимания: шаблонно составленные вопросы, требующие лишь изложения словесных или математических определений из учебника, покажут в лучшем случае наличие прилежания и памяти у учащегося, но не вскроют его подлинных познаний. В результате постановки такого рода вопросов невозможен сколько-нибудь уверенный вывод ни о знаниях учащегося, ни о работе педагога. Бесспорно, учащийся должен знать основные определения и проверку этого провести надо, но, подбирая при этом такую форму вопроса, которая, не повергая учащегося в недоумение, в то же время выявила бы его уверенные, ясные знания. Следовательно, включая в общую контрольную работу вопрос, касающийся какого-нибудь из основных определений, учитель должен дать тут же и второй вопрос, развивающий это определение.

Вообще в контрольных работах определения астрономических понятий должны занимать минимальное место, главное - это те вопросы, которые, не требуя вычислений, выявляют понимание сущности астрономического явления или понятия. Точно так же следует остерегаться ставить вопросы главным образом по элементам сферической астрономии: соотношение числа вопросов по основным частям курса должно, во всяком случае, соответствовать значимости частей программы. Вопросы, требующие вычислений, следует давать в минимальном количестве и притом, подбирая условия так, чтобы процесс вычисления был наиболее прост. Ряд вопросов должен быть поставлен с целью выяснить умение учащихся пользоваться подвижной звёздной картой, а также астрономическим календарём для расчёта видимости созвездий и планет.

Во второй части курса астрономии для учёта знаний иногда предлагаются учащимся домашние сочинения на какую-либо тему по астрономии.

Предлагать такие сочинения всему классу в обязательном порядке, конечно, нельзя. Они могут быть даны лишь отдельным учащимся, особо интересующимся астрономией, и то в добровольном порядке.

Для домашних сочинений по астрономии следует выбирать темы, которые помогли бы учащемуся глубже знакомиться с идеями и методами современной астрономии, с работами отечественных учёных. Следует отметить, что домашние сочинения по астрономии, являясь хорошим средством для выявления развития школьников, в то же время вряд ли могут служить для оценки знаний учащихся. Полезно выполнение темы соединять с изготовлением какого-либо наглядного пособия, которое остаётся в школе, служит и на будущие годы для объяснения и стимулирования учащихся следующих классов к таким же работам. При этом, демонстрируя на уроках такие пособия, всегда нужно рассказать, что данное пособие изготовил такой-то ученик школы в таком-то году.

Одним из видов внешкольной работы по астрономии являются астрономические олимпиады, проводимые в Москве с 1947 г. совместно Московским государственным университетом имени М. В. Ломоносова, Московским отделением Всесоюзного астрономо-геодезического общества, Московским планетарием и Московским городским отделом народного образования. Эти олимпиады стимулируют и учеников, и учителей к более обстоятельному изучению и преподаванию астрономии. Вопросы к олимпиадам составлялись совместными трудами приведённых выше учреждений и организаций и ознакомление с ними учителей весьма полезно: самые вопросы и приведённые авторами правильные ответы на них дают учителям хороший материал для разбора на уроках. Результаты этих олимпиад, конечно, могут характеризовать лишь количество и качество учащихся, проявляющих особый, интерес к астрономии. Можно пожелать, чтобы и в других городах проводились подобные же олимпиады. Собрание всех задач, применявшихся на первых шести олимпиадах, имеется в брошюре "1-6 Московские астрономические олимпиады (1947-1952 гг.)", изданной Московским ордена Ленина государственным университетом имени М. В. Ломоносова совместно с МОВАГО и Московским планетарием, а также в "Материалах к учебным лекциям по астрономии в Московском планетарии", издававшихся им в 1952 и 1953 гг. Информации о проведении этих олимпиад печатаются в журнале "Физика в школе".

<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Rambler's Top100 Яндекс цитирования