Астронет: Е.И. Ковязин Место, содержание и методика преподавания вопросов движения небесных светил в курсе астрономии средней школы http://variable-stars.ru/db/msg/1173487/chapter1.html |
<< Предыдущая |
Глава 1. Отбор и организация материала основ сферической и практической астрономии в современной школе.
§1. Изучение закономерностей видимых движений небесных светил - основное содержание вводных вопросов школьного курса астрономии.
Наиболее острой проблемой любой частной методики является проблема отбора учебного материала. Её решение в каждом конкретном случае осложняется тем, что общепедагогические разработки в этом плане не являются достаточно полными. Тем не менее, в педагогической и методической литературе иногда встречаются отдельные предложения, связанные с решением этой проблемы.
Так, видные современные методисты С. Ган и Э. Тёпфер полагают1, что давно прошли те времена, когда учителю нужно было давать подробные разработки, методические указания и перечисления учебного материала, подлежащего изучению. По их мнению, необходимо обрисовывать лишь минимальные и максимальные программы. Это будет своеобразным приспособлением к прогрессу. Они считают, что решение проблемы отбора учебного материала должно быть таким, чтобы выполнялись следующие три задачи:
1. Выявить философское значение науки.
2. Дать фактам научное обоснование.
3. Показать современную картину мира.
Поэтому в качестве основного принципа при отборе учебного материала они выдвигают принцип использования широких теорий, которые послужат вехами, ограничивающими школьный курс. "Пространство" между вехами заполняется по усмотрению учителя.
В советской педагогической литературе почти общепризнанным является положение о том, что в первую очередь мы должны учить учащихся "основополагающим сведениям". Это такой материал, который совсем, или почти совсем не изменяется при различного рода перестройках и пересмотрах школьных программ, отражающих какое-то определенное содержание науки той или иной эпохи. Это такие вопросы, как, например, законы классической механики периодическая система элементов Менделеева и т.д.
Не трудно видеть, что оба отмеченные нами подхода являются во многом подобными и имеют много точек соприкосновения.
Попытаемся выяснить, какие вопросы основ сферической и практической астрономии можно приравнять к таким основополагающим сведениям, изучение которых в сложившихся жестких условиях будет наиболее целесообразным.
При решении этой проблемы мы исходили из:
1. Задач, которые стоят перед курсом
астрономии в средней школе .
2. Времени, отводимого на изучение курса.
3. Особенностей астрономии как учебного
предмета.
4. Уровня астрономических знаний школьника,
приступающего к изучению курса астрономии
в средней школе.
Разумность такого подхода отмечалась неоднократно. В частности, Е.А. Корякина писала: "Система воспитания правильного мировоззрения подрастающего поколения на уровне современных задач тесно связана с научно обоснованным аргументированием и определением содержания всего изучаемого курса астрономии в средней школе и совершенствованием методики преподавания ее" [165].
Одной из главных задач, стоящих перед школьным курсом астрономии, является формирование диалектико-материалистического мировоззрения школьника. Как и многие другие школьные дисциплины естественного цикла, астрономия может сделать в этом направлении очень много, тем более, что по своей специфике она является прежде всего мировоззренческим курсом.
Не смотря на ту огромную роль, которую играет и играла астрономия в развитии всех земных наук, в подготовке отдельного человека она прежде всего рассматривалась и рассматривается как мировоззренческая наука, играющая большую роль в формировании его мировоззрения. Во все эпохи система астрономических взглядов человека являлась очень важной характеристикой его мировоззрения.
Если главная роль большинства естественных наук в современной общеобразовательной политехнической средней школе такова, что в процессе их изучения учащийся должен познакомится с применением их основных законов и теорий в процессе производства, то во время изучения курса астрономии мы должны в первую очередь акцентировать внимание школьника на мировоззренческих вопросах.
В объяснительной записке к программе по астрономии для средней школы записано: "Перед школьным курсом астрономии стоят следующие задачи: дать учащимся систему знаний по основам астрономии, способствовать выработке у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения, дать представление о значении астрономии для практики" [148 стр. 26].
Такое совпадение между главными задачами, которые стоят перед курсом астрономии в средней школе, и особенностями этого предмета заставляют нас в условиях острой нехватки времени прежде всего изучать такие вопросы, которые способствуют формированию диалектико-материалистического мировоззрения школьника.
Внимательный анализ темы "Введение" нового школьного курса астрономии с этих позиций показывает, что её материал можно очень четко разделить на две группы вопросов.
При изучении первой группы вопросов: "Предмет астрономии - изучение строения и развития небесных тел и их систем. Значение астрономии дли формирования материалистического мировоззрения. Связь астрономии с другими науками. Понятие об обсерваториях, оптических и радиотелескопах, о применении фотографии и спектрального анализа." - школьник знакомится с предметом астрономии, его местом среди других наук и его методами.
Вторая группа вопросов: "Звездное небо и его видимое вращение, изображение звездного неба на звездных картах. Созвездия. Различие звезд по блеску и цвету. Кульминация, восход и заход светил на небе. Видимое движение Солнца, Луны и планет относительно звезд. Экваториальные координаты (склонение и прямое восхождение) по аналогии с географическими координатами. Зависимость вида неба от времени года и положения наблюдателя на Земле. Понятие о применении астрономии для картографии и навигации. Основные единицы измерения времени." - обращают внимание школьника на характер и закономерности изменений, происходящих на небе показывают, каким образом их знание можно использовать для решения не только некоторых задач практической астрономии, но и для доказательств простейших миропредставлений.
Такие сведения в дальнейшем мы будем называть вводными вопросами школьного курса астрономии. Не трудно видеть, что они так или иначе связаны с видимыми движениями небесных светил.
Это же самое отмечено и в объяснительной записке к школьной программе по астрономии: "Излагаются простейшие небесные явления, видимые невооруженным глазом, и сведения, необходимые для постановки наблюдений" [148 стр.27].
Нам представляется, что такой подход к определению материала этой темы является вполне оправданным.
Дело в том, что не только становление, но и все дальнейшее развитие астрономии как науки происходило по пути изучения, объяснения закономерностей наблюдаемых движений небесных светил и применении полученных знаний к практике обыденной жизни на основе научного предсказания. И первые наивные миропредставления человека, и более поздние математические схемы - системы мира - Птолемея, Тихо Браге, Коперника, определившие мировоззрение тех эпох, появились как попытки объяснения и предсказания видимых движений, небесных светил. Поэтому далеко не случайно Г.Галилей отмечал, что только тот может понять природу, кто в состоянии уяснить закономерности движения её тел.
Всё это позволяет нам говорить, что изучение закономерностей видимых движений небесных светил является очень важным для формирования у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения.
Поэтому представляется понятным, что при изучении вводных вопросов школьного курса астрономии необходимо говорить, во-первых, о суточных движениях небесных светил и следствиях из их закономерностей (равенство высоты полюса мира над горизонтом географической широте места наблюдателя, вопросы ориентирования под открытым небом, возможность введения системы экваториальных координат), во-вторых, о факте и закономерностях видимых движений Солнца, Луны и планет относительно звезд.
Не трудно видеть, что материал этой части курса действующей сейчас школьной программы сводится к изучению именно таких сведений.
Существует ещё одно немаловажное соображение. заставляющее нас акцентировать внимание на вопросах видимых движений небесных светил.
Знакомство с отзывами на проект новой школьной программы по астрономии показывает. что почти все методисты и учителя дружно высказались за сокращение вопросов сферической и практической астрономии потому что эти разделы курса астрономии в средней школе носили чисто теоретический характер, изучение их было полуабстрактным. Не было ни средств, ни приборов для того, чтобы ставить практические работы в объеме предлагаемого школьникам теоретического материала. Это была далеко не единственная и не главная причина перехода на новую программу. На других причинах мы остановимся несколько ниже.
Уже во время обсуждения новой программы и нового учебника раздавались отдельные голоса, призывающие более внимательно подходить к перестройкам подобного рода (А.А. Каверин, П.И. Бакулин и др.). Такие предупреждения в определенном плане оказались справедливыми. Дело в том, что такая перестройка программ произошла очень быстро и школы оказалась не совсем подготовленными к работе по новой программе - методические разработки и особенно наглядные пособия до сих пор не охватывают всего круга вопросов новой программы. Однако затруднения такого порядка, безусловно, временные в последнее время появилось большое количество методических разработок, посвященных работе по новой программе в средней школе.
Новая школьная программа делает упор на изучение астрофизики. Это, безусловно, оправданно. Но мы не должны забывать, что в современных условиях практическое применение астрофизических знаний школьника пока ожидает более печальная участь чем это было со сферической и практической астрономией. возможности постановки практических работ по астрофизике и звездной астрономии в средней школе очень малы. Они заведомо меньше возможностей постановки работ по ознакомительным разделам астрономии.
Безусловно, можно: предложить большое количество работ, которые базируются на раздаточном материале, полученном на хороших астрономических инструментах крупных обсерватории. Но такие работы, к сожалению, часто носят слишком вычислительный характер. Кроме того, к их недостаткам следует отнести также и то, что исходный материал для таких работ ученик получает не самостоятельно. Т.е. одну программу, которая давала плохие возможности для постановки практических работ и наблюдений, заменили другой программой, которая таких возможностей дает ещё меньше.
Понятно, что такие выводы были бы очень жестокими только в том случае, если единственный критерий приемлемости школьной программы - это возможности, которые она дает для постановки практических работ. Мы знаем, что это не так. Это всего одна из многих других положительных характеристик программы.
Таким образ, новая программа знакомит школьника с современной астрономией более "теоретически", чем это делала старая, и при этом предполагается, что она будет более глубоко и правильно формировать мировоззрение школьника
Попытаемся проанализировать, насколько это может соответствовать действительности.
Известно, что характер основ правильного
мировоззрения и миропонимания, которые
может получить школьник при изучении курса
астрономии, определятся двумя параметрами:
1. конкретным содержанием курса астрономии
в средней школе;
2. правильностью объяснения в нем тех или
иных астрономических фактов, идей и
открытий.
Понятно, что круг вопросов, которые изучает астрономия, должен быть таким, чтобы в процессе изучения учащиеся с необходимостью приходили к материалистическому пониманию мира. Но нельзя полагать, что если мы сообщили сведения, правильно отражающие объективный мир, то у учеников будут автоматически формироваться диалектико-материалистические взгляды (хотя возможности астрономии в этом плане очень велики). Необходима специальная работа учителя, заключающаяся в диалектико-материалистическом истолковании физических, астрономических явлений и законов, в процессе которой ученик приходит к некоторым выводам философского характера. Этим самым учитель учит школьника философски осмысливать, истолковывать законы и факты.
Роль школы не должна ограничиваться сообщением определенного минимума знаний. Важно развивать интерес школьника к вопросам мироздания. Астрономические знания - мощное оружие в борьбе с религиозными представлениями в научно-атеистической пропаганде. В. И. Ленин в статье "Об отношении рабочей партии к религии" писал: "Надо уметь бороться с религией, а для этого нужно материалистически объяснить источник веры и религии у масс. Борьбу с религией нельзя ограничить абстрактно-идеологической проповедью"2. Большое значение для этого имеют астрономические знания.
Достоинством астрономии является то. что именно в астрономии впервые был применен метод, диалектического материализма к познанию мира.,. Даже в эпоху Возрождения (не говоря уже о средних веках) господствует представление "об абсолютной неизменности природы. Согласно этому взгляду природа оставалась всегда неизменной, пока она существует, планеты и спутники продолжают кружиться по предопределенным им эллипсам во веки веков. Звезды покоятся навеки неподвижно на своих местах.... Только после появления гипотезы Канта... Земля и вся Солнечная система предстала как нечто ставшее во времени.... Природа не просто существует, а находится в становлении и изменении." [14 стр. 8-9]
Таким образом, "... в процессе
формирования диалектического
мировоззрения ученика... можно выделить
следующие три стороны:
1. Строгое в научном отношении изложение
основ предмета в свете современных
физических воззрений.
2. Диалектико-материалистическое
истолкование физических явлений, понятий,
законов, теорий, в процессе, которого
учащиеся на конкретном учебном материале
курса подводятся к некоторым обобщениям
философского характера.
3. Приучение школьника к использованию
ранее обоснованных обобщений для
относительно самостоятельного диалектико-материалистического
истолкования изучаемых явлений и
закономерностей."3
Не трудно видеть, тогда, что в плане отражения современного состояния науки и материалистического объяснения новых Фактов вновь принятая программа по астрономии имеет большие возможности по сравнению со старой программой. это была одна из причин принятия её.
Однако одна из слабых сторон старой программы, которую мы отметили выше, - трудности постановки работ практического характера - в новой программе так же не является решенной.
На наш взгляд, можно попытаться исправить этот недостаток. Для этого, прежде всего мы должны точно представить возможности школы в постановке практических работ по курсу астрономии. При всей желательности работ по астрофизике и звездной астрономии такие работы будут ставиться не в рамках программы курса и обязательных работ, а в рамках кружков, факультативов, а оснащение их необходимым оборудованием пока останется делом инициативы педагога. Появившиеся в последней время работы по методике преподавания вопросов астрофизического характера и организации астрономических наблюдений (например, работы Н.К. Андрианова) показывают, что в этом направлении можно и нужно делать много интересного и полезного для школы, однако не в рамках обязательного оборудования школьного кабинета астрономии.
Внимательное знакомство со списком типового оборудования средней школы показывает, что в настоящее время в широком объеме можно ставить практические работы, связанные с визуальными наблюдениями. Перспективным является также фотографирование звездного неба малоформатными камерами.
Таким образом, материальные возможности школы позволяют в широком плане ставить практические работы наблюдательного характера только в одном плане - наблюдения и выявление закономерностей видимых движений небесных светил: суточные движения светил, годичное движение Солнца среди звезд, движения Луны и планет относительно звезд.
Поскольку вопросы видимых движений небесных светил имеют очень большое значение формирования правильного мировоззрения школьника, то такое направление практических работ было бы к тому же и очень оправданным, тем более что современное типовое оснащение средней школы учебным оборудованием позволяет провести большое количество различных работ такого направления.
Внимательный анализ новых программ и учебников по физике для средней: школы показывает, что при изучении курса астрономии в 10-м классе удобно опираться на знание школьником основных понятий и закономерностей классической механики, знакомство с которыми происходит в восьмом классе.
Дело даже не только в том, что астрономия позволяет привести прекрасные по своей педагогической действенности иллюстрации очень многих законов и закономерностей классической механики. Главное заключается в том, что она показывает универсальность этих законов, их действенность во всей наблюдаемой части вселенной. Это является, важным шагом вперед в формировании диалектико-материалистического мировоззрения школьника путем уточнения и углубления его физических представлений.
Пространственные перемещения являются наиболее простой, и в то же время очень важной формой движения. Овладение их закономерностями, понимание всеобщности их - первый, а поэтому очень ответственный шаг в формировании диалектико-материалистического мировоззрения учащихся. Школьник должен первоначально понять, что именно эта форма движения материи присутствует во всех известных пространственно-временных масштабах. Только после осмысления этого факта с ним можно говорить о самом полном толковании и раскрытии содержания термина "движение".
Таким образом, изучение закономерностей видимых движений небесных светил можно считать целесообразным первым шагом на пути формирования материалистического мировоззрения школьника в процессе изучения курса астрономии.
"Обойтись без научной трактовки повседневных небесных явлений суточного вращения неба, изменения суточного пути Солнца, в также цикличности затмений и их причин в школьном курсе астрономии, конечно, невозможно" - писал член-корреспондент АПН СССР Б.А. Воронцов-Вельяминов [147].
Глубина изложения таких сведений должна быть достаточной для, во-первых, получения доказательных представлений о простейших картинах мироздания, во-вторых, для ориентирования под открытым небом и, в-третьих, для того, чтобы служить необходимой опорной фактической базой для изучения последующих разделов курса астрономии.
Сравнение полученных нами выводов с содержанием действующей программы показало почти полное совпадение объемов материала (речь идет только о вводных вопросах). Расхождение наблюдается только в одном случае - нами предлагается дополнительно ввести вопрос о горизонтальных координатах. Необходимость и целесообразность такого шага будет показана несколько ниже.
1 K. Hahn und E. Töpfer, Methodik des
physikolischen, Unterrichts, 3 Hufloge, Heidelberg, 1962
2В.И. Ленин. Об отношений
рабочей партии к религии. Соч., изд. 5, т. 17.
стр. 418.
3 В.Н. Мощанский.
Формирование мировоззрения учащихся при
изучении физики. М., "Просвещение", 1969,
стр. 12.
<< Предыдущая |