Астронет: Г.С. Яхно Содержание и методика проведения практических работ и моделирование астрономических явлений в курсе астрономии средней школы http://variable-stars.ru/db/msg/1173351/chapter39.html |
<< Предыдущая |
3) Теодолиты
В учебной практике наших школ теодолиты еще не заняли подобающего им места (их в 50 опрошенных школах оказалось только 6, т.е. около 12%). Но в преподавании астрономии они столь же необходимы, как и телескопы. Они позволяют ознакомить учащихся с точными инструментальными методами по определению географических координат, угловых и линейных размеров небесных тел и рядом других практических задач (о них будет сказано ниже). Само по себе использование современного прибора высокой точности (а отсчеты на кругах производятся с точностью до 0,5) для школы имеет важное политехническое значение.
Кроме того, теодолит может служить и прекрасным оптическим приборам. Его труба имеет просветленную оптику и дает 25-кратное увеличение.
Используя ее для астрономических наблюдений, диссертант в течение ряда лет проводил с учащимися наблюдения поверхности Луны, солнечных пятен, спутников Юпитера, колец Сатурна и др. Это позволило значительно расширить наши возможности в организации и проведении практических работ в юколе. К тому же, будучи портативным и легким прибором, теодолит обладает и некоторыми преимуществами в проведении групповых занятий. Он легко устанавливается и наводится на небесные объекты самими учащимися, чего нельзя сказать о школьном 80 мм рефракторе .
В школьной практике иногда приходится из-за недостатка времени точные угловые измерения заменять приближенными. В этом отношении большое удобство представляют имеющиеся в трубе теодолита окулярные нити.
Например, подведя нижний край Солнца или Луны под нижнюю горизонтальную линию (рис. 41) и помня, что между крайними нитями 35', мы сразу оцениваем угловые размеры светила.
Рис. 41.
Как уже указывалось, большая работа по использованию теодолита в преподавании астрономии проведена И.Ф. Боярченко [22, 23, 24]. Им разработан для средней школы определенный минимум работ с теодолитом, часть из которых диссертантом была применена в своей практике и дала положительные результаты.
Рис. 42 |
В настоящее время в школах можно встретить две модели теодолитов: ТТ-50, который выпускался нашей промышленностью до недавнего времени, и ТТ-5 - последняя модернизированная модель, выпуск которой начался с 1963 года (рис. 42). Хотя оба теодолита имеют одинаковую оптическую характеристику трубы и одинаковую точность отсчета на лимбах, теодолит ТТ-5 обладает все же большими возможностями в сравнении с ТТ-50.
Как известно, недостатком теодолита ТТ-50 является то, что его труба в вертикальной плоскости может вращаться не более чем на 50њ от плоскости горизонта. Это ограничивает его возможности для астрономических наблюдений. У теодолита ТТ-5 труба имеет круговое вращение, и для удобства наблюдения при углах наклона до 60њ имеется специальная окулярная насадка.
Кроме того, к нему отдельно выпускаются и некоторые дополнительные приспособления: комплект электрооборудования для ночных наблюдений, окулярная насадка для наблюдений при углах наклона до 75њ, дальномеры, круговая буссоль и др. Это создает значительно большие удобства в сравнении с прежней моделью. При определении, например, направления меридиана по равным высотам звезды освещение окулярных нитей здесь производится специальным приспособлением. При больших наклонах трубы, когда невозможно заглянуть в окулярный конец трубы, служит специальная окулярная насадка. Для непосредственной проверки вычисленных расстояний имеются дальномеры.
<< Предыдущая |