Астронет: Г.С. Яхно Содержание и методика проведения практических работ и моделирование астрономических явлений в курсе астрономии средней школы http://variable-stars.ru/db/msg/1173351/chapter37.html |
<< Предыдущая |
Глава IV. Практические работы учащихся и методика их выполнения
4.1. Оборудование для практических занятий по астрономии (краткий обзор)
1) Телескопы
До настоящего времени для школ нашей промышленностью выпускались три вида телескопов. Это 80 мм телескоп-рефрактор с экваториальной установкой, 60 мм телескоп-рефрактор с азимутальной установкой и менисковой телескоп система Максутова с диаметром свободного отверстия в 70 мм.
Их оптические характеристики вполне удовлетворяют требованиям школьной практики и являются довольно высокими (особенно у рефракторов). Однако механическая часть требует улучшения.
Обобщая опыт школ по использованию телескопов, а также основываясь на выступлениях в печати, приведем некоторые замечания и предложения по улучшению конструкции 80 мм школьного телескопа-рефрактора.
а) Штатив к телескопу выполнен слишком облегченным, да и скреплен он шурупами малого размера, которые не обеспечивают необходимой прочности. Барашки для закрепления лап штатива также не могут создать жесткого неподвижного крепления. Все это создает большие неудобства в работе и затрудняет проведение наблюдений. Видимо здесь погрешили против известной истины, что облегчение и удешевление конструкции не должно идти во вред эксплуатационным качествам прибора. Да и непонятно, какие особые неудобства создает более массивный, но зато устойчивый штатив? Если взять соотношение веса конструкции самого телескопа вместе с экваториальной установкой и его штатива, то даже технически неграмотному человеку ясно, что между ними нет необходимого соответствия, что такой штатив не обеспечит устойчивости инструмента.
Примером устойчивого, соответствующего своему назначению штатива, является, например, штатив к теодолиту ТТ-50 иди ТТ-5 (у последнего вес штатива составляет 5,5 кг, а вес самого теодолита только 3,3 кг).
Рис. 37 |
Рис. 38. |
Рис. 39. |
Рис. 12. |
Кстати говоря, в отверстие треножника теодолита, укрепленного на таком штативе, хорошо устанавливается телескоп-рефрактор, если нижний конец вертикальной оси азимутальной установки проточить по диаметру треножника (всего-то нужно снять 2-8 мм). Также можно установить и рефрактор с экваториальной установкой. На таком штативе телескоп значительно устойчивее, (рис. 37).
б) Конструкция крепления кронштейна с муфтой для установки телескопа по широте места выполнена неудачно. Зажимное устройство не обеспечивает фиксированного положения полярной оси, так как муфта зажимается непрочно. Во время наблюдений полярная ось ввиду этого не сохраняет заданного угла с плоскостью горизонта и постоянно сбивается. Следовательно, все это устройство не выполняет своего назначения.
Часто можно видеть, как телескоп в школах при наблюдениях используется в положении, изображенном на рис. 38, который взят нами из описания, приложенного к телескопу. То есть, в этом случае экваториальная установка превращена в азимутальную. Кронштейн повернут относительно муфты так, что полярная ось занимает вертикальное положение. На наш взгляд, конструкция этого узла выполнена более целесообразно в некоторых старых моделях телескопов, где положение полярной оси надежно фиксируется с помощью болта и гаечного ключа (рис. 39).
Это оправдывается тем, что установка по широте для данного места производится только один раз, и в последующем изменять ее нет надобности.
в) Усовершенствование тяги для плавного перемещения тубуса в модели 1960 г. оказалось настолько неудачным, что приходится удивляться, как можно доводить до абсурда казалось бы несложное техническое решение. Вместо шарнира Гука, обладавшего достаточной надежностью в работе, введена теперь тяга с гибким тросиком. Прочность тросика такова, что он после незначительных нагрузок отламывается у основания, и телескоп остается без тяги. Из трех телескопов этой системы, имеющихся в юколах нашего города, во всех из них гибкие тросики уже вышли из строя.
г) Для осуществления плавного перемещения трубы более удобным следует признать червячное колесо, имевшееся прежней модели телескопа (1956 года). Замена его сектором создает дополнительные трудности в осуществлении наводки телескопа на светило. Случается, что наблюдатель не учтет взаимного положения червячной пары, а потом в самый ответственный момент вынужден из-за ограниченности сектора прекращать слежение за светилом, откреплять трубу, передвигать сектор относительно червяка и снова осуществлять наводку на светило. Это при работе с группой учащихся, где и без того время ограничено, весьма нежелательно.
д) Чтобы использовать телескоп для фотографирования небесных объектов, например, зеркальными фотокамерами типа "Зенит", необходимо муфту окуляров делать легкосъемной. Это необходимо для того, чтобы вместо нее можно было вставлять стандартное репродукционное кольцо и к нему затем крепить фотокамеру (рис. 12).
В настоящее время муфта крепится к окулярной трубе так, что её трудно снять, и приходится стопорные винты просто высверливать. Чтобы облегчить работу учителя по использованию телескопа для астрофотографии, необходимо прилагать к телескопу и комплект репродукционных колец.
е) В отдельных экземплярах телескопа-рефрактора крепление калиброванных прокладок между линзами сложного объектива произведено ненадежно, в результате чего нарушается толщина воздушного зазора и объектив теряет свои качества. Такой случай произошел в одной из школ и далеко не сразу этот дефект удалось найти. Телескоп же тем временем бездействовал. Да и регулировка этого зазора на месте представляется не легким делом.
Указанные недостатки телескопов безусловно мешают эффективному их использованию при выполнении практической части программы по астрономии, одерживают дальнейшее ее расширение и углубление.
Нет надобности здесь доказывать то исключительно важное значение телескопов, которое они имеют для правильной постановки преподавания астрономии. Благодаря их применению удается провести важнейшие практические работы по наблюдению Солнца, Луны, планет, туманностей, двойных звезд, ближе подвести учащихся к пониманию физической картины мира. Телескоп позволяет дальше заглянуть в глубины Вселенной, увидеть многое из того, что недоступно невооруженному глазу, пробудить у учащихся больший интерес к предмету. Трудно себе представить современную астрономию без применения телескопа.
Все это кажется очевидным, но об этом приходится говорить в связи с тем, что не все методисты разделяют эту точку зрения.
Например, В.А. Шишаков в своей диссертации [141] высказывается за то, что преимущественно надо практиковать наблюдения невооруженным глазом, которых, как он считает, хватило бы на неопределенно долгое время. Что массовое пользование телескопом крайне умаляет эффект от его применения и даже может вызвать недоверие и разочарование у учащихся в связи с тем, что они не увидели ожидаемой картины.
Практика, однако, говорит о другом. Если наблюдения с телескопам заранее готовятся и продумываются организационно, то они всегда приносят пользу. Разочарование же от применения телескопов может быть только от плохой организации самих наблюдений или от того, что учащиеся заранее не подготовлены учителем к восприятию той картины, которую им надлежит изучить.
Трудно согласиться с мнением В.А. Шишакова и потому, что наблюдения невооруженным глазом сводят астрономию к временам Птолемея и Коперника, когда изучалась только видимая картина неба. В наше время ее надо наполнить физическим содержанием. Кроме того, знакомство учащихся с телескопом на практике дает им понятие о современной технике и современных методах астрономии.
<< Предыдущая |