Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.philol.msu.ru/~rlc2001/ru/resp/chizh.htm
Дата изменения: Fri Apr 19 00:00:00 2002
Дата индексирования: Sat Dec 22 06:08:31 2007
Кодировка: Windows-1251
Конгресс русистов-исследователей - отклики

Международный конгресс

Русский язык: исторические судьбы и современность

Москва, МГУ, 13-16 марта 2001-го года

[ English ]

[ главная ][ общая информация ][ программа ][ расписание ][ свяжитесь с нами ]

[ семинары и круглые столы ][ список участников ][ список секций ][ поиск по сайту ][ сборник тезисов ]

[ решение Конгресса ]

 

Уважаемая Майа Владимировна и Программный комитет Конгресса!



Благодарю за вопросы для обсуждения на круглом столе. Естественно, мои соображения и предложения касаются морфемного и словообразовательного типов анализа в рамках создания функционально-коммуникативной грамматики русского языка.

Соображения следующие:
1) Описание словообразования в функционально-коммуникативном аспекте предполагает рассмотрение явлений модуса и диктума.
2) Соотнесение словообразовательного анализа и словообразовательного синтеза в коммуникационном акте определяется интересами создателя текста и его адресата. Здесь важно описать соотношение фоновых знаний участников коммуникации и требований к уровню языковой компетенции.
3) Кроме важного соотнесения "словоформа, лексема, гиперлексема, словобразовательное гнездо" в словообразовании нужно обсуждать по меньшей мере несколько столь же важных соотнесений: грамматическая и словообразовательная модели; семантическое, лексическое и словообразовательное поля.
4) Остро стоял и стоит вопрос о сущности словообразовательного значения и словообразовательной категории, а без описания семантики словообразования нельзя строить функционально-коммуникативную грамматику. Для описания акта коммуникации следует также описать и условия и особенности референции в сфере словообразования.
5) Грамматика порядков - реализация одной из универсалий, описывающих строение слова. Не столько важно место морфемы в слове по отношению к корню, сколько соотношение значения морфемы со словообразовательным значением и ее места.
6) Каковы специфические и универсальные свойства коммуникации по-русски? Какие специфические и универсальные словообразовательные значения и категории есть в русском языке?

Из перечисленных выше проблемных сфер вытекает и формулировка вопросов для обсуждения:
1) Закономерно ли вычленять явления модуса и диктума в словообразовании?
2) Каковы закономерности соотношения интересов говорящего и слушающего в сфере словообразования? Как соотносятся словообразовательный анализ и синтез в акте коммуникации?
3) Как соотносятся грамматическая и словообразовательная модели; семантическое, лексическое и словообразовательное поля?
4) Как соотносятся лексическое, грамматическое и словообразовательное значения? Можно ли вводить соотнесение "словообразовательное значение - словообразовательная категория"? Каковы особенности референции в сфере словообразовательных значений и словообразовательных категорий?
5) Как соотносится характер словообразовательного значения и место морфемы со словообразовательным значением в русском слове?
6) Какие специфические и универсальные словообразовательные значения и категории есть в русском языке?


С моей точки зрения, обсуждение указанных выше вопросов будет полезно для участников дискуссии.

С уважением и наилучшими пожеланиями - Лариса Алексеевна Чижова.

 

<< назад к материалам семинара

 

[ English ]

[ главная ][ общая информация ][ программа ][ расписание ][ свяжитесь с нами ]

[ семинары и круглые столы ][ список участников ][ список секций ][ поиск по сайту ][ сборник тезисов ]

[ решение Конгресса ]