Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.philol.msu.ru/~lex/areft/27-35.htm
Дата изменения: Unknown Дата индексирования: Fri Feb 28 08:31:02 2014 Кодировка: Windows-1251 |
ПОЛИКАРПОВ Анатолий Анатольевич
ЦИКЛИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В СТАНОВЛЕНИИ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА:
МОДЕЛИРОВАНИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТ
27. Аналогично прогнозируемому ослаблению способности все более абстрактных значений порождать новые значения в нашей модели прогнозируется и ослабление порождающей способности членов гнезда, стоящих на более отдаленных ступенях деривации. Это объясняется тем, что и по категориальной и по лексической семантике они , в среднем, более абстрактны, чем члены гнезда, появившиеся на предшествующих этапах словообразовательного процесса, и поэтому менее активны в ассоциативном и порождающем процессе.
28. Замедление темпа словообразовательного процесса на каждой последующей ступени деривационного процесса в данном гнезде, исчерпание со временем словообразовательной способности исходных членов в гнезде, а также постепенный их выход из строя со временем может привести к тому, что некоторые словообразовательные гнезда начинают возглавляться не теми или иным генетически исходными существительными, а словом какой-либо другой - признаковой или даже служебной части речи (отглагольные гнезда, гнезда возглавляемые прилагательными, наречиями).
29. Для ранних ступеней словообразовательного процесса должны быть свойственны в большей степени, чем на последующих этапах, нерегулярности в соотношении содержания лексических значений производных и производящих. Имеется в виду, что лексическая деривация встречается на начальных ступенях словообразовательного процесса чаще, чем синтаксическая, а внутри лексической - чаще ее мутационный вариант, чем модификационный.
30. В то же самое время, начальные стадии словообразовательного процесса должны характеризоваться большей определенностью, прозрачностью формально-категориальных отношений между членами гнезд, чем последующие стадии этого процесса. Как отражение этого - множественность словообразовательной мотивации - характерна именно для поздних этапов словообразовательного процесса. На поздних этапах этого процесса и лексические значения членов гнезда являются менее специфическими (и поэтому менее определенными являются соотношения между значениями словообразовательно связанных слов), и сами категориальные форманты более абстрактны, менее определенно отображают реальное направление произошедшего деривационного акта от одной категории слов к другой (множественная мотивация).
31. Средняя полисемия слов, находящихся на каждом последующем шаге деривационного процесса, должна постепенно уменьшаться как результат того, что дополнительный словообразовательный формант в производном не только ограничивает преемственность по отношению к некоторым из значений производящего, но и ограничивает потенциальную область ассоциативности самого производного в последующем самостоятельном развитии им полисемии.
32. Частота употребления слов, находящихся на более отдаленных ступенях деривации в сравнении со словами, находящимися на более ранних ступенях деривации определяется одновременно действием двух разнонаправленных тенденций - уменьшения у производных числа значений и повышением общей степени их абстрактности ('широкозначности'). Какая из этих тенденций оказывается более сильной в какой из моментов развития словообразовательного гнезда, таким и будет преимущественное изменение общей частоты употребления производных слов в сравнении с производящими. Причем, сопоставлению должны подвергаться производные и производящие каждой из ступеней деривации каждой части речи и каждого возраста в отдельности. Только при таком дифференцированном анализе возможно оценить действие каждого из указанных факторов по отдельности.
33. В модели жизненного цикла слова делается вывод о том, что фактор сужения семантического объема будет действовать более активно, чем абстрактивизация значений слов на ранних этапах деривационного процесса в словообразовательном гнезде, т.к. используемые в этом случае словообразовательные форманты более специфичны и поэтому накладывают более сильные ограничения на перенос лексических значений от производящего к производному. На последующих ступенях он будет действовать все слабее, так что различие в частоте употребления между производными и производящими будет постепенно уменьшаться.
34. В связи с удлинением производных в сравнении с производящими омонимия им будет свойственна в меньшей степени.
35. Проверка этих гипотез проводится на материале словаря 'Новые слова и значения' путем учета ряда релевантных характеристик новых аффиксальных производных и их соответствующих производящих. Использование подобного материала позволяет определить закономерности 'одномоментного' сдвига в деривационной системе русского языка, обнаружить производящие способности слов разного возраста, разных грамматических категорий, сосуществующих в данное время в русском языке. Так как разные производящие в этом словаре находятся на различных ступенях деривации, получаемая при их анализе суммарная картина, может дать общее представление о закономерностях развития для каждого словообразовательного гнезда. Полученные при этом данные находятся в полном соответствии с приведенными прогнозами.
[ начало статьи ] [ далее ]