Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.pereplet.ru/misl/rouz3/node10.html
Дата изменения: Unknown Дата индексирования: Mon Apr 11 05:43:05 2016 Кодировка: UTF-8 |
[AUTO] [KOI-8R]
[WINDOWS] [DOS]
[ISO-8859]
Next: 1.
Разрушение старого Up: Человек
против Бога Previous: 2.
Поклонение ничто.
Война против Бога, логически проистекающая из провозглашения царствования ничто, означающего торжество раздробленности и абсурдности, весь этот замысел, возглавляемый диаволом - вот в чем кратко состоит богословие и содержание нигилизма. Однако человек не может жить столь грубым отрицанием. В отличие от диавола он даже не может желать его самого по себе, но желает его, ошибочно принимая его за нечто положительное и доброе. В действительности ни один нигилист - за исключением разве моментов наивысшего подъема, безумия или, может быть, отчаяния - не видел в этом отрицании ничего, кроме средства к достижению высшей цели, то есть нигилизм преследует свои сатанинские цели посредством позитивной программы. Наиболее склонные к насилию революционеры - Нечаев и Бакунин, Ленин и Гитлер и даже обезумевшие практики "пропаганды действием" - мечтали о "новом порядке", который сделает возможным их насильственное разрушение старого порядка. Дада и "антилитература" ищут не полного уничтожения искусства, но пути к "новому" искусству; пассивный нигилист со своими "экзистенционалистскими" апатией и отчаянием продолжает жить только потому, что смутно надеется найти себе некое глобальное удовлетворение в мире, который, казалось бы, отрицает эту возможность.
Таким образом, нигилистическая мечта "позитивна" по своему направлению. Но Истина требует, чтобы мы рассматривали ее в соответствующей перспективе: не сквозь розовые очки нигилиста, но с реалистической позиции, которую нам обеспечивает близкое знакомство нынешнего века с явлением нигилизма. Вооружившись знаниями, которые дает это знакомство, и христианской Истиной, позволяющей правильно их расценить, попытаемся посмотреть, что скрывается за фасадом нигилистических фраз.
В такой перспективе те фразы, которые представляются нигилисту целиком и полностью "позитивными", предстают перед православным христианином в ином свете, как положения программы, кардинально отличной от той, которую излагают апологеты нигилизма.