В психологии для исследования социальных установок и стереотипов в большинстве случаев применялись
методы прямого опроса и
психосемантические методы, использующие либо самооценку, либо
экспертные оценки ? т.е. методы, опирающиеся на использование осознаваемой информации о себе и о других людях.
Такие методы получили название
эксплицитные. Например, эксплицитными методами можно назвать такие, в основе которых лежит такой методический прием как
оценка степени выраженности качеств (или свойств), выбор из списка качеств (свойств) и приписывание их определенным объектам (явлениям, субъектам и т.п.). К экплицитным методам можно отнести
метод семантического дифференциала с биполярными шкалами.
В последние годы при проведении психологических исследований социальных установок/стереотипов ученые-психологи обращаются к применению особой подгруппы косвенных методов измерения ? так называемых
имплицитных методов. С 80-х гг. прошлого века социальный психолог из Гарвардского университета —
Банаджи (Banaji) и
Гринвальд (Greenwald) из Вашингтонского университета занимаются изучением неосознаваемых психологических установок и их влиянием на подсознательные социально значимые реакции. Они создали первый тест на скрытую ассоциацию (
Implicit Association Test, IAT).
Лия Боровая (аспирантка Тель-Авивского университета, Израиль) проводит апробацию русскоязычного варианта теста IAT:
Как известно люди не всегда говорят то что думают. Более того люди не всегда осознают что именно они думают. При помощи IAT психологи исследуют бессознательное отношение к чему бы то ни было. Что или кто человеку больше по сердцу — толстые или худые, геи или стрейты, старые или молодые, США или Россия? Как это делают и каковы Ваши подсознательные стереотипы можно узнать просто зайдя на сайт и пройдя тест. Сейчас вышла версия IAT на русском языке.