Я провожу такой эксперимент со своими студентами в рамках занятий по дисицплине «Диагностика и оценка персонала».Ниже представлен краткий отчет о проведенном эксперименте и его результатах, с последующим сравнительным анализом с результатами эксперимента С. Аша. Демонстрационный эксперимент является лучшим способом показать, что гало-эффект является источником ошибок в оценке личности, когда наблюдатель пользуется лишь первым впечатлением или запоминающейся чертой в оценке индивидуальности. Результат воздействия впечатления о чем-либо (явлении, человеке, вещи) на восприятие его частных особенностей получило название гало-эффекта или эффекта ореола.

Демонстрационный эксперимент: Исследование формирования впечатления о кандидате на вакантную должность

Создание хорошего впечатления

Базовый материал: Asch S.E.(1946) Forming impression of personality. Journal of Abnormal and Social Psychology, 41, 258 ? 290. Несмотря на то, статья написана в 1946 году, она по-прежнему цитируется исследователями. Так, например, по данным getCITED — 9 ссылок на эту статью.

Описание исследования: см. кн. Хок Р.Р. 40 исследований, которые потрясли психологию. Секреты выдающихся экспериментов. СПб., 2003. с. 139 ? 149.

Теоретические основания

Формирования впечатления о других происходит у нас как естественное и неизбежное когнитивное действие. Более того, мы формируем такое впечатление быстро и легко (правильно и неправильно!), часто имея при этом очень мало информации.

В своей статье Соломон Аш пишет: ?Стоит нам только посмотреть на человека, как моментально само собой формируется определенное впечатление о его характере. Мимолетного взгляда и нескольких слов бывает достаточно, чтобы поведать нам сложную историю предмета обсуждения. Мы знаем, что такое впечатление формируется удивительно быстро и весьма просто? Эти наши удивительные умственные способности, помогающие что-то понять в характере другого человека ? являются непременным условием общественной жизни. Каким образом создается впечатление? Существуют ли определенные принципы, регулирующие его формирование?? (с. 258 — цит. по источнику Хок Р.Р.).

Аш признавал, что обычно мы имеем, по крайней мере, несколько характеристик, на основе которых формируется впечатление. Однако мы воспринимаем человека не как набор различных индивидуальных черт. Вместо этого создается общее впечатление о личности в целом. Аш поставил задачу выяснить, каким образом наш ум организует эти различные отдельные характеристики.

Представим себе личность, которая обладает пятью индивидуальными характеристиками, обозначенными a, b, c, d, и e. Аш объединил две основные теории, которые можно использовать для объяснения механизма сочетания этих характеристик и создания впечатления. (Читать дальше в формате pdf)