22 марта 2003 года "Известия" рассказали о результатах работы научной экспедиции, которая ищет следы падения Витимского болида около поселка Мама, на северо-востоке Иркутской области, происшедшего в сентябре 2002 года и зафиксированного американскими военными спутниками. В последние дни информационные агентства сообщают о том, что экспедиция организации "Космопоиск" сумела обнаружить место падения и фрагменты Витимского болида. Мы попросили прокомментировать эти сообщения директора астрономической обсерватории Иркутского госуниверситета, научного сотрудника Института солнечно-земной физики СО РАН Сергея ЯЗЕВА.
Витимский болид был зарегистрирован в ночь на 25 сентября 2002 года спутником ВВС США. Через две недели были опубликованы координаты точки обнаружения и точки "потери" болида, их высота над поверхностью Земли (соответственно 62 и 30 км). Это позволило определить угол наклона траектории (примерно 34 градуса), направление проекции траектории на поверхности и предполагаемую точку падения в случае полета по прямой. Опрос очевидцев в поселках Мама, Луговка, Мусковит и Витимский, проведенный экспедицией Института солнечно-земной физики и ИГУ, а также свидетельства жителей Бодайбо позволяют утверждать: траектория указана правильно, свидетельства соответствуют друг другу и реконструированной траектории.
|
По самым оптимистичным оценкам, размер Витимского тела на входе в атмосферу не превышал 2,5-3 м в диаметре
|
Это значит, что район, обследованный экспедицией Вадима Черноброва, находится как минимум в 15-20 км к юго-востоку от проекции полета болида на поверхность Земли, над ней болид летел на высоте около 30 км. Исходя из моделей, описывающих физику вхождения в атмосферу метеороидных тел, маловероятна возможность выпадения в указанном районе крупных фрагментов. Они должны были бы падать практически отвесно с высоты 30 км. Трудно предположить, что на этой высоте уже была потеряна горизонтальная скорость (при скорости входа в атмосферу в пределах от 15 до 25 км/с).
По мнению сотрудника Института физики геосфер Ольги Поповой, потеря болида скорее всего связана с тем, что его яркость упала ниже порога чувствительности сенсоров спутника. Многочисленные показания очевидцев говорят о том, что полет болида продолжался в прежнем направлении после прохождения точки на высоте 30 км. Из подробно документированных свидетельств следует, что взрыва над районом, обследованным Чернобровом, не было. Болид, миновав этот район, продолжал полет на северо-восток. Район настоящего падения находится примерно в 40 км к северу.
Сообщается также, что обнаружено пространство площадью около 100 кв. км, где сожжены и повалены деревья. Во время первой Витимской экспедиции были опрошены охотники, которые были в тайге после падения болида и обнаружили участки поврежденного и частично поваленного леса. Экспедиция Вадима Черноброва работала как раз в тех местах. Нужно специальное исследование, которое могло бы ответить на вопрос, когда были повалены деревья и действительно ли это работа ударной волны или речь идет о последствиях ураганных ветров, которые нередки в этом районе. Два отряда второй Витимской экспедиции, организованной иркутскими институтами геохимии, земной коры и солнечно-земной физики СО РАН, описали участки сломанных верхушек деревьев и поваленных деревьев.
|
Витимский болид не смог избежать объективов фотокамер ( Astronet.Ru)
|
О результатах этих исследований скоро будет сообщено. Но учитывая, что крупные фрагменты метеорного тела вряд ли падали в указанном районе, а также принимая во внимание отсутствие свидетельств о признаках взрыва, представляется крайне маловероятной возможность обнаружения здесь обожженных болидом деревьев. Во время полета болида в этих местах была сплошная 10-балльная облачность, шел дождь, а на вершинах гор - снег, лес был мокрым, температура была около 0 градусов. Яркость болида была высокой, но недостаточной, чтобы вызвать лучистые ожоги древесины сквозь низкую дождевую облачность (высота нижней кромки облаков - около 1100 м). Именно в этом районе яркость болида упала и он перестал фиксироваться сенсорами спутника. Можно предположить, что экспедиция Черноброва вышла на гарь, или вывал леса, затронутого в прошлом лесным пожаром. Анализ особенностей следов огня на деревьях в будущем может дать окончательный ответ об их происхождении.
Как указывала специалист по метеорным явлениям Дарья Ханукаева из МФТИ, в результате интенсивного торможения на некоторой высоте происходит отход от падающего тела ударной волны. Именно это явление скорее всего дало эффект громкого удара (взрыва). Вблизи проекции точки отхода может быть "телеграфный лес" (деревья со сломанными ветками), справа и слева от проекции траектории - поваленные деревья.
Наиболее вероятным объяснением образования зоны поваленного леса представляется воздействие ударной волны, оторвавшейся от метеорита при торможении. Это, по-видимому, южная боковая зона. Было бы интересно обследовать симметричную область к северу. В любом случае район предположительного падения фрагментов находится значительно дальше к северу и северо-востоку от участка, обследованного экспедицией Вадима Черноброва.
Громко прозвучали сенсационные заявления о том, что находки, дескать, говорят о том, что Витимский метеорит - второй по величине после знаменитого Тунгусского, а их следы сравнимы по масштабам. Американские оценки мощности излучения Витимского болида во время полета соответствуют эквиваленту энерговыделения 200 тонн тротила. Согласно модели Немчинова, общая кинетическая энергия падающего тела при этом может соответствовать примерно 2,3 тыс. тонн тротила. Это совершенно несопоставимо с масштабами Тунгусского явления (от 15 до 40 млн тонн тротила ). Несопоставимы масштабы повреждений - 2200 кв. км поваленного и обожженного леса в тунгусском случае - и значительно меньшие области частично сломанного по неустановленной причине леса вблизи Витима.
При минимальной и заведомо заниженной начальной скорости 11 км/с, по расчетам, выполненным Михаилом Назаровым (Комитет по метеоритам РАН), получается максимальная начальная масса тела около 160 тонн. Из-за обгорания и сдувания набегающим потоком частиц вещества до земли могло бы долететь не больше 60 тонн, а реально - гораздо меньше. При более вероятной скорости 25 км/с масса долетевших до земли фрагментов не превышает 100 кг. При самых оптимистичных оценках диаметр Витимского тела не превышал на входе в атмосферу 2,5-3 метров в диаметре, а скорее всего был еще меньше. Это совершенно несопоставимо с Тунгусским телом. Его масса оценивается в миллионы тонн, а диаметр - в 60 метров. Оно взорвалось на высоте 5-10 км над землей. Список взорвавшихся в атмосфере в последние годы метеоритов насчитывает несколько объектов, значительно превосходящих по энерговыделению Витимское тело.
Становится ясным, что сенсация выглядит преждевременной. Тем не менее практика является критерием истины. Если Вадиму Черноброву удастся найти фрагменты метеорита, это было бы замечательно. Не исключено, что спутник США дал не совсем верные координаты, траектория полета шла несколько иначе, начальная скорость была такой, что торможение было исключительно интенсивным, и взрыв все-таки произошел на большой высоте. Однако, основываясь на всей совокупности данных, можно предположить, что вероятность такого сценария невелика.
В июле в районе падения ожидается работа по меньшей мере четырех профессиональных исследовательских групп ученых из Москвы, Иркутска, Екатеринбурга и Красноярска.
|