В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО
|
Падение метеорита Богуславка.
18 октября 1916 г., Приморский край.
Рисунок очевидца.
|
В се же лето бысть Всеволоду ловы деющю звериныя за Вышегородом, заметавшим тенета и кличанам кликнувшим, спаде превелик змий от небес, ужасошася вси людье. В се же время земля стукну, яко мнози слышаша ...
Лаврентьевская летопись, 1091 г.
|
П
адение метеорита поразительное, очень короткое, непонятное и всегда неожиданное явление вызывающее ужас и поклонение у непросвященного наблюдателя. Поэтому описания метеоритных падений имеются во всех летописных источниках. Древнейшее из них приводится в китайской рукописи и датируется 654 г. до нашей эры. Зарегистрированы они греческими, римскими и средневековыми историками. Разумеется упавшие с неба камни почитались святыми и служили предметом религиозного почитания. Однако метеоритное железо использовалось для изготовления различных орудий труда и можно предполагать: что первое металлическое железо с которым познакомилось человечество имело космическое происхождение.
В русских летописях древнейшее упоминание о падении метеорита относится к 1091 г. Эта запись из Лаврентьевской летописи, процитированая выше, является примером очень краткого, но содержательного описания метеоритного падения. Можно считать, что с нее начинается история отечественной метеоритики. В дальнейшем известия о появлении болидов и падении воздушных камней в летописных материалах встречаются неоднократно. Обычно в этих описаниях отмечается черная туча и появление на небе огненного змея. Поэтому весьма возможно, что метеоритные падения и породили стариныые легенды и сказки о Змее Горыныче, составляющие украшение русского фольклора. Другое неожиданное следствие метеоритных падений - их очевидное влияние на моральные устои общества. В летописях они считались недобрым предзнаменованием.
"Устрашимся убо таковыя повести страшныя слышаще, и научимся добро творити и заповеди Господня хранити да благо нам будет."
- восклицает Летописец, описывая падение метеорита в Великом Новгороде. В местах падений ставились часовни. Метеориты закладывали в стены церквей и монастырей.
Рукописные источники, дошедшие до нас, хранят сведения об очень крупных метеоритных падениях. Среди них наиболее существенными являются падения в Великом Устюге (1290 г.), Великом Новгороде (1421 г.) и у села Новые Ерги (1662 г.). Эти события уже находились в сфере внимания исследователей. Отмечалось в частности, что падение у Великого Устюга (примерно 3 июля по новому стилю) и Тунгусское событие (30 июня 1908 г.) некоторым образом связанные явления и могут быть результатом бомбардировки Земли группой космических тел находящихся на одной траектории, пересекающей земную орбиту. Действительно, эти падения очень близки по дате, Великий Устюг находится на проекции траектории Тунгусского тела и устюжская "каменная туча", также как и Тунгусский болид, двигалась от Солнца. Кроме того, оба падения очень близки по характеру последствий: образование лесоповала и возгорание тайги. Предпринимались многократные попытки поиска упавших камней в местах падения и в русских монастырях но все они оказались безуспешными. До сих пор на территории России не обнаружено ни одного метеорита, падение которого зафиксировано в летописных источниках.
В 1290 г. 25 июня (примерно 3 июня по новому стилю) случилось здесь страшное событие:
"Бысть же о полудни найде внезапу над град Устюг облак темен и бысть яко нощ темная... И посем явишася и восташа со все четыре страны тучи великие, из них же исхождаше молния огненная безпристани, и грому убо многу и страшну бывшу над градом Устюгом, яко же не слышати, что друг с другом глаголати... Бывшу же долгому от святаго Прокопия и от всего народа к Богу и к Пречистой Богородице прилежному с рыданием молению, пременися воздух и тучи страшнии с блистаниями и громами отъидоша на пустынная места, отстоящая от града за двадесять поприщ и тамо одождивше камение велие разженное, попалища многие лесы и дебри, тем же многим и безчисленным камением ови древеса из корени избиша, а иные в полы поломиша, и от человек и скотов никого же убиша заступлением Пресвятыя Богородицы и молитвами святаго Прокопия".
Житие праведного Прокопия Устюжского, XVI в.
Современная репродукция с иконы Праведного Прокопия, молитвами своими избавившего г.Великий Устюг от разрушения каменной тучей. Икона написана в 1669 г. и ныне хранится в Краеведческом музее г.Великий Устюг. В центре на иконе изображен праведный Прокопий, молящийся перед иконой Божей Матери; по краям на клеймах - основные события жития и чудеса Праведного Прокопия. На третьей и четвертой (сверху) клеймах в правом ряду показана нашедшая на Великий Устюг каменная туча и падение из нее камней.
В основание церкви Праведного Прокопия в г.Великий Устюг заложен черный камень. По преданию это один из камней выпавших из каменной тучи. Говорят, что на этом камне любил посидеть и поразмышлять Праведный Прокопий. Увы, это - не метеорит, а валун диабаза привнесенный сюда с севера во время последнего оледенения. Снимок 1998 г.
Народная память сохранила время и место падения каменной тучи у г.Великий Устюг. На месте падения у дер.Олбова была сооружена деревянная часовня а затем и каменная церковь На протяжении нескольких веков это место регулярно посещалось богомольцами в день падения каменной тучи. Указом Святейшего Правительствующего Синода от 7 сентября 1860 г. жителям г.Устюга официально было дозволено "совершать в 25 день июня крестный ход из Устюжскаго Успенскаго собора" к часовне близ Олбова, "где в 1290 году, как гласит древнее предание, выпала каменная туча". Ныне дер. Олбово уже более не существует. От часовни и церкви сохранились одни унылые развалины. Но через глухой лес пробирается к ним хорошо нахоженная тропа, показывающая, что люди и до сих пор не забывают святого места. Много камней лежит вокруг, но все они имеют земное происхождение.
|
Великий Новгород. Софийский собор
- самое древнее из сохранившихся на северо-западе России каменных зданий. Стены его видели несколько метеоритных падений, отмеченных в русских летописях.
|
"В лето 6722, месяца февраля в первый день, в неделю сыропустную, гром бысть по заутрении, и вся слышаша, и потом тогда же змеи видеша летящь"
Новгородская первая летопись, 1212 г.
Знамение страшно зело (лето 6929). Тоиже весны Маия в 19 день в праздник Всех Святых в Великом Новгороде в полунощи бысть трус велий. На воздусе взыде туча с полудне темна силно зело з громом страшным и с молниями блистающими, якож и прозрети немочно бе, и чающим человеком сожженным быти от огня онаго. И пришедъ ста над градом, и изменися туча от дожденосия на огненное видение....И бысть дождь мног и град велий, и каменье являшесь изо облака спадшее на землю.... Устрашимся убо таковыя повести страшныя слышаще, и научимся добро творити и заповеди Господня хранити да благо нам будет.
Никоновская летопись, 1421 г.
|