Размышление о судьбе и насущных проблемах школьной астрономии
Е.П. Левитан,
доктор педагогических наук
Работа с учащимися во внеучебное время
Нередко учителя и начинающие методисты, искренне стремясь сделать "как лучше", пытаются втиснуть в немногочисленные уроки астрономии огромный информационный материал, решение задач, лабораторно-практические и контрольные работы и даже превращают в уроки школьные астрономические наблюдения. При этом забывают о том, что подобное делают преподаватели и других учебных предметов, неизмеримо перегружая учащихся. Пытаясь охладить пыл таких энтузиастов, автор не устает повторять: то, что жадно проглатывают увлеченные астрономией школьники, равнодушно отторгается большинством, которое в результате вообще ничего не усваивает.
Однако заботясь, чтобы все выпускники школы знали основы астрономии, мы обязаны думать и о развитии любознательных и одаренных, предоставляя им на выбор различные формы работы, проводимой во внеучебное время (от факультативов - до подготовки к самым трудным олимпиадам и научно-любительским астрономическим наблюдениям).
Вот почему настало время, прежде всего, подготовить и издать книгу "Методы руководства школьным астрономическим кружком". В ней, основанные на опыте работы ряда руководителей таких кружков (включая автора), должны содержаться варианты учебных программ, рассчитанных на 1-4 года, а также наиболее эффективные формы и методы работы.
Кроме того, необходимо создать современные пособия для учителей астрономии, такие как "Методика работы по астрономии в коллективах при домах детского творчества (юношеских обсерваториях, планетариях и астрономических учреждениях)", "Методы подготовки школьников к участию в астрономических олимпиадах (школьных, городских, областных, российских, международных)" и "Опыт организации и проведения детских летних астрономических школ". К настоящему времени накоплен достаточный материал, который можно использовать для создания перечисленных пособий.
Роль астрономии в воспитании и развитии школьников
Какова она? Еще сравнительно недавно ответ на этот вопрос был однозначен: изучение астрономии способствует формированию диалектико-материалистического мировоззрения и атеистическому воспитанию учащихся. Столь важный воспитательный потенциал астрономии был опорой астрономической общественности, которой удавалось добиться в "директивных органах" сохранения астрономии как самостоятельного предмета (несмотря на многочисленные попытки ее ликвидировать).
:Первая книга автора по методике преподавания астрономии так и называлась - "Методика преподавания астрономии в средней школе" (Просвещение, 1965). Вскоре ее прочитал хорошо владевший русским языком известный голландский астроном М. Минкарт, один из организаторов Комиссии по преподаванию астрономии Международного Астрономического Союза. Оказавшись на несколько дней по делам в Москве, М. Минкарт пригласил автора для "важного разговора". Он сказал, что книга ему понравилась, но, к сожалению, перевести ее на голландский язык не сможет, т. к. "в ней очень много марксизма" (так он назвал диалектический материализм). У нас надолго сложились исключительно хорошие отношения, М. Минкарт поручил автору исполнять обязанности члена-консультанта своей Комиссии, но книга на Западе так и не появилась. У нас же она, конечно, не могла увидеть свет без "марксизма".
Тогда невозможно было представить грядущие перемены в СССР, но они произошли, причем все изменилось в области идеологии "с точностью до наоборот".
Теперь нелегко сформулировать, что пришло на смену "коммунистическому мировоззрению", а от школы уже совсем не требуется воспитывать атеистов. Пожалуй, атеисты сейчас себя чувствуют не лучше, чем верующие в Советском Союзе.
Между тем никто не отменял законы диалектики, а конституционная свобода совести дает право каждому быть верующим или атеистом.
Вообще говоря, создается впечатление, что негласное табуирование атеизма является лишь данью очередной "идеологической моде", как, впрочем, и чрезмерное выпячивание роли церкви и якобы необходимого религиозного восприятия подрастающего поколения. Скорее всего, будут продолжаться начавшиеся показные научные дискуссии о разуме и вере, саморазвитии и творении, о глубинной сущности красоты и целесообразности в природе. Назрела необходимость в новых научных дискуссиях по философским вопросам естествознания. Ведь сейчас не так просто даже перечислить эти вопросы. Они, можно сказать, были хорошо известны (автор тоже обсуждал их в своих публикациях, например в книге "Мировоззренческие аспекты изучения астрономии", "Высшая школа", 1983). А теперь?
И все-таки нужно сформулировать некоторые рекомендации, в которых сейчас нуждаются преподаватели естественнонаучных дисциплин.
Воспитательная роль обучения астрономии будет возрастать по мере уточнения и дополнения астрономической картины мира, которая по своей сути научна, объективна (материалистична), диалектична, но, конечно, относительна, т.к. всегда отражает определенный уровень знаний о Вселенной.
Учитывая все это и принимая во внимание гуманитаризацию и гуманизацию астрономии (как и других учебных дисциплин), можно, в частности, согласиться с тем, что в процессе обучения астрономии следует стремиться формировать гуманистическое научное мировоззрение. Знакомя школьников с основами астрономии и космонавтики, мы не только способствуем формированию научного мировоззрения, но и вносим определенный вклад в интеллектуальное, эстетическое, нравственное воспитание школьников. Изучение астрономии развивает мышление и творческие способности детей и подростков, вырабатывает иммунитет к бытующему оккультному мракобесию, стимулирует потребность в непрерывном образовании.
К сожалению, невозможно в рамках статьи сколько-нибудь подробно рассмотреть обозначенные здесь проблемы и хотя бы назвать наиболее результативных их разработчиков. Но обозначить эти проблемы необходимо, хотя пришлось высказать ряд весьма "крамольных" мыслей (а без них едва ли нужно было вообще писать статью). Что касается некоторых подробностей затронутых в статье вопросов, то интересующиеся со временем найдут их в монографии автора "Дидактика астрономии".
|