Размышление о судьбе и насущных проблемах школьной астрономии
Е.П. Левитан,
доктор педагогических наук
Необходима новая система средств обучения
Похоже, многие начинают понимать, сколь нелегко увлечь современных старшеклассников систематическим изучением астрономии (они и так "все знают", "все уже видели" благодаря ТВ и ПК). Однако надо не только пробудить в них интерес, но и постоянно поддерживать его на достаточно высоком уровне.
Давно стал архаичным и бесперспективным "меловой" метод преподавания (это когда основные средства обучения - мел и классная доска). Учебник тоже, конечно, является средством обучения, более того: учебник - ядро системы средств обучения. В недалеком прошлом учителя астрономии могли, кроме учебника, получать в свое распоряжение специально созданные в нашей стране учебные диафильмы, слайды, кинофильмы, наглядные таблицы, но сейчас выпуск всего этого прекращен и приходится пользоваться старыми записями, если их удалось сделать. Ясно, что не имеет смысла пытаться восстанавливать и модернизировать все это, ибо, например, "классические" аудиовизуальные средства обучения сейчас целесообразно заменять видеокассетами, компьютерными слайдами, учебными компьютерными программами (на дискетах и дисках). Перспективна также и интерактивная система использования самого учебника, если мы хотим его грамотно воплотить в электронном варианте. Существующие компьютерные программы позволяют не только показывать красивые фотографии небесных тел, но и моделировать различные небесные явления и процессы, а также "оживлять" дидактический материал ("Земля и Вселенная", 2002, ? 6).
Все это прекрасно дополняют современные карты звездного неба, Млечного Пути, Луны и некоторых планет, различные объемные модели, позволяющие учащимся представить вид и сравнительные размеры планет, звезд, Солнечной системы и Галактики. Здесь действительно можно кое-что модернизировать, но многое придется создавать вновь. Постепенно на уроки и факультативные занятия по астрономии станет проникать Интернет, откуда учителя и любознательные учащиеся будут черпать интереснейшую и самую свежую информацию. При этом еще долгое время источником необходимой им научной информации будут оставаться научно-популярные и методические журналы ("Земля и Вселенная", "Звездочет", "Физика в школе" и др.). Известно, например, что благодаря публикациям в "Земле и Вселенной" в астрономию пришло немало нынешних профессионалов (о чем некоторые из них, к сожалению, по-видимому, уже забыли:). Но в целом из сказанного следует: персональные компьютеры (ПК) станут важными элементами учебного оборудования в новой системе средств обучения астрономии.
Исключительно важную роль в преподавании астрономии играли и будут играть планетарии. Простейшие аппараты ("планетарии") есть даже в отдельных школах, но эффект от их применения несоизмерим с тем, что могут дать хотя бы малые оптические "планетарии". Их, к сожалению, очень мало - в Москве, Санкт-Петербурге и лишь в десятках других российских городов. Средние и, тем более, большие оптические аппараты в нашей стране (в отличие от других стран!) стали непозволительной "роскошью".
На этом фоне закрытие Московского планетария выглядит абсурдно, потому что на протяжении десятилетий "Звездный дом" был центром огромной учебной работы по астрономии и космонавтике, проводимой в масштабах Москвы и всей страны. Сейчас (вопреки множеству объективных и субъективных трудностей!) Московский планетарий начинает возрождаться. Правительством Москвы и Программой развития ООН в 2002 г. завершен проект, который называется "Разработка и реализация программы по созданию культурно-просветительского астрономического центра на базе планетария в г. Москве". Автор принял активное участие в подготовке итогового документа, о котором, возможно, следовало бы подробнее рассказать читателям "Земли и Вселенной" (ведь многие из них дезориентированы слухами и сомнительными публикациями в СМИ). Хочется надеяться на то, что в ближайшие годы Московский планетарий будет открыт. Вместе с тем откроется новая важная страница в истории астрономического образования, потому что появятся более совершенные технические возможности для приобщения детей и взрослых к достижениям астрономии и космонавтики, для развития учебной работы, деятельности кружков и организаций любителей астрономии. Многие посетители планетария сумеют впервые в своей жизни посмотреть в телескоп на Солнце, Луну, планеты, звезды: Автор верит, что все так и будет, но, конечно, отдает себе отчет в том, что для этого необходимо компетентное научно-методическое руководство новым "Звездным домом" в Москве. Имеется в виду прежде всего Ученый совет. При этом немалые требования должны быть жестко предъявляемы и к подбору администрации уникального столичного Планетария, который, может быть, начнет работать не позднее 2005 г.
Заинтересовать астрономией учащихся средних и младших классов
Согласно обновленной авторской концепции астрономического образования (Земля и Вселенная, 2003, ? 1), формирование основных понятий астрономии и космонавтики должно осуществляться на протяжении всего периода обучения детей в общеобразовательной школе. Этапы этого непрерывного процесса, охватывающие I-III (IV) кл. и V-IX кл., можно условно назвать пропедевтическими, поскольку здесь происходит предварительное, первоначальное ознакомление детей с астрономией (и космонавтикой) на доступном для них уровне. От эффективности пропедевтических этапов зависит в конечном счете, каким будет отношение к астрономии у старшеклассников (заинтересуются ли они соответствующими факультативными курсами и астрономией как "предметом по выбору").
Хорошо известны два пути пропедевтического изучения элементов астрономии и космонавтики: а) включение их в курсы различных естественнонаучных и гуманитарных предметов; б) развитие системы факультативных занятий в начальной и средней школе ("Сказочная Вселенная", "Твоя Вселенная", "Познаваемая Вселенная" и др.).
К настоящему времени накоплен определенный опыт работы в обоих направлениях. Однако он не обобщен и по-прежнему остается достоянием тех, кому принадлежит. Это относится прежде всего к факультативным занятиям, содержание и формы проведения которых в большинстве случаев определяются учителем в соответствии с его интересами и знаниями, спецификой данной школы и контингента учащихся (и уже созданными пособиями!). Вообще говоря, это не так уж плохо, но отсутствие научно-методических разработок по факультативам резко ограничивает число преподавателей, которые могли бы включиться в их проведение.
Основная идея таких разработок: факультативные занятия в младшей и средней школе (особенно в младшей!) не должны сводиться к упрощенному изложению курса астрономии для старшеклассников. В противном случае цель этих факультативов - развитие интереса детей к астрономии - не будет достигнута, а возникший интерес безвозвратно исчезнет и его сменит ставшее обычным равнодушие детей к тому, чем их пытаются увлечь. Не надо торопиться и забегать вперед, стремясь сообщить, например младшим школьникам, "все сразу" и "вполне серьезно". Руководствуясь этим принципом, автор сочинил "Сказки по астрономии", благодаря которым дети неспешно узнавали о мире планет и звезд, проходя увлекательный путь "через сказку к науке". Но созданная серия книг до сих пор не имеет должной методической поддержки, т.е. необходимых учителям практических рекомендаций. Это относится к факультативам "Сказочная Вселенная" (I-IV кл.) и "Твоя Вселенная" (V-VI кл.), для которых основа (в виде книг для детей) уже создана. А разработка факультативов для VI-IX кл. ("Познаваемая Вселенная", "Основы космонавтики" и др.) еще только начинается. Короче говоря, предстоит создать серию пособий для учителей по факультативным курсам для младшей, средней и старшей школы (в последней это, возможно, будут "Эволюционирующая Вселенная" и "Вселенная Человека").
Понятно, что факультативы предназначаются не всем школьникам, а остальным (их подавляющее большинство!) предстоит знакомиться с астрономией на уроках по разным учебным предметам. Направление соответствующего методического поиска очевидно: необходимо добиться того, чтобы крупицы знаний по астрономии, которые вкраплены в те или иные проблемы (и учебники!), были бы, во-первых, достоверными и, во-вторых, в конечном итоге готовили бы учащихся к восприятию системы астрономических знаний в старшей школе.
С какого возраста имеет смысл начинать знакомить детей с астрономией? В настоящее время "планка" опущена до первоклассников (возраст детей 6-7 лет). Но автора не раз озадачивали предложением практически беспредельно (?!) снижать этот возраст и просьбой "что-то сделать" хотя бы для дошкольников. "Дошкольной астрономии" у нас пока нет, но, в принципе, она вскоре может появиться и развиваться, например в системе детских садов или в рамках семейного воспитания малышей.
Но ("Вы будете смеяться", - как говорят в Одессе) и это еще не нижний возрастной предел: Автору было совсем не до смеха, когда в кулуарах одного из форумов, проходивших в Доме кино, ему всерьез предложили включиться в просветительно-образовательную работу с: будущими мамами в родильном доме, где делались попытки развивать еще не родившихся детей! Тогда, в середине 90-х, воспринять сколь-нибудь серьезно подобное было совершенно невозможно. Однако спустя несколько лет психологи стали говорить о своего рода "внутриутробной педагогике", утверждающей возможность и желательность эстетического (например, музыкального) и интеллектуального развития еще не родившегося человека. Причем сообщались не только общие теоретические соображения, но и приводились данные об уже имеющемся положительном опыте: Ограничимся этой полусерьезной информацией, хотя не исключено, что она кого-нибудь заинтересует. И кто-то задумается над тем, можно ли, развивая любознательность эмбриона специально придуманными для него сказочками, вызвать у будущего человека желание побыстрее увидеть очень красивые Солнышко, Луну и звезды. Сегодня все это кажется, по меньшей мере, забавным, смешным, курьезным и т.д. И уж конечно не относится к числу актуальных проблем дидактики астрономии. Но ведь в конце 80-х гг. мало кто серьезно воспринимал "астрономию для малышей", которая сейчас существует и развивается как "астрономия для младших школьников" (учащихся I-IV кл.)! Чем удивит нас будущее? Что будут (и будут ли) говорить об этом через 30-50 лет?.. А вдруг тогда все это уже совсем не будет смешным, и кроме "детской астрономии", включающей не только младший школьный, но и дошкольный возраст ребят, появится рассмешившая нас сегодня "внутриутробная астрономия"?! Или, быть может, над такой гипотезой просто посмеются:
|