Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.gomulina.orc.ru/methodics/levitan1.html
Дата изменения: Sun Feb 17 18:14:17 2008
Дата индексирования: Mon Oct 1 19:38:44 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р
Методика преподавания

Размышление о судьбе и насущных проблемах школьной астрономии

Е.П. Левитан, доктор педагогических наук

Мало кто знает, что исключение астрономии из перечня обязательных учебных предметов в школе имеет определенное теоретическое обоснование в современной педагогической науке. Астрономия из "учебных предметов" переведена в число "учебных дисциплин", что, к счастью (!), оставляет возможность разрабатывать проблемы дидактики астрономии, сосредоточивая внимание на самых актуальных из них.

Почему "исчезла" астрономия

Исключение астрономии из числа основных учебных предметов вызывает справедливое негодование тех, кто на протяжении многих лет последовательно и настойчиво борется за ее сохранение и совершенствование. Эпоха небывалого прогресса астрономической науки и совпавший с ней расцвет оккультного мракобесия требует особого внимания к изучению астрономии в школе, а не превращения ее в "предмет по выбору". Но, искренне возмущаясь против содеянного и обрушивая гнев на чиновников, не уподобляемся мы тому, кто клянет Чубайса, за перегоревшую электрическую лампочку в своей квартире? С лампочкой все просто, а о печальной судьбе школьной астрономии этого не скажешь. Потому что причина парадоксального явления кроется в фундаментальных достижениях теории обучения, что для профессиональных дидактов не представляет никакой загадки. По их мнению, астрономии в школе не должно быть (а потому и не будет), поскольку в перечне главных предметов, объективно определяемых открытой ими "матрицей" такого предмета просто нет. Вердикт "матрицы" обжалованию не подлежит, но надежда на спасение остается (она, как известно, умирает последней), ибо астрономия в числе "учебных дисциплин" все-таки осталась и разрабатывать ее проблемы не запрещается: Вероятно, небесполезно в отдельной статье подробнее рассказать как об упомянутой "матрице", так и о тонком различии между "учебным предметом" и "учебной дисциплиной". Здесь же лишь кратко остановимся на отдельных наиболее актуальных проблемах, разработка которых имеет практическое (т.е. необходима для более эффективного обучения школьников основам астрономии) и научно-педагогическое значение (т.е. послужит становлению дидактики астрономии как одной из частных дидактик). Задуматься над этим полезно и потому, что в последние годы появляется все больше работ, которые мало кого интересуют, кроме их авторов, и, разумеется, почти не используются учителями и учащимися.

Можно утверждать, что современное печальное положение школьной астрономии, якобы объективно приговоренной стать второстепенным учебным предметом, явление временное. Прогресс астрономической науки, неразрывно связанный с грядущими космическими исследованиями и экспериментами, неминуемо сделает космическим ХХI век. И тогда сама жизнь не только возвратит астрономию в число основных учебных предметов, но, скорее всего, астрономия станет играть системообразующую роль в комплексе учебных предметов наступившего века. Однако для этого предстоит еще очень многое сделать!

Школьный учебник нового поколения

Как известно, четыре существующих школьных учебника астрономии, написанные в разное время, по разным авторским программам и совершенно разными людьми, весьма сходны не только по содержанию, но и структуре. Случайностью это объяснить невозможно. И дело не в том, что это учебники по одному предмету, поскольку данный предмет можно излагать различными способами.

На самом деле причина в том, что в 60-х гг. ХХ в. все-таки удалось найти близкие к оптимальным содержание и структуру мизерного по объему курса школьной астрономии. Это, конечно, не означает, что проблема школьного учебника астрономии окончательно решена. В перспективе - прежде всего улучшение и совершенствование существующих учебников, в том числе учебника автора ("Астрономия". 8-е издание. Просвещение, М., 2003). Но затем потребуются новые учебники, причем, не только по астрономии, но и по всем предметам. Их концепция разрабатывается уже несколько лет. Учебник астрономии нового поколения должен быть интереснее, привлекательнее и доступнее учащимся, чем нынешние, которые недостаточно учитывают психологические особенности современных школьников. Реализовать это очень трудно, но автор все-таки пытается создать свой вариант учебника нового поколения в традиционной (печатной) форме и в электронной версии.

Учитывая, что речь идет об учебнике астрономии для старшей школы (Х-ХI кл.), желательно разрабатывать, кроме "общего для всех", своего рода "профильные" учебники. Думается, что, создавая учебник "Астрономия для гуманитариев" и "Астрономия для увлеченных физикой и математикой", тоже полезно предусмотреть их выпуск в традиционном и электронном виде.

Пользуясь случаем, напомню, что давно назрела нужда и в новом учебнике для студентов педагогических университетов. Поскольку на протяжении многих лет, преподавание астрономии наиболее успешно осуществляется в педуниверситетах Москвы и Санкт-Петербурга. Именно от педагогических коллективов этих вузов можно ожидать самых удачных вариантов учебников астрономии, хотя достойными их конкурентами могут оказаться работы и вузовских педагогов из других городов.

Информационные материалы учителю Курсы МИКПРО учителю астрономии Олимпиады по физике и астрономии @вгустовский педсовет - секция учителей астрономии Oткрытый Колледж.  Астрономия Oткрытый Колледж.  Физика Открытый Колледж. Форум учителя Публикации Интернет-ресурсы по астрономии Интернет-ресурсы по физике Методика преподавания На главную