Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.gomulina.orc.ru/methodics/kondakova.html
Дата изменения: Thu Oct 21 23:56:41 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 19:39:06 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: р п р п р п р п р п р п р п р п р п п р п
Методика преподавания

Возможности интеграции физических и aстрономических знаний в курсе общей физики

Е.В. Кондакова, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

Известно, что знание является продуктом познавательной деятельности, осуществляемой в рамках какой-либо специализированной отрасли науки. В последующем (после своего производства) знание может использоваться в других областях человеческой деятельности, приобретая при этом особую форму, которая определяется условиями его функционирования. Каждая наука вырабатывает систему знаний, которые отражают не только специфику предметной области этой науки, но и имеющийся уровень развития науки: методов, концептуального аппарата, проблематики.

Для астрономии, как и любого естественнонаучного знания, характерна так называемая онтологическая специфицированность - жесткая и прямая соотнесенность с определенными классами объектов. Естественнонаучные знания можно разграничить по характеру либо отраженных в них объектов, либо познавательных процедур, приводящих к формированию компонентов знаний.

Специфика системы астрономических знаний определяется, в первую очередь, тем, что факты, полученные в результате наблюдений, не могут быть объяснены без привлечения физических законов и теорий. Кроме того, характерным для астрономии является то, что для описания явлений, происходящих, например, в недрах звезд (то есть для построения модельной гипотезы), приходится использовать аппарат современной теоретической физики. Появление фактов, которые невозможно объяснить средствами имеющихся теорий, стимулирует рождение новых теорий, основные положения которых подтверждаются либо опровергаются новыми наблюдениями.

Таким образом, систему астрономических знаний составляют следующие структурные компоненты: явления, объекты, факты, основой которых являются наблюдения; понятия, закономерности, формируемые в результате анализа явлений, объектов, фактов; теории, объясняющие явления, факты, закономерности; естественнонаучная картина мира.

Известно, что "единицей" содержания физического образования является теория. Так как астрономия зачастую ставит перед естественными науками, и в первую очередь перед физикой, различные проблемы, а затем "проверяет" правильность их решения, астрономический материал целесообразно использовать при рассмотрении основания физической теории и ее применений.

Информационные материалы учителю Курсы МИКПРО учителю астрономии Олимпиады по физике и астрономии @вгустовский педсовет - секция учителей астрономии Oткрытый Колледж.  Астрономия Oткрытый Колледж.  Физика Открытый Колледж. Форум учителя Публикации Интернет-ресурсы по астрономии Интернет-ресурсы по физике Методика преподавания На главную