|
| | |
Космические программы
|
Что нового на страницах энциклопедии и в
Internet.
Программа X-1.
1999 год.
ПРОГРАММА "Х-1".
Программа строительства экспериментальных самолетов с жидкостными ракетными двигателями начала осуществляться в США в 1944 году. Толчком к созданию таких аппаратов послужили сведения об аналогичных разработках в нацистской Германии, полученные американской разведкой.
В 1945 году компания Bell получила контракт на создание самолета, получившего обозначение "XS-1". В последующие годы для наименования этого самолета использовалось обозначение "X-1". Основные технические параметры машины были сформулированы специалистами Национального консультативного совета по аэронавтике (NACA, в 1958 году переименовано в Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства - NASA), а строительство финансировалось военно-воздушными силами. Целью создания самолета, как и всей программы в целом, являлось достижение сверхзвуковой скорости и изучения условий полета с большими числами Маха на больших высотах.
Программа реализовывалась в два этапа. В 1946 - 1951 годах полеты совершались на самолетах типа "Х-1", а в 1953 - 1958 годах - на самолетах типа "Х-1А" (модифицированный вариант "Х-1").
Всего было построено шесть самолетов: три типа "Х-1" - "XS-1 # 1" ("X-1-1"), серийный номер 46-062; "XS-1 # 2" ("X-1-2"), серийный номер 46-063; "X-1 # 3" ("X-1-3"), серийный номер 46-064; и три типа "Х-1А" - "Х-1А", серийный номер 48-1384; "Х-1В", серийный номер 48-1385; "X-1D", серийный номер 48-1386. Самолет с серийным номером 46-063 принимал участие в первой фазе испытаний под обозначением "XS-1 # 2", а во второй - под обозначением "Х-1Е".
Все самолеты данного типа имели прямые крылья и прямое оперение. Были снабжены четырехкамерными жидкостными ракетными двигателями XLR-11 производства компании Reaction Motor Inc. с тягой 27 кН. Их конструкция была расчитана на перегрузки от + 18 до - 10 g. Топливо - жидкий кислород и спирт, разбавленный водой в отношении 5:1.
Так как время работы двигателя не превышала 4 минут, ракетный самолет поднимался в воздух на самолете-носителе (использовались бомбардировщики В-29 и В-50) и на высоте 9000 метров происходило их отделение. Посадка самолета осуществлялась на типовой посадочной полосе аэродрома.
Перечень всех полетов, осуществленных в рамках программы, приведены в таблицах 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7.
Среди основных достижений программы надо отметить первый полет со сверхзвуковой скоростью, осуществленный 14 октября 1946 года пилотом Charles YEAGER. Скорость звука была превышена впервые в мире.
Небольшое отступление. Существуют неподтвержденные документально сведения о том, что полеты со сверхзвуковой скоростью совершались немецкими летчиками еще в годы Второй мировой войны 1939-1945. Учитывая технические достижения немецких авиаконструкторов, это вполне вероятное предположение. Но, так как никто никогда не претендовал на приоритет в данном вопросе, официально принято считать, что полет Charles YEAGER был первым.
В ряде полетов в 1954 году была достигнута высота превышающая 27000 метров, что тоже являлось наивысшим показателем на тот момент.
Из всех построенных экземпляров самолета, три потерпели однотипные аварии: в момент заправки произошел взрыв топлива. Так как заправку необходимо было производить непосредственно перед стартом, она осуществлялась в бомбовом отсеке самолета-носителя. Так были потеряны самолеты "X-1D" (22 августа 1951 года), "X-1-3" (9 ноября 1951 года) и "Х-1А" (8 августа 1955 года) - при взрыве все они были выброшены за борт. Самолеты-носители при взрывах получали незначительные повреждения.
1. Хроника полетов X-1A
2. Хроника полетов X-1B
3. Хроника полетов X-1D
4. Хроника полетов X-1E
5. Хроника полетов X-1-3
6. Хроника полетов XS-1-1
7. Хроника полетов XS-1-2
|
|
Под эгидой Федерации космонавтики России.
© А.Железняков, 1997-2009.
Энциклопедия "Космонавтика". Публикации.
Последнее обновление 13.12.2009.
|