|
С именем Сергея Павловича Королева связаны эпохальные события в истории человеческой цивилизации:
- 4 октября 1957 года был выведен на орбиту первый искусственный спутник Земли;
- 12 апреля 1961 года - запущен первый пилотируемый корабль 'Восток' с летчиком-космонавтом Юрием Гагариным на борту;
- сконструированные под его руководством межпланетные зонды впервые были посланы к Луне, Венере и Марсу.
С именем Королева связаны и этапные события в истории Украины, сыгравшие огромную роль в становлении ее ракетно-космической отрасли.
События, до сих пор широко неизвестные на его Родине.
Украинский разбег
В небольшом украинском городке Житомир 12 января 1907 года по новому летоисчислению - в семье учителя русской словесности Павла Яковлевича Королева и его супруги Марии Николаевны родился мальчик. Крестили его в местной Святософиевской церкви и нарекли Сергеем. В Житомире прошли первые полтора года жизни будущего Главного конструктора.
Летом 1908 года семья Королевых переехала в Киев, где через два года его мать и отец расстались, а трехлетний Сережа оказался в Нежине на попечении у родителей матери. Здесь, в июне 1911 года сидя на плечах у деда, он стал очевидцем первого в Нежине полета аэроплана, пилотируемого легендарным пилотом Сергеем Уточкиным. Полвека спустя главный конструктор рассказывал об этом захватывающем зрелище, напутствуя первых космонавтов.
С началом Первой мировой войны, в августе 1914 года, большая семья бабушки с дедушкой переезжает в Киев, где в доме на ул. Некрасовской стал жить и Сережа. В Киеве его мать снова вышла замуж и в 1917-м году семья Сергея переехала в Одессу, где их застала революционная буря, интервенция и гражданская война. После знакомства с летчиками военной авиации на Базе гидросамолетов в Хлебной гавани одесского порта, Сергея захватила романтика полета. Параллельно с обучением в Одесской стройпрофшколе он вступает в Общество авиации и воздухоплавания Украины и Крыма, где в 17-летнем возрасте создает свой первый проект летательного аппарата - 'безмоторный самолет К-5'.
В августе 1924 года Сергей поступает в Киевский политехнический институт на авиационное отделение механического факультета, где параллельно с учебой активно работает в планерном кружке. За время учебы в КПИ он спроектировал несколько летательных аппаратов. Именно в это время он увлекся принципами реактивного движения и мечтами о полетах в стратосфере.
В 1926 году для продолжения учебы Сергей Королев переводится на 3-й курс Московского высшего технического училища - МВТУ. К тому времени в Москву был переведен по службе его отчим, а затем переехала и мать.
С тех пор на Украине Сергей Королев больше не жил. Но именно здесь он определил путь, по которому шел всю свою жизнь. Вся его дальнейшая биография была точным отображением советской эпохи, в которой он познал и триумфы, и трагедии:
- в 1933-м году, 26-летний Королев руководит Группой изучения реактивного движения (ГИРД), разрабатывает и запускает первую советскую ракету на гибридном топливе;
- в зловещем 38-м - по ложному обвинению арестован и осужден на 10 лет лишения свободы;
- в 1945-м - после досрочного освобождения командирован в Германию, где участвует в изучении трофейной ракетной техники конструктора Вернера фон Брауна;
- через пять лет, в ноябре 1950-го, сдает на вооружение Советской Армии первую боевую ракету дальнего действия Р-1 и заканчивает летные испытания ракеты Р-2.
- еще через п'ять лет - создает первую стратегическую ракету Р-5М, способную нести ядерный боезаряд.
.'Южмаш' - первый серийный завод ракет Королева.
Для серийного производства ракет в интересах обороны страны требовался завод: завод - гигант. Специальная государственная комиссия, в которую по предложению Королева вошел его заместитель Василий Будник, рассмотрела подходящие варианты: на Урале и Украине. Сначала остановились на Киеве. Но запротестовал нарком вооружения Устинов: 'Нельзя превращать столицу республики в закрытый город'. Тогда выбор пал на строящийся в Днепропетровске автомобильный завод. Его и перепрофилировали в 1951-м году в серийный ракетный завод ?586 (будущий 'Южмаш').
Первым главным конструктором завода в Днепропетровске назначили Василия Будника, прошедшего ракетную школу у Королева. С ним на завод прибыла большая группа специалистов из ОКБ-1 и опытного завода в Подлипках. С 1954 года, после создания в Днепропетровске особого конструкторского бюро 586 (ныне КБ 'Южное'), его возглавил еще один соратник Королева - Михаил Янгель.
Аналогичная судьба постигла еще одно украинское предприятие - харьковский завод 'Инструмент', который в 1951-м году был переименован в завод ?897 и начал освоение серийного производства аппаратуры систем управления ракет Королева. Ныне - это Производственное объединение 'Коммунар'. Для организации работ в Харьков прибыла группа специалистов по системам управления во главе с Абрамом Гинзбургом, изучавшим премудрости управления немецкой ракетой Фау-2 вместе с Николаем Пилюгиным и Сергеем Королевым.
Необходимые темпы выпуска ракет на серийном заводе в Днепропетровске диктовались международной обстановкой, обострявшейся с каждым днем. Угроза применения атомного оружия против СССР, могла быть сдержана только аналогичными ответными мерами.
Из Постановления СМ СССР от 01 июня 1951 года ? 1852-885,
Совершенно секретно:
1. Организовать на заводе ? 586 производство ракет Р-1 и обеспечить их выпуск:
в 1951 г. - 70 шт.
в 1952 г. - 230 шт.
в 1953 г. - 700 шт.
:Создать в 1954 году на заводе мощности, обеспечивающие выпуск ракет типа Р-1 в количестве 2500 шт. ежегодно.
Запуск первых ракет в серийное производство проходил с большим напряжением сил. Люди работали по 14-16 часов в сутки без выходных. Кровати для отдыха ставили прямо в цехах. Нарком вооружения Дмитрий Устинов вместе со своим аппаратом по нескольку месяцев в году безвыездно работал на заводе - начальники управлений наркомата совмещали должности начальников ключевых цехов. Курировал в то время атомный проект и ракетную технику в СССР - Лаврентий Берия.
Многократно приезжая на завод в Днепропетровск, Королев не скрывал своего восхищения работой конструкторов и технологов по внедрению ракет в серийное производство. Первые ракеты, собранные на заводе в Днепропетровске, были отправлены на полигон Капустин Яр через один год - в июле 1952-го. И если первый автомобиль, выпущенный в Днепропетровске был праздником для всего города, то о первой выпущенной здесь ракете знало небольшое число заводчан.
Освоив первые королевские "единички" и "двойки", завод перешел к выпуску стратегической "пятерки". В конце 1954 года были изготовлены первые пять ракет - а в 1956 году - 40 серийных ракет Р-5М. После успешного проведения серии пусков новой ракеты, руководством страны было принято решение - во время проведения в Москве 20-го съезда КПСС - осуществить испытательный пуск ракеты Р-5М с ядерным боезарядом.
2 февраля 1956 года на полигоне Карустин Яр в присутствии создателей ракеты и ядерного боезаряда дали команду на пуск. Старт ракеты прошел без замечаний. Пролетев 1200 км над территорией страны, головная часть достигла района Аральских Каракумов. Над Казахстаном был произведен атомный взрыв, в 4 раза превышающий по мощности взрыв над Хиросимой. Впервые в мире для доставки ядерного боезаряда была применена баллистическая ракета дальнего действия. В истории человечества началась новая эра - ракетно-ядерная.
В апреле 1956 года вышел секретный Указ о присвоении звания Героя Социалистического Труда Главному конструктору 'атомной ракеты' Королеву и его соратникам. Орденами Ленина и Трудового красного знамени отметили группу ведущих специалистов днепропетровского завода, освоивших серийный выпуск первых ракет. Среди награжденных - Леонид Смирнов, Александр Макаров, Михаил Янгель, Василий Будник.
Одними из первых воинских частей, принявших на вооружение ракетные комплексы Р-5М, стали инженерные бригады, дислоцированные на родине Сергея Павловича Королева - в Житомирской области.
Последующие ракеты Сергея Королева уже не выпускались в Днепропетровске. Здесь взошла новая звезда боевого ракетостроения - Михаил Янгель - и ставший на ноги серийный завод королевских ракет на долгие годы стал кузницей ракет Янгеля - главным ракетным центром Советского Союза.
Ныне - всемирно известный 'Южмаш' - базовое предприятие космической отрасли Украины, изготовитель космических носителей 'Циклон'' 'Днепр' и 'Зенит'. Но он навсегда останется в ракетно-космической истории как первый серийный завод ракет главного конструктора Королева. Завод, положивший начало ракетостроению на Украине.
Евпаторийский Центр межпланетных контактов
Последующее (после ракеты Р-5) любимое детище Королева - ракета Р-7 - начиная с октября 1957 года - восхищает и удивляет мир. За первым искусственным спутником Земли последовали запуски новых спутников. В 1959 году удалось сделать снимок обратной стороны Луны - невидимой с Земли. 'Фотография века' обошла весь мир. Настоящим триумфом Главного конструктора стал первый полет человека в космос.
Ко всем этим и многим другим победам в космосе имеет отношение еще один центр, размещенный на территории Украины - Евпаторийский космический.
В середине 50-х годов при подготовке к космическим запускам по всей стране развертывалась сеть наземных измерительных пунктов. Один из них - Центр дальней космической связи - был создан в Крыму близ Евпатории и начал свою работу с приема сигналов первого искусственного спутника Земли. Благодаря удачному географическому расположению Евпаторийский центр удобен и для управления лунными и межпланетными аппаратами. Но для успешных исследований Солнечной системы имеющейся дальности радиосвязи было недостаточно. Речь шла о радиосигналах, которые могли бы распространяться на миллионы километров. Для этих целей в Крыму начал создаваться грандиозный объект 'МВ' (Марс-Венера). Таких масштабных строительно-монтажных работ, которые проводились около евпаторийского маяка, Крым не видел за всю свою многовековую историю.
Комплекс сверхдальней радиосвязи 'Плутон', входивший в 'Объект МВ', состоял из мощных антенных систем. Каждая - из восьми зеркал диаметром 16 м. Для того, чтобы соединить каждую восьмерку в жесткую систему, приспособили корпуса списанных подводных лодок, которые укрепили на фермах железнодорожных мостов. Все вращающиеся части антенной системы весят полторы тысячи тонн. Для создания опорно-поворотного механизма главный конструктор и главный теоретик, как тогда называли для конспирации Сергея Королева и Мстислава Келдыша, лично отобрали поворотные устройства 305 мм орудийных башен с линкора 'Севастополь', который предназначался для переплавки.
В сентябре 1960 года основные объекты Центра были построены. Комиссию по приему зданий, сооружений, коммуникаций возглавлял Сергей Павлович Королев. 12 февраля 1961 года Центр дальней космической связи приступил к управлению полетом первой в мире межпланетной автоматической станции 'Венера-1', запущенной с Байконура. Из Крыма, 12 апреля 1961-года, обеспечивалась ультракоротковолновая радиосвязь с первым космонавтом Юрием Гагариным. С 1962 года с помощью межпланетных станций начались работы по исследованию Марса, а с 1963 по 1965 гг. Центр управлял космическими аппаратами 'Луна'. В последующем была осуществлена посадка спускаемого аппарата на Луну и доставка на Землю лунного грунта. Эпохальным этапом в исследовании Луны стали 'Луноходы', управляемые из Евпаторийского центра.
В настоящее время на базе Евпаторийского центра дальней связи создан Национальный Центр управления и испытаний космических средств (НЦУИКС) - основа наземной космической инфраструктуры Украины.
В историю Центра навсегда войдут его первые страницы, связанные с Сергеем Павловичем Королевым.
'Лунный свет' над Днепром
После успешного полета Юрия Гагарина и других космонавтов советское правительство совместно с Академией наук СССР приняли решение о полете на Луну. Выполнение этой сложнейшей задачи поручили ОКБ Сергея Павловича Королева. Он отлично понимал, что на 'семерке' такой полет осуществить невозможно и задумал более мощную ракету Н-1. Королев понимал и другое: одному его КБ не под силу решить такую грандиозную проблему. Надо привлечь к работе другие организации и производственные базы, в том числе днепропетровские.
Как вспоминал директор ракетного завода 'Южмаш' Александр Максимович Макаров, после предварительного телефонного звонка Сергей Павлович прибыл в Днепропетровск и подробно рассказал о проекте полета на Луну:
- Коллективу ОКБ-586 предлагается разработка блока Е - ракетного блока лунного орбитального корабля, заводу ? 586 - его изготовление. Это самый ответственный блок, - подчеркнул Королев. - Его основным достоинством должна быть надежность. Когда корабль сходит с орбиты и начинает спуск к Луне, маневрирование над ее поверхностью и успешное прилунение - всецело зависят от ракетного блока. Самый ответственный момент - взлет космонавта с поверхности Луны, затем маневрирование в космосе, стыковка с лунным орбитальным кораблем. - Как видите, теоретически все просто, - подчеркнул Королев. - Но вы понимаете, как сложно реализовать задуманное. Даже минимальный риск недопустим!
Обсуждение предстоящих работ по блоку Е прошло на редкость оживленно. В соответствии с решением, подписанным Главными конструкторами С.П. Королевым, М.К. Янгелем и директором завода А.М. Макаровым, первая группа днепровцев уже через несколько дней вылетела в Москву в ОКБ Королева.
3 августа 1964 г. В СССР принимается Постановление правительства "О работах по исследованию Луны и космического пространства. Создание ракеты H-1 и космического корабля Л-3, облет Луны произвести в 1966 г. с посадкой на Землю. В первом полугодии 1967 г. произвести посадку на Луну с одним или двумя космонавтами с возвращением на Землю".
Этим постановлением ОКБ-586 и заводу ? 586 поручены разработка и изготовление блока Е - ракетного блока лунного корабля.
Ведущим в КБ Янгеля по разработке блока Е был назначен Борис Иванович Губанов. Разработкой двигательной установки занялось КБ-4 во главе с Иваном Ивановичем Ивановым. Отработка двигателя началась в Подмосковье на стенде НИИ Химмаша, куда каждый месяц выезжала бригада специалистов ОКБ. Затем испытания были продолжены на введенном в строй стенде в Днепропетровске. Наработки двигателя до отказа так и не удалось добиться - во время ресурсных испытаний двигатель работал безотказно в течение 10 000 с при требуемых 470 с.
После того, как блок Е, а также другие блоки лунного корабля успешно прошли всю наземную экспериментальную отработку, настал черед летных испытаний. В связи с неготовностью к полетам лунной ракеты H-1 первые полеты лунного корабля было решено проводить на носителе 'Союз'. Первый запуск прошел в ноябре 1970 года, второй - в феврале 71-го, третий, заключительный - 12 августа 1971 года. Ракета-носитель 'Союз' выводила опытный образец лунного корабля на околоземную орбиту, где в условиях невесомости осуществлялся запуск двигателя блока Е и совершались различные маневры лунного корабля с управлением в автоматическом режиме. Все испытания прошли успешно. Блок Е в составе лунного корабля полностью подтвердил свою работоспособность и был готов к полетам на Луну. Но осуществить полет не удалось.
14 января 1966 года Сергей Павлович Королев на 60-м году, в расцвете творческих сил, ушел из жизни. После четырех аварийных пусков ракеты Н-1, осуществленных после его смерти в период с 1969-го по 1972 годы, лунный проект в СССР был закрыт:
Но 'лунный свет' над Днепром был зажжен. Опыт создания более двух десятков лунных ракетных блоков пригодился 'южанам' в других космических проектах. И возможно будет востребован в ближайшем будущем:
Огромное число украинских предприятий, к становлению которых и сотрудничеству с которыми был причастен С.П. Королев, работали и продолжают работать на оборону и космос:
- в Днепропетровске были созданы уникальнейшие предприятия 'Южмаш' и КБ 'Южное';
- в Харькове стали на ноги приборостроительные предприятия 'Коммунар' и 'Хартрон';
- Киевский радиозавод, 'Киевприбор' и 'Арсенал' - создают уникальные приборы и системы для космоса.
Евпаторийский космический центр готовится к участию в обеспечении дальних космических миссиях на Луну и Марс, задуманных еще Королевым.
Мы гордимся тем, что Сергей Павлович Королев свои первые шаги на земле и в небе сделал на Украине.
Но мы должны помнить и о том, какую огромную роль он сыграл в обеспечении обороноспособности страны, в становлении ракетно-космической промышленности, в истории отечественной космонавтики, в истории всего человечества.
|