Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia/publications/index.shtml?mitr07.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 03:08:03 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п р п р п р п р п р п р п р п
Публикации | А. Железняков. Энциклопедия "Космонавтика" | Космический Мир

  НОВОСТИ  ФЕДЕРАЦИЯ  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ  ИСТОРИЯ  СТАНЦИЯ МИР  ENGLISH

Ресурсы раздела:

НОВОСТИ
КАЛЕНДАРЬ
ПРЕДСТОЯЩИЕ ПУСКИ
СПЕЦПРОЕКТЫ
1. Мои публикации
2. Пульты космонавтов
3. Первый полет
4. 40 лет полета Терешковой
5. Запуски КА (архив)
6. Биографич. энциклопедия
7. 100 лет В.П. Глушко
ПУБЛИКАЦИИ
КОСМОНАВТЫ
КОНСТРУКТОРЫ
ХРОНИКА
ПРОГРАММЫ
АППАРАТЫ
ФИЛАТЕЛИЯ
КОСМОДРОМЫ
РАКЕТЫ-НОСИТЕЛИ
МКС
ПИЛОТИРУЕМЫЕ ПОЛЕТЫ
СПРАВКА
ДРУГИЕ СТРАНИЦЫ
ДОКУМЕНТЫ
БАЗА ДАННЫХ
ОБ АВТОРЕ


http://vipmkrus.ru/articles/
vipmkrus.ru
RB2 Network

RB2 Network


Публикации

     Николай Митрахов, "Спейс-информ"

   КОРОЛЕВ И УКРАИНА. РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ




         С именем Сергея Павловича Королева связаны эпохальные события в истории человеческой цивилизации:
    - 4 октября 1957 года был выведен на орбиту первый искусственный спутник Земли;
    - 12 апреля 1961 года - запущен первый пилотируемый корабль 'Восток' с летчиком-космонавтом Юрием Гагариным на борту;
    - сконструированные под его руководством межпланетные зонды впервые были посланы к Луне, Венере и Марсу.
    С именем Королева связаны и этапные события в истории Украины, сыгравшие огромную роль в становлении ее ракетно-космической отрасли.
    События, до сих пор широко неизвестные на его Родине.


    Украинский разбег

    В небольшом украинском городке Житомир 12 января 1907 года по новому летоисчислению - в семье учителя русской словесности Павла Яковлевича Королева и его супруги Марии Николаевны родился мальчик. Крестили его в местной Святософиевской церкви и нарекли Сергеем. В Житомире прошли первые полтора года жизни будущего Главного конструктора.
    Летом 1908 года семья Королевых переехала в Киев, где через два года его мать и отец расстались, а трехлетний Сережа оказался в Нежине на попечении у родителей матери. Здесь, в июне 1911 года сидя на плечах у деда, он стал очевидцем первого в Нежине полета аэроплана, пилотируемого легендарным пилотом Сергеем Уточкиным. Полвека спустя главный конструктор рассказывал об этом захватывающем зрелище, напутствуя первых космонавтов.
    С началом Первой мировой войны, в августе 1914 года, большая семья бабушки с дедушкой переезжает в Киев, где в доме на ул. Некрасовской стал жить и Сережа. В Киеве его мать снова вышла замуж и в 1917-м году семья Сергея переехала в Одессу, где их застала революционная буря, интервенция и гражданская война. После знакомства с летчиками военной авиации на Базе гидросамолетов в Хлебной гавани одесского порта, Сергея захватила романтика полета. Параллельно с обучением в Одесской стройпрофшколе он вступает в Общество авиации и воздухоплавания Украины и Крыма, где в 17-летнем возрасте создает свой первый проект летательного аппарата - 'безмоторный самолет К-5'.
    В августе 1924 года Сергей поступает в Киевский политехнический институт на авиационное отделение механического факультета, где параллельно с учебой активно работает в планерном кружке. За время учебы в КПИ он спроектировал несколько летательных аппаратов. Именно в это время он увлекся принципами реактивного движения и мечтами о полетах в стратосфере.
    В 1926 году для продолжения учебы Сергей Королев переводится на 3-й курс Московского высшего технического училища - МВТУ. К тому времени в Москву был переведен по службе его отчим, а затем переехала и мать.
    С тех пор на Украине Сергей Королев больше не жил. Но именно здесь он определил путь, по которому шел всю свою жизнь. Вся его дальнейшая биография была точным отображением советской эпохи, в которой он познал и триумфы, и трагедии:
    - в 1933-м году, 26-летний Королев руководит Группой изучения реактивного движения (ГИРД), разрабатывает и запускает первую советскую ракету на гибридном топливе;
    - в зловещем 38-м - по ложному обвинению арестован и осужден на 10 лет лишения свободы;
    - в 1945-м - после досрочного освобождения командирован в Германию, где участвует в изучении трофейной ракетной техники конструктора Вернера фон Брауна;
    - через пять лет, в ноябре 1950-го, сдает на вооружение Советской Армии первую боевую ракету дальнего действия Р-1 и заканчивает летные испытания ракеты Р-2.
    - еще через п'ять лет - создает первую стратегическую ракету Р-5М, способную нести ядерный боезаряд.

    .'Южмаш' - первый серийный завод ракет Королева.

    Для серийного производства ракет в интересах обороны страны требовался завод: завод - гигант. Специальная государственная комиссия, в которую по предложению Королева вошел его заместитель Василий Будник, рассмотрела подходящие варианты: на Урале и Украине. Сначала остановились на Киеве. Но запротестовал нарком вооружения Устинов: 'Нельзя превращать столицу республики в закрытый город'. Тогда выбор пал на строящийся в Днепропетровске автомобильный завод. Его и перепрофилировали в 1951-м году в серийный ракетный завод ?586 (будущий 'Южмаш').
    Первым главным конструктором завода в Днепропетровске назначили Василия Будника, прошедшего ракетную школу у Королева. С ним на завод прибыла большая группа специалистов из ОКБ-1 и опытного завода в Подлипках. С 1954 года, после создания в Днепропетровске особого конструкторского бюро 586 (ныне КБ 'Южное'), его возглавил еще один соратник Королева - Михаил Янгель.
    Аналогичная судьба постигла еще одно украинское предприятие - харьковский завод 'Инструмент', который в 1951-м году был переименован в завод ?897 и начал освоение серийного производства аппаратуры систем управления ракет Королева. Ныне - это Производственное объединение 'Коммунар'. Для организации работ в Харьков прибыла группа специалистов по системам управления во главе с Абрамом Гинзбургом, изучавшим премудрости управления немецкой ракетой Фау-2 вместе с Николаем Пилюгиным и Сергеем Королевым.
    Необходимые темпы выпуска ракет на серийном заводе в Днепропетровске диктовались международной обстановкой, обострявшейся с каждым днем. Угроза применения атомного оружия против СССР, могла быть сдержана только аналогичными ответными мерами.

    Из Постановления СМ СССР от 01 июня 1951 года ? 1852-885,
    Совершенно секретно:
    1. Организовать на заводе ? 586 производство ракет Р-1 и обеспечить их выпуск:
    в 1951 г. - 70 шт.
    в 1952 г. - 230 шт.
    в 1953 г. - 700 шт.
    :Создать в 1954 году на заводе мощности, обеспечивающие выпуск ракет типа Р-1 в количестве 2500 шт. ежегодно.


    Запуск первых ракет в серийное производство проходил с большим напряжением сил. Люди работали по 14-16 часов в сутки без выходных. Кровати для отдыха ставили прямо в цехах. Нарком вооружения Дмитрий Устинов вместе со своим аппаратом по нескольку месяцев в году безвыездно работал на заводе - начальники управлений наркомата совмещали должности начальников ключевых цехов. Курировал в то время атомный проект и ракетную технику в СССР - Лаврентий Берия.
    Многократно приезжая на завод в Днепропетровск, Королев не скрывал своего восхищения работой конструкторов и технологов по внедрению ракет в серийное производство. Первые ракеты, собранные на заводе в Днепропетровске, были отправлены на полигон Капустин Яр через один год - в июле 1952-го. И если первый автомобиль, выпущенный в Днепропетровске был праздником для всего города, то о первой выпущенной здесь ракете знало небольшое число заводчан.
    Освоив первые королевские "единички" и "двойки", завод перешел к выпуску стратегической "пятерки". В конце 1954 года были изготовлены первые пять ракет - а в 1956 году - 40 серийных ракет Р-5М. После успешного проведения серии пусков новой ракеты, руководством страны было принято решение - во время проведения в Москве 20-го съезда КПСС - осуществить испытательный пуск ракеты Р-5М с ядерным боезарядом.
    2 февраля 1956 года на полигоне Карустин Яр в присутствии создателей ракеты и ядерного боезаряда дали команду на пуск. Старт ракеты прошел без замечаний. Пролетев 1200 км над территорией страны, головная часть достигла района Аральских Каракумов. Над Казахстаном был произведен атомный взрыв, в 4 раза превышающий по мощности взрыв над Хиросимой. Впервые в мире для доставки ядерного боезаряда была применена баллистическая ракета дальнего действия. В истории человечества началась новая эра - ракетно-ядерная.
    В апреле 1956 года вышел секретный Указ о присвоении звания Героя Социалистического Труда Главному конструктору 'атомной ракеты' Королеву и его соратникам. Орденами Ленина и Трудового красного знамени отметили группу ведущих специалистов днепропетровского завода, освоивших серийный выпуск первых ракет. Среди награжденных - Леонид Смирнов, Александр Макаров, Михаил Янгель, Василий Будник.
    Одними из первых воинских частей, принявших на вооружение ракетные комплексы Р-5М, стали инженерные бригады, дислоцированные на родине Сергея Павловича Королева - в Житомирской области.
    Последующие ракеты Сергея Королева уже не выпускались в Днепропетровске. Здесь взошла новая звезда боевого ракетостроения - Михаил Янгель - и ставший на ноги серийный завод королевских ракет на долгие годы стал кузницей ракет Янгеля - главным ракетным центром Советского Союза.
    Ныне - всемирно известный 'Южмаш' - базовое предприятие космической отрасли Украины, изготовитель космических носителей 'Циклон'' 'Днепр' и 'Зенит'. Но он навсегда останется в ракетно-космической истории как первый серийный завод ракет главного конструктора Королева. Завод, положивший начало ракетостроению на Украине.

    Евпаторийский Центр межпланетных контактов

    Последующее (после ракеты Р-5) любимое детище Королева - ракета Р-7 - начиная с октября 1957 года - восхищает и удивляет мир. За первым искусственным спутником Земли последовали запуски новых спутников. В 1959 году удалось сделать снимок обратной стороны Луны - невидимой с Земли. 'Фотография века' обошла весь мир. Настоящим триумфом Главного конструктора стал первый полет человека в космос.
    Ко всем этим и многим другим победам в космосе имеет отношение еще один центр, размещенный на территории Украины - Евпаторийский космический.
    В середине 50-х годов при подготовке к космическим запускам по всей стране развертывалась сеть наземных измерительных пунктов. Один из них - Центр дальней космической связи - был создан в Крыму близ Евпатории и начал свою работу с приема сигналов первого искусственного спутника Земли. Благодаря удачному географическому расположению Евпаторийский центр удобен и для управления лунными и межпланетными аппаратами. Но для успешных исследований Солнечной системы имеющейся дальности радиосвязи было недостаточно. Речь шла о радиосигналах, которые могли бы распространяться на миллионы километров. Для этих целей в Крыму начал создаваться грандиозный объект 'МВ' (Марс-Венера). Таких масштабных строительно-монтажных работ, которые проводились около евпаторийского маяка, Крым не видел за всю свою многовековую историю.
    Комплекс сверхдальней радиосвязи 'Плутон', входивший в 'Объект МВ', состоял из мощных антенных систем. Каждая - из восьми зеркал диаметром 16 м. Для того, чтобы соединить каждую восьмерку в жесткую систему, приспособили корпуса списанных подводных лодок, которые укрепили на фермах железнодорожных мостов. Все вращающиеся части антенной системы весят полторы тысячи тонн. Для создания опорно-поворотного механизма главный конструктор и главный теоретик, как тогда называли для конспирации Сергея Королева и Мстислава Келдыша, лично отобрали поворотные устройства 305 мм орудийных башен с линкора 'Севастополь', который предназначался для переплавки.
    В сентябре 1960 года основные объекты Центра были построены. Комиссию по приему зданий, сооружений, коммуникаций возглавлял Сергей Павлович Королев. 12 февраля 1961 года Центр дальней космической связи приступил к управлению полетом первой в мире межпланетной автоматической станции 'Венера-1', запущенной с Байконура. Из Крыма, 12 апреля 1961-года, обеспечивалась ультракоротковолновая радиосвязь с первым космонавтом Юрием Гагариным. С 1962 года с помощью межпланетных станций начались работы по исследованию Марса, а с 1963 по 1965 гг. Центр управлял космическими аппаратами 'Луна'. В последующем была осуществлена посадка спускаемого аппарата на Луну и доставка на Землю лунного грунта. Эпохальным этапом в исследовании Луны стали 'Луноходы', управляемые из Евпаторийского центра.
    В настоящее время на базе Евпаторийского центра дальней связи создан Национальный Центр управления и испытаний космических средств (НЦУИКС) - основа наземной космической инфраструктуры Украины.
    В историю Центра навсегда войдут его первые страницы, связанные с Сергеем Павловичем Королевым.

    'Лунный свет' над Днепром

    После успешного полета Юрия Гагарина и других космонавтов советское правительство совместно с Академией наук СССР приняли решение о полете на Луну. Выполнение этой сложнейшей задачи поручили ОКБ Сергея Павловича Королева. Он отлично понимал, что на 'семерке' такой полет осуществить невозможно и задумал более мощную ракету Н-1. Королев понимал и другое: одному его КБ не под силу решить такую грандиозную проблему. Надо привлечь к работе другие организации и производственные базы, в том числе днепропетровские.
    Как вспоминал директор ракетного завода 'Южмаш' Александр Максимович Макаров, после предварительного телефонного звонка Сергей Павлович прибыл в Днепропетровск и подробно рассказал о проекте полета на Луну:
    - Коллективу ОКБ-586 предлагается разработка блока Е - ракетного блока лунного орбитального корабля, заводу ? 586 - его изготовление. Это самый ответственный блок, - подчеркнул Королев. - Его основным достоинством должна быть надежность. Когда корабль сходит с орбиты и начинает спуск к Луне, маневрирование над ее поверхностью и успешное прилунение - всецело зависят от ракетного блока. Самый ответственный момент - взлет космонавта с поверхности Луны, затем маневрирование в космосе, стыковка с лунным орбитальным кораблем. - Как видите, теоретически все просто, - подчеркнул Королев. - Но вы понимаете, как сложно реализовать задуманное. Даже минимальный риск недопустим!
    Обсуждение предстоящих работ по блоку Е прошло на редкость оживленно. В соответствии с решением, подписанным Главными конструкторами С.П. Королевым, М.К. Янгелем и директором завода А.М. Макаровым, первая группа днепровцев уже через несколько дней вылетела в Москву в ОКБ Королева.
    3 августа 1964 г. В СССР принимается Постановление правительства "О работах по исследованию Луны и космического пространства. Создание ракеты H-1 и космического корабля Л-3, облет Луны произвести в 1966 г. с посадкой на Землю. В первом полугодии 1967 г. произвести посадку на Луну с одним или двумя космонавтами с возвращением на Землю".
    Этим постановлением ОКБ-586 и заводу ? 586 поручены разработка и изготовление блока Е - ракетного блока лунного корабля.

    Ведущим в КБ Янгеля по разработке блока Е был назначен Борис Иванович Губанов. Разработкой двигательной установки занялось КБ-4 во главе с Иваном Ивановичем Ивановым. Отработка двигателя началась в Подмосковье на стенде НИИ Химмаша, куда каждый месяц выезжала бригада специалистов ОКБ. Затем испытания были продолжены на введенном в строй стенде в Днепропетровске. Наработки двигателя до отказа так и не удалось добиться - во время ресурсных испытаний двигатель работал безотказно в течение 10 000 с при требуемых 470 с.
    После того, как блок Е, а также другие блоки лунного корабля успешно прошли всю наземную экспериментальную отработку, настал черед летных испытаний. В связи с неготовностью к полетам лунной ракеты H-1 первые полеты лунного корабля было решено проводить на носителе 'Союз'. Первый запуск прошел в ноябре 1970 года, второй - в феврале 71-го, третий, заключительный - 12 августа 1971 года. Ракета-носитель 'Союз' выводила опытный образец лунного корабля на околоземную орбиту, где в условиях невесомости осуществлялся запуск двигателя блока Е и совершались различные маневры лунного корабля с управлением в автоматическом режиме. Все испытания прошли успешно. Блок Е в составе лунного корабля полностью подтвердил свою работоспособность и был готов к полетам на Луну. Но осуществить полет не удалось.
    14 января 1966 года Сергей Павлович Королев на 60-м году, в расцвете творческих сил, ушел из жизни. После четырех аварийных пусков ракеты Н-1, осуществленных после его смерти в период с 1969-го по 1972 годы, лунный проект в СССР был закрыт:
    Но 'лунный свет' над Днепром был зажжен. Опыт создания более двух десятков лунных ракетных блоков пригодился 'южанам' в других космических проектах. И возможно будет востребован в ближайшем будущем:
    Огромное число украинских предприятий, к становлению которых и сотрудничеству с которыми был причастен С.П. Королев, работали и продолжают работать на оборону и космос:
    - в Днепропетровске были созданы уникальнейшие предприятия 'Южмаш' и КБ 'Южное';
    - в Харькове стали на ноги приборостроительные предприятия 'Коммунар' и 'Хартрон';
    - Киевский радиозавод, 'Киевприбор' и 'Арсенал' - создают уникальные приборы и системы для космоса.
    Евпаторийский космический центр готовится к участию в обеспечении дальних космических миссиях на Луну и Марс, задуманных еще Королевым.
    Мы гордимся тем, что Сергей Павлович Королев свои первые шаги на земле и в небе сделал на Украине.
    Но мы должны помнить и о том, какую огромную роль он сыграл в обеспечении обороноспособности страны, в становлении ракетно-космической промышленности, в истории отечественной космонавтики, в истории всего человечества.





Под эгидой Федерации космонавтики России.
© А.Железняков, 1997-2002. Энциклопедия "Космонавтика". Публикации.
Последнее обновление 06.10.2002.