Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia/hotnews/index.shtml?26.02.03.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 02:51:35 2016
Кодировка: Windows-1251
Поисковые слова: пппппппппппппрпрпрпрпрпрпрпрпрпрпрпрпрпрпрпрп
Специалисты НАСА среди обломков разбившегося шаттла Columbia нашли обуглившуюся, но частично сохранившуюся видеокассету с записью последних 15 минут жизни экипажа.
Съемки велись камерой, закрепленной в жилом отсеке шаттла (нижняя палуба); на пленке фигурируют четверо членов команды. Запись длится 13 минут. На ней снято как четверо астронавтов готовятся к приземлению: надевают перчатки и шлемы. На пленке также виден один из иллюминаторов шаттла; в нем заметны всполохи, возникшие при входе шаттла в атмосферу. Никаких аномалий в поведении людей или работе техники на пленке не видно, заявил представитель НАСА.
Где, когда и как была найдена кассета, НАСА пока не сообщает. Запись будет показана общественности после того, как с ней познакомятся родственники космонавта.
Ирак не будет уничтожать ракеты "Аль-Сумуд-2". Об этом заявил в интервью американской телекомпании Си-Би-Эс президент Ирака Саддам Хусейн.
Это единственное высказывание из трехчасового интервью лидера Ирака приводит в среду иракская газета "Бабиль", издающаяся старшим сыном Саддама Хусейна Удеем. Само интервью иракского лидера в Ираке не передавалось ни по телевидению, ни по радио.
Багдад считает, что ракеты "Аль-Сумуд-2" относится к оборонительному виду вооружений.
Наличие у Ирака этих ракет, приводит газета "Бабиль" слова Саддама Хусейна, "не является нарушением резолюций СБ ООН".
21 февраля руководитель ЮНМОВИК Ханс Бликс направил иракским властям письмо, в котором содержится требование "начать до 1 марта процесс уничтожения" имеющихся у Багдада 32 ракет "Аль-Сумуд-2" под контролем инспекторов ООН.
Решение о том, что ракеты "Аль-Сумуд-2" должны быть уничтожены, руководство ЮНМОВИК приняло после того, как техническая комиссия, в которую входили эксперты Китая, Франции, Германии, Украины, США и Великобритании, пришла к однозначному выводу, что дальность действия этих ракет превышает 150 км.
Согласно резолюциям СБ ООН Ираку запрещено после 1991 года иметь ракетное оружие с радиусом действия свыше 150 км.
Администрация Джорджа Буша заявила, что считает ситуацию вокруг иракских ракет "серьезной и беспокоящей". Британский премьер-министр Тони Блэр сказал, что рассматривает как "очень серьезное сообщение о том, что в Ираке обнаружены баллистические ракеты запрещенного радиуса действия". По словам Блэра, если руководитель международных инспекторов Ханс Бликс в пятницу в Совете Безопасности ООН подтвердит данную информацию, то это будет означать, что Ирак серьезно нарушает резолюцию ООН 1441.
Со своей стороны вице-премьер Ирака Тарик Азиз заявил, что любое превышение дальности полета иракских ракет имеет "случайный характер". Вице-премьер в этой связи отметил, что производимые в Ираке ракеты не оснащены системами наведения, что, по словам Азиза, может привести к незначительному превышению их дальности полета.
Направленные на орбиту 30 фотопленок помогли Дональду Петтиту сохранить душевное равновесие после недавней катастрофы шаттла "Колумбия". Об этом в интервью корр. ИТАР-ТАСС сообщил начальник летно-испытательной службы РКК "Энергия" Александр Александров.
По его словам, за день до недавнего старта "грузовика" "Прогресс" к Международной космической станции /МКС/ к специалистам этой службы, ответственным за формирование посылок экипажу, обратились специалисты Института медико-биологических проблем /ИМБП/ с просьбой погрузить на борт незапланированный груз - фотопленки для Дональда Петтита. Американские психологи объяснили российским коллегам, что эти пленки позволят астронавту заняться любимым хобби - фотосъемками для личного архива и тем самым обрести душевный покой после потрясения, связанного с гибелью экипажа "Колумбии". "Пришлось в нарушение всех инструкций отправить пленки на борт, ведь случай экстраординарный", - сказал Александров.
Помимо этого, был предпринят ряд мер психологической поддержки экипажа МКС. С космонавтами беседовали российские и американские руководители полетами. С помощью американского спутника связи был организован телесеанс с семьями, по электронной почте члены экипажа получили много теплых писем.
Возглавляемая Александровым летно-испытательная служба "в одной упряжке" с группой психологической поддержки ИМБП проводит постоянную работу по созданию наиболее комфортных социально-психологических условий деятельности людей в космосе. "Я сам находился на борту станции "Мир" в длительной экспедиции, поэтому не понаслышке знаю, какие могут возникать проблемы на борту", - заметил космонавт.
США продолжают консультации с Россией, странами Европы, Канадой и Японией о внесении изменений в программу Международной космической станции, но никаких решений пока не принято. Об этом сообщила во вторник в беседе с корр.ИТАР-ТАСС официальный представитель НАСА Дебра Ран, рассказавшая, что на сегодня запланировано совещание в режиме телеконференции Многостороннего координационного совета МКС, в который входят члены руководства национальных космических агентств. Ему предшествовали консультации экспертов в рамках Контрольного совета и Многосторонней комиссии по составу экипажей.
Необходимость внесения изменений в программу сооружения орбитального комплекса возникла в связи с недавней гибелью американского корабля "Колумбия" и временной приостановкой полетов шаттлов. Теперь партнеры пытаются определить, кто отправится в следующую экспедицию на станцию, какое количество космонавтов и астронавтов сможет работать на борту МКС в течение нынешнего года, какие там можно будет проводить научные эксперименты, потребуются ли дополнительные запуски кораблей "Союз" и "Прогресс" и нужна ли будет России финансовая помощь для их строительства. Высокопоставленный сотрудник НАСА Майкл Костелник, курирующий программу МКС, во вторник в интервью агентству Рейтер выразил надежду на то, что ответы на эти вопросы будут известны уже в начале следующей недели.
Представитель NASA официально объявил 25 февраля о потере связи с межпланетным зондом Pioneer-10, находящимся в настоящее время на расстоянии более 12 миллиардов километров от Земли.
Космический аппарат был запущен 2 марта 1972 года и почти 31 год вел изучение отдаленных уголков Солнечной системы. Его уже однажды объявляли потерянным, но затем связь с ним удалось восстановить. Не исключено, что так произойдет и сейчас. По крайней мере, на это хочется надеяться.
Комиссия по расследованию катастрофы шаттла Columbia занялась исследованием неизвестного объекта, летавшего в космосе рядом с кораблем в ходе второго дня пребывания его на орбите, сообщает Associated Press. Во время полета астронавты ничего подозрительного в пространстве около корабля не заметили. Данные об этом объекте появились позже, когда аэрокосмическое командование ВВС США занялось анализом показаний радаров. Изначально NASA заявило, что это мог быть фрагмент льда, выброшенный за борт корабля или кусок космического мусора, притянутый массой шаттла. Однако член комиссии по расследованию бригадный генерал ВВС США Дуэйн Дил (Duane Deal) 25 февраля отверг эти предположения, заявив, что объект, вероятно, отделился от самого шаттла.
"Непохоже, чтобы мой друг Рик Хазбенд (Rick Husband) - командир шаттла - столкнулся с чем-нибудь на орбите. Более вероятно, что этот предмет был частью корабля", - сказал Дил. По данным радаров, предмет внезапно возник около Columbia 17 января, через 24 часа после выхода на орбиту, сразу после осуществления шаттлом орбитального маневра, - добавил Дил. Это, по его мнению, дает право предполагать, что неизвестный предмет отделился от корабля во время маневра.
Дил описал обнаруженный объект. Его диаметр составлял от 30 до 40 сантиметров. В течение одного дня нахождения Columbia в космосе он летал в пределах 15 метров от шаттла, постепенно удаляясь от него до тех пор, пока не сгорел через три дня в плотных слоях земной атмосферы. Так как астронавты, находясь на орбите, не выходили в открытый космос, а в шаттле не так много иллюминаторов, предмет оставался незамеченным ими. Материал, из которого состоял объект, неизвестен, однако ясно, что предмет этот был легким и неплотным.
В настоящее время ВВС США и NASA планируют провести ряд тестов, которые, основываясь на отражающих способностях материала, зафиксированных радарами, могут дать представление о его структуре и позволят выяснить не являлся ли этот предмет фрагментом обшивки корабля.
В Космический центр имени Кеннеди на мысе Канаверал, шт. Флорида, из Лаборатории реактивного движения в Пасадене, шт. Калифорния, доставлен первый из двух марсоходов, которым предстоит через несколько месяцев отправиться для исследований Красной планеты. Одновременно с марсоходом MER-2 прибыли двигательная установка, аэрооболочка и посадочная ступень для другого марсохода, который должен быть доставлен во Флориду 10 марта. На космодроме оба космических аппарата пройдут предстартовую подготовку и будут запущены к Марсу 25 мая и 30 июня нынешнего года.
Организация спутниковой связи арабских стран (Ara Satellite Communications Organization, Arabsat) планирует заказать новый телекомуникационный спутник Arabsat-3B взамен Arabsat-3A, частично вышедшего из строя в минувшем году. Подрядчик пока не опредлен, но все предыдущие космические аппараты для Arabsat изготавливала компания Alcatel Space.
Не исключено, что ряд программ французского космического агентства CNES может быть задержан в реализации из-за перерасхода средств на них. Как показала ревизия, проведенная Министерством финансов Франции, большинство из программ требует на 30 % больше средств, чем это декларируется при ее открытии. Чтобы восстановить нормальное финансирование к 2005-2006 годам, ревизионная комиссия будет рекомендовать отложить изготовление орбитальной обсерватории Corot и аппаратов дистанционного зондирования Земли Pleiades HP.
В результате этого срок запуска Corot передвинется с 2005 на 2006 год, а Pleiades - на 2007 год.
Итальянское космическое агентство намерено предоставить контракт стоимостью 750 миллионов евро компаниям Alenia Spazio и Telespazio на изготовление четырех спутников радарного зондирования земной поверхности и наземной аппаратуры. Официальное подписание контракта состоится чуть позже. Запуск первого космического аппарата должен состояться в начале 2005 года. Последующие спутники будут выводиться на орбиту через каждые восемь месяцев.
Как сообщили 24 февраля представители NASA, в аэрокосмическом ведомстве началось изучение вопроса о создании для членов экипажей кораблей многоразового использования таких условий, чтобы они могли в ходе полета проводить ремонт и замену плиток теплозащитного покрытия, получивших повреждения на участке выведения.
Хотя еще не доказано, что именно такие повреждения вызвали гибель корабля Columbia, специалисты намерены подстраховаться на будущее. Пока, естественно, методика ремонтных работ на орбите на этапе обсуждения, но уже ясно, что ключевую роль, в случае необходимости, предстоит сыграть Международной космической станции, а точнее - роботу-манипулятору Canadarm-2. С его помощью космонавты смогут ремонтировать днище "шаттла", что другими методами невозможно осуществить.
Правда и такая методика вызывает сомнения - корабли многоразового использования покрыты 28 тысячами плиток, причем их форма различна. Как выйти из этой ситуации, пока не ясно. Представители NASA также сообщили, что из дальнейшего рассмотрения исключены явно нереализуемые проекты, такие как изменение угла входа в атмосферу, оснащение кораблей отделяемой капсулой, катапультирование космонавтов на большой высоте и т.д.
Заместитель директора NASA Фредерик Грегори (Frederick Gregory) объявил о назначении доктора Слиффорда Уэйна Хьюстона (Clifford Wayne Houston) новым помощником директора по образовательным программам. В настоящее время Хьюстон работает на медицинском отделении Техаского университета.
Старший замгоссекретаря США Джон Болтон сообщил, что в ходе его переговоров в Москве обсуждался вопрос о финансировании со стороны США участия России в международной космической программе.
"Этот вопрос действительно поднимался, однако окончательного решения по нему пока не принято. Мы находимся в стадии изучения и анализа ситуации, в том числе в связи с катастрофой шаттла "Колумбия", - сказал Болтон во вторник на пресс-конференции в Москве. Таким образом он ответил на вопрос журналистов, может ли принятая в США программа борьбы с нераспространением ому повлиять на финансирование российского участия в международной космической программе. Как сообщил Болтон, он обсуждал в Москве "важность неоказания Россией помощи Ирану, которая могла бы быть использована для разработки его программ создания ому или баллистических средств его доставки". Старший замгоссекретаря США подчеркнул, что данная проблема "является частью общей программы стратегических отношений США с Россией", сообщает "Интерфакс".
Министерство энергетики США заключило с Минатомом РФ соглашение о закупках в России плутония-238, который будет использован в качестве источника энергии в американской космической программе. Как сообщил еженедельник Space News, сумма контракта составляет $32 млн., а исполнительным агентом по его реализации с российской стороны выступит компания "Техснабэкспорт".
Принципиальная договоренность о поставках в США плутония-238 была достигнута в прошлом году во время визита в Вашингтон главы Минатома Александра Румянцева. Попросив тогда не путать этот изотоп с оружейным плутонием-239, министр пояснил, что "из него изготавливаются ядерные батареи для элементов питания длительного пользования, в том числе космических аппаратов". Коммерческий контракт рассчитан на пять лет, а поставки должны начаться в 2004 году.
В России производством плутония-238 для гражданской сферы занимаются предприятия Минатома. Впервые соглашение о его закупках было заключено с США десять лет назад, однако в последние годы NASA и его подрядчики обходились собственными запасами, которые сейчас сократились, сообщает ИТАР-ТАСС.
В ночь с 24 на 25 февраля 2003 года после тяжелой продолжительной болезни на 82-м году жизни скончался доктор технических наук, главный конструктор самоходного шасси "Лунохода-1", основоположник нового направления техники - космического транспортного машиностроения, лауреат Ленинской премии Александр Леонович Кемурджиан.
Александр Леонович Кемурджиан родился 4 октября 1921 г. во Владикавказе. Отец его происходил из семьи армян из Трабзона. Детские и юношеские годы Александра Леоновича прошли в Баку.
Его судьба неотделима от судьбы страны: в Великую Отечественную Александр Леонович добровольцем ушел на фронт и прошел боевой путь от Курской дуги до Померании; за участие в боевых действиях он был награжден орденами Красной Звезды (1944), Отечественной войны (1945, 1995), несколькими медалями, в том числе и медалью 'За боевые заслуги'. При этом он был 'белобилетником' по зрению и имел министерскую 'броню' как студент МВТУ им. Н.Э.Баумана, куда он поступил в 1940 г. После демобилизации в 1946 г. он вернулся в МВТУ, стал сталинским стипендиатом, окончил вуз с красным дипломом в 1951 г. и с той поры трудится во ВНИИ-трансмаше.
До защиты кандидатской диссертации по бесступенчатым фрикционным трансмиссиям для гусеничных артиллерийских тягачей в 1957 г. он работал в отделах моторных установок, трансмиссий и тягачей. В 1959 г. был назначен начальником отдела новых принципов движения.
В 1963 г. Александр Леонович Кемурджиан был назначен руководителем работ по созданию самоходного шасси 'Лунохода', в 1969 г. - заместителем директора, главным конструктором института. С 1991 г. А.Л.Кемурджиан - главный научный сотрудник ВНИИтрансмаша. С 1998 г., после ухода на пенсию, он Почетный главный научный сотрудник.
За эти годы им создано огромное число самых различных разработок: от 'ползолета' - боевой дозорно-разведывательной машины на воздушной подушке (1959- 1963 гг.) до аппарата для исследований на поверхности спутника Марса - Фобоса.
За время работы по космической тематике он сотрудничал с целой плеядой наших замечательных ученых - С.П.Королевым, М.В.Келдышем, Г.Н.Бабакиным, Р.З.Сагдеевым, Б.Е.Чертоком, массой других специалистов, работавших в этой области.
Заслуги А.Л.Кемурджиана нашли достойное признание: он доктор технических наук (1971), профессор (1977), лауреат Ленинской премии (1973), награжден орденом Ленина (1971), Почетным дипломом ФАИ (Международной авиационной Федерации) (1971); решением Международного астрономического союза в 1997 г. его именем названа малая планета Солнечной системы N5993, его имя внесено в книгу 'Выдающиеся люди XX века', изданную в Великобритании. Он является членом нескольких международных научных обществ - Планетарного общества (США), Европейского геофизического общества (Германия), членом-корреспондентом Комиссии по исследованию космического пространства (Франция).
Он автор более 200 научных трудов, в том числе 6 монографий, правда, долгие годы его научные публикации выходили под псевдонимами (Александров, Леонович, Углев).
Начиная с 1970 г. А.Л.Кемурджиан не раз представлял нашу науку на международных симпозиумах и конференциях.
Александру Леоновичу выпала редкая удача не только принять участие, но и раскрыть свой талант исследователя, конструктора и организатора в работах, которые являются вкладом в историю нашего Отечества и всей земной цивилизации.
(Использованы материалы статьи В.Куприянова и Г.Иваньяна "Александру Леоновичу Кемурджиану - 80 лет!" в журнале "Новости космонавтики" N 12 за 2001 год).
После длительного перерыва Северная Корея возобновила ракетные испытания. По данным правительств Южной Кореи и Японии, позже подтвержденным официальным представителем КНДР, 25 февраля в 01:00 UTC (04:00 мск) с полигона на восточном побережье страны были проведены пуски двух ракет класса "земля-моря" с дальностью стрельбы около 60 км. Один пуск был аварийным, а вторая ракета попала в заданный квадрат акватории Японского моря.
Заместитель министра иностранных дел России Александр Лосюков заявил во вторник, что испытание КНДР баллистической ракеты не было удивительным и соответствует планам руководства страны подготовиться к развитию кризиса по ядерному оружию. 'Это не удивительно. Это соответствует линии подготовки КНДР к возможному негативному развитию события. Я не считаю, что это некая провокация против всей ситуации в целом', - сказал он. Как полагают эксперты, испытания ракет класса "земля-моря" было своеобразной прелюдией к проведению испытаний ракеты Taepodong-1 с дальностью стрельбы 2500 км. Не исключено, что она будет запущена 26 февраля.
Напомню читателям, что 31 августа 1998 года первый испытательный пуск Taepodong-1 наделал много шума. Власти КНДР заявили тогда, что в ходе испытаний на околоземную орбиту был выведен первый северокорейский спутник. Правда, средства контроля космического пространства США не подтвердили эту информацию, а наши военные как-то невнятно высказались на этот счет, оставив широкое поле для домыслов и рассуждений.
В недостатке средств, выделяемых американскому аэрокосмическому ведомству, видят одну из причин катастрофы Columbia обозреватели газеты Florida Today. Согласно их подсчетам, в настоящее время бюджет NASA вдвое меньше, чем это было в середине 1960-х годов. Так, в 1966 году на освоение космического пространства было выделено 5,9 миллиардов долларов, что эквивалентно сумме 32,9 миллиарда долларов в сегодняшних сопоставимых ценах. Для сравнения, бюджет 2002 года составлял 14,3 миллиарда долларов.
Уменьшение ассигнований в целом привело к уменьшению средств, выделяемых на подготовку и осуществление полетов кораблей многоразового использования, в том числе на меры обеспечения безопасности полетов. Как следствие, на "шаттлах" стало летать гораздо опаснее.
Следующий пуск европейской ракеты-носителя Ariane-5G отложен до второй половины апреля с.г. Первоначально старт РН со спутниками Insat-3A и Galaxy-12 на борту предполагалось произвести в феврале нынешнего года, затем его отложили до 31 марта, а теперь еще на 20 дней для дополнительных проверок.
Военно-воздушные силы США подтвердили свой первый заказ компании International Launch Services на использование ракеты-носителя Atlas-5 для вывода на околоземную орбиту грузов Министерства обороны. Этот носитель будет нести в декабре 2004 года спутник связи Wideband Gapfiller Satellite (WGS). Первый старт новой РН состоялся в августе 2002 года, а в настоящее время на мысе Канаверал идет подготовка ко второму коммерческому запуску Atlas-5.
До мая месяца отсрочен пуск с космодрома Байконур ракеты-носителя "Протон-К" с американским телекоммуникационным спутником АМС-9. Официально о причинах задержки ничего не сообщается. Тем временем поступила информация, что компания Americom, владелец космического аппарата, рассматривает вопрос о замене носителя - РН "Протон-К" с разгонным блоком "Бриз-М" на РН Atlas (3 или 5).
В пекинской газету Beijing Jiefangjun Bao опубликована статья, в которой приведены подробности экспериментов, осуществленных во время полета космичеcкого корабля Shen Zhou-4 в декабре 2002 года - январе 2003 года. Кажется, это первая публикация, где более-менее детально описана научная программа миссии. Исследования и эксперименты включали с себя:
многорежимное микроволновое зондирование земной поверхности;
мониторинг космического пространства;
точное определение параметров орбиты;
биологические эксперименты;
эксперименты с микрогравитацией;
физические исследования и технические эксперименты.
Полезная нагрузка корабля Shen Zhou-4 включала в себя 52 прибора.
Подробнее об экспериментах читайте http://www.spacedaily.com/news/china-03h.html.
Сергей Шамсутдинов сообщил на форуме журнала "Новости космонавтики" о составе экипажей, сформированных для полетов на борт Международной космической станции в 2003 году. Предполагается, что в ближайшее время экипажи будут утверждены Межведомственной комиссией.
Для полета на 'Союзе ТМА-2' (старт в начале мая) сформированы следующие экипажи: основной - Юрий Маленченко и Эдвард Лу (Edward Lu); дублирующий - Майкл Фоул (Michael Foale) и Александр Калери. К полету на 'Союзе ТМА-3' осенью 2003 года будут готовиться: основной - Майкл Фоул и Александр Калери; дублирующий - Уильям МакАртур (William McArthur) и Валерий Токарев. Подготовку по программе сборки МКС со стартом на шаттле пока будут проходить только два экипажа: основной - Сергей Крикалев, Сергей Волков, и Джон Филлипс (John Phillips); дублирующий - Геннадий Падалка, Олег Кононенко, Майкл Финк (Michael Fincke). Именно экипаж Крикалева будет первым, который отправится на станцию на первом же шаттле (STS-114), когда возобновятся полеты кораблей многоразового использования.
Подготовка всех остальных экипажей приостановлена, а космонавты переведены на общую подготовку по программе МКС (изучение РС, 'Союза ТМА' и т.д.) в составе групп, которых теперь стало четыре.
Группы 'ЭП-5' [Геннадий Падалка, Педро Дуке (Pedro Duque), Олег Котов] и 'ЭП-6' [Андрес Кейперс (Andre Kuipers)] расформированы, прекращена также подготовка экипажей: МКС-8Д [Лерой Чиао (Leroy Chiao), Михаил Корниенко, Чарльз Камарда (Charles Camarda)], МКС-9Д [Роман Романенко, Даниэль Тани (Daniel Tani); Александр Полещук был отстранен от подготовки еще 20 января], МКС-10Д [Джеффри Уилльямс (Jeffrey Williams), Константин Козеев, Санита Уилльямс (Sunita Williams)]. Сформированный экипаж МКС-10 [Лерой Чиао, Салижан Шарипов, Джон Филлипс] к подготовке так и не успел приступить. Основной экипаж МКС-9 [Геннадий Падалка, Олег Кононенко, Майкл Финк] теперь стал дублирующим экипажем для первого полета на шаттле.
Таким образом, с 25 февраля 2003 г. в РГНИИ ЦПК будет проводиться подготовка космонавтов и астронавтов в следующих группах.
МКС-7: Маленченко-Лу; Фоул-Калери.
МКС-8: МакАртур-Токарев (дублирующий экипаж). Основной (Фоул-Калери) приступит к подготовке после старта 'Союза ТМА-2'.
ULF-1: Крикалев-Волков-Филлипс; Падалка-Кононенко-Финк.
МКС-гр1: Ваоерий Корзун, Виктор Афанасьев, Талгат Мусабаев, Владимир Дежуров, Сергей Залетин, Юрий Батурин, Юрий Усачев, Александр Лазуткин.
МКС-гр2: Константин Вальков, Дмитрий Кондратьев, Олег Котов, Юрий Лончаков, Максим Сураев.
МКС-гр3: Юрий Шаргин, Сергей Ревин, Надежда Кужельная, Сергей Мощенко, Федор Юрчихин, Олег Скрипочка.
МКС-гр4: Шарипов, Романенко, Козеев, Корниенко.
ЕКА-1: Педро Дуке.
ЕКА-2: Андре Кейперс.
ЕКА-ст: Томас Райтер (Thomas Reiter). Он проходит стажировку. Ранее предполагалось, что он будет включен в основной экипаж МКС-11.
Команда добровольцев, разыскивающая фрагменты разбившейся Columbia, нашла несколько обломков на границе штатов Невада и Юта. Как сообщил представитель полиции, поисковая группа нашла куски изоляционных материалов, размером примерно 15 см. Пока не известно является ли находка действительно частью корабля, на месте это определить не удалось. Снимки обломков отправлены в NASA, а затем туда же уйдут и обломки.
Версия о том, что катастрофа шаттла Columbia произошла из-за того, что фрагмент пеноизоляции, отделившийся от внешнего топливного блока, повредил крыло шатттла, по-прежнему проверяется, но является маловероятной. Об это сообщил глава NASA Шон О'Киф (Sean O'Keefe).
'Мы рассматриваем много версий, но на данном этапе версия о повреждении крыла куском отвалившийся пеноизоляции рассматривается как маловероятная. Лично я считаю, что не это стало причиной катастрофы', сказал О'Киф. Он также сказал, что в ходе расследования подтвердился тот факт, что от шаттла отвалились три фрагмента пеноизоляции, но пока невозможно определить, действительно ли они повредили крыло челнока.
Кстати, довольно интересные материалы по этому поводу опубликованы на сайте NASA.
Во-первых, это электронные письма, которые были отправлены в адрес руководства аэрокосмического ведомства инженерами исследовательских центров (на эти письма постоянно ссылаются журналисты).
Во-вторых, результаты анализа возможных повреждений шаиила кусками пеноизоляции, которые проводились сотрудниками компании Boeing 21 января, 23 января и 24 января.
Весьма интересно.
С 29 января по 4 февраля 2003 года в Москве прошли XXVII академические чтения по космонавтике,
посвященные памяти академика С.П.Королева и других выдающихся отечественных ученых - пионеров освоения космического пространства. С тезисами прочитанных
докладов можно ознакомиться на этом сайте.
После катастрофы шаттла "Колумбия" Россия решила не посылать в космос женщин. Об этом сообщил глава "Росавиакосмоса" Юрий Коптев: "Если полет женщины в космос и состоится, то это произойдет нескоро". По его словам, "место для женщины в составе экипажа найдется, когда он будет состоять из шести или семи человек".
Первая женщина-космонавт, Валентина Терешкова, отправилась на орбиту в июне 1963-го года. В 1982 году это сделала Светлана Савицкая. Третей российской женщиной-космонавтом стала Елена Кондакова, которая в середине 1990-х работала на орбитальной станции "Мир", а в 1997-ом слетала в космос на борту американского корабля.
Ирак "изучает" письмо руководителя UNMOVIC Ханса Бликса, содержащее требование уничтожить имеющиеся у Багдада ракеты "Аль-Самуд-2", передает РИА "Новости". Об этом заявил в воскресенье в Куала Лумпуре в интервью катарскому телеканалу Al-Jazeera вице-президент Ирака Таха Ясин Рамадан. Он прибыл в столицу Малазии для участия в саммите неприсоединившихся стран.
В полученном в Багдаде в пятницу письме руководителя UNMOVIC Ханса Бликса содержится требование уничтожить до 1 марта имеющиеся у Ирака 32 ракеты "Аль-Самуд-2". Ранее специалисты ООН установили, что дальность ее действия превышает дозволенные для Ирака соответствующими резолюциями СБ ООН 150 км. По словам вице-президента Ирака, в настоящее время по этому вопросу идут переговоры.
Это первая официальная реакция Ирака на письмо Бликса. Ожидается, что более подробно этот вопрос будет освещен во время назначенной на воскресенье в Багдаде пресс-конференции руководителя Национального департамента мониторинга программ ООН по инспекции вооружений Ирака генерала Хусама Мухаммеда Амина.
Более десяти членов недавно основанного Института суборбитальных полетов (Suborbital Institute) 10 февраля посетили Конгресс США и провели встречи со многими видными конгрессменами. Основной целью визита стало ознакомление американских законодателей с перспективами суборбитальных полетов многоразовых космических аппаратов с пассажирами на борту и обсудили необходимость принятия соответствующего законодательства для активизации работ в этой отрасли промышленности.
Несмотря на то, что в настоящее время множество частных компаний в США ведут работы по туристическим полетам в космос, нет законов, которые регулировали бы такие полеты. Свою озабоченность этим уже высказало Федеральное управление гражданской авиации, которому и предстоит в будущем рассматривать все заявки на суборбитальные полеты.
Предлагаю вниманию читателей две фотографии первого израильского космонавта Илана Рамона (Ilan Ramon), погибшего 1 февраля в аварии "Колумбии". На одном снимке Илан сфотографирован в форме полковника, а на другом - вместе с женой Роной. Оба снимка присланы из Израиля Леоном Розенблюмом. Большое спасибо ему за это.
Несмотря на аварию космического корабля "Колумбия" и весьма призрачные шансы на реализацию в ближайшем будущем программы "Учитель - в космосе", многие американские педагоги полны решимости провести для своих учеников урок с околоземной орбиты. Уже подано около 4500 тысяч заявок. Правда, если первоначальные планы предполагали начать отбор кандидатов уже в нынешнем году, то теперь учителям придется подождать. Сколько именно, пока никто сказать не берется.
Космический корабль "Колумбия" еще 32 секунды после потери связи с экипажем продолжал свой полет как единое целое и лишь затем разрушился на отдельные фрагменты. Последняя телеметрическая информация, свидетельствующая о работе гидравлической системы левого крыла, правда аномальной, была получена на Земле в интервале от 14:00:02 до 14:00:04 UTC. До этого в течение 25 секунд телеметрия не поступала.
Специалисты надеются, что новые данные позволят им определить место на левом крыле, откуда начала развиваться авария.
Последние данные внесены в стенограмму последних минут полета "Колумбии", с которой можно ознакомиться здесь.
Читатели "Последних космических новостей", вероятно, помнят, что версия о серьезных повреждениях левого крыла космического корабля "Колумбия" через 81 секунду после старта в результате удара куска изоляции была практически сразу отвергнута специалистами и не рассматривается комиссией Харольда Гемана (Herald Gehman) в качестве основной. Однако, специалисты не участвующие в расследовании продолжают обсуждать этот вопрос, выдвигая все новые версии происшедшего. В частности, инженер Даниэль Мазанек (Daniel Mazanek) из Исследовательского центра имени Лэнгли подвергает сомнению официальную информацию о незначительной массе обломка, ударившего по "Колумбии". По его мнению фрагмент имел гораздо больший вес, так как во время подъема оброс значительным количеством льда. Расчеты показывают, что в этом случае он имел вес 28,7 кг, а не 1,2 кг, а энергия воздействия была в 25 раз больше, чем предполагалось. Если это так, то он действительно мог серьезно повредить теплоизоляционное покрытие.
Кстати, в некоторых публикациях проскальзывают сообшения, что тщательное изучение видеозаписи старта корабля показывает попадание не одного, а трех фрагментом изоляции в корабль. Других подробностей об этом пока нет, но будем внимательно отслеживать ситуацию.
Предлагаю читателям ознакомиться с текстом статьи Владимира Бурдюгова "Кто угробил "Колумбия", опубликованной в газете "Советская Россия" 20 февраля 2003 года. Без комментариев, для общего развития.
Появилось немало версий гибели "Колумбии". То в нее молния ударила, то, по словам представителей НАСА, причиной катастрофы "Колумбии" могло стать ее столкновение с небольшим метеоритом или фрагментом какого-либо рукотворного "летающего объекта". Это такие же издевательские версии, как и остальные. Молнии на таких высотах "не летают". А сказки о том, что в космосе летает множество мелких рукотворных объектов,- это сказки для обывателя. Если они и летают (а они иногда летают), то недолго. Они в конце концов тонут в атмосфере Земли и сгорают. Сейчас по той трассе, где летает МКС или летала "Колумбия", из небольших "рукотворных объектов" летают только отходы деятельности самих МКС и "Колумбии". Трудно согласиться с версией, что "Колумбия" погибла из-за собственного дерьма или дерьма МКС (тогда можно было бы сказать, что и русские к этому "руку" приложили). Чтобы заявление казалось более правдоподобным, американцы говорят, что "Колумбия" была повреждена этим "объектом" еще на орбите. Трудно предположить, что датчики "Колумбии" даже не зафиксировали этого удара.
Американцы не могут придумать что-то вразумительное для объяснения происшедшего. Уверен, что они прекрасно знают, что произошло на самом деле, и от этого им еще сложнее выдумывать несуществующие причины. Вот они и потчуют ковбоев из Техаса всякой чепухой. Авось проглотят. Ведь зачитал же госсекретарь Пауэлл в Совете Безопасности содранную из разных мест дребедень. И все выслушали с умным видом.
Что же произошло с "Колумбией" на самом деле? Выскажу версию, подтверждение которой вы не услышите никогда. Я же, представляя положение дел, вижу этот вариант развития событий чуть ли не единственно возможным.
Утверждаю, что американцы сами уничтожили свой космический челнок.
Основа американского плазменного оружия - система HAARP - мощная сеть радиолокационных станций, способная реализовать невиданные до сих пор возможности. Эти станции станут и основой глобальной противоракетной обороны США, способной создавать над Америкой не пробиваемый ракетами защитный купол, о который разбиваются ракеты и самолеты.
Это оружие, способное уничтожить все живое и почти все неживое на Земле, уже реализовано в США. Создание в атмосфере невидимой, непроходимой стены национальной ПРО - только одна из его функций, далеко не самая главная. Главная - это функция сверхоружия для полного контроля над миром.
Принцип его действия в интересах ПРО следующий: Плазменное оружие ("Харп" - HAARP) в 1990-х годах стало в США основным звеном проекта Национальной противоракетной обороны (НПРО). Его действие заключается в том, что 180 фазированных антенн, расположенных в штате Аляска, в 450 км севернее городка Анкоридж, фокусируют в ионосфере высокоэнергетический СВЧ-электромагнитный импульс, в результате чего рождается плазмоид (локализованная область высокоионизированного газа), которым можно управлять, перемещая фокус антенн при помощи когерентного лазерного луча. Движущийся в атмосфере плазмоид оставляет за собой след нагретого воздуха с пониженным давлением (возможно, почти вакуумом) - непреодолимое препятствие для летательных аппаратов. Самолет или ракета, попадая на границу между нормальным давлением и вакуумом, разрушаются. Для ракеты это примерно то же, что бетонная стена для автомобиля.
Плазмоид, летящий чуть ли не со скоростью света, обладает абсолютным преимуществом в сравнении с противоракетой, перехватывающей со скоростью 5 км/сек. Поэтому США решили отказаться от противоракет и отгородиться от ракетного удара плазменной решеткой, создаваемой "Харпом".
При чем тут "Колумбия"? А вот при чем. Первые полномасштабные испытания HAARP были назначены на конец января.
Примерно в то же время была запущена и "Колумбия" с некоей секретной миссией. Она даже не приближалась к МКС. Полагаю, что этой секретной миссией было наблюдение за результатами испытаний "Харпа". Этого нельзя было сделать с МКС, потому что об этих испытаниях не нужно было знать русским. Наблюдать же из космоса было необходимо потому, что плазменные образования не видимы простым глазом, а отследить радарами полную картину плазменной решетки можно только из космоса.
Более того, считаю, что одной из задач "Колумбии" была оценка неблагоприятных воздействий на "Шаттл" при прохождении через область, в которой ранее создавались плазменные образования. Естественно, что никто не собирался уничтожать "Колумбию". Конечно, к моменту возвращения челнока все работы "Харпа" были прекращены. Но дело в том, что сейчас никто не может сказать, какое время после завершения воздействия плазменного оружия плазменная решетка сохраняет свою активность. Самым смелым было предположение, что несколько часов.
По всей вероятности, "Колумбия" должна была пройти этот участок тогда, когда, по предположениям ученых, должна была разрушиться плазменная решетка. Однако этого не произошло. Противоракетная оборона США сработала на "отлично" и угробила космический корабль вместе с экипажем. Ну кто же после этого признается в истинной причине происшедшего?
Все данные, которые фиксировались СМИ при катастрофе "Колумбии", говорят только о такой возможности гибели челнока.
Траектория посадки соответствовала траектории возможного ракетного нападения и плоскости создания необходимой плазменной решетки.
Высота, на которой произошла катастрофа - 70-60 км, точно соответствует высоте, на которой наиболее эффективно создаются плазменные образования.
Характер начала крушения соответствует картине попадания челнока в зону вакуума.
Исчезновение радиосвязи тоже характерно для плазменных образований.
Отсутствие значительного повышения температуры (лишние 20 град. Цельсия трудно назвать причиной гибели) при крушении также указывает на столкновение с вакуумом.
Разрушение произошло в узком диапазоне высот, и дальше на Землю падали уже обломки "Колумбии". Причем показанные по телевидению обломки челнока не носят заметных следов оплавления. Что в очередной раз говорит о столкновении "Колумбии" с защитной стеной НПРО США. По-видимому, попав в вакуум, "Колумбия" даже замедлила свое движение, что позволило ее остаткам не сгореть в атмосфере.
Характер разброса обломков "Колумбии", которые уже найдены на территории десятка штатов США, подтверждает, что корабль не сгорел от перегрева, а в течение очень короткого времени разрушился на большой высоте.
Теперь ясно, почему американцы выдумывают причины крушения "Колумбии", которые рассчитаны на слушателя с полным отсутствием интеллекта. Иначе пришлось бы раскрыть тайны плазменного и геофизического оружия, объявить импичмент Бушу и т.д...
Бесконечно жаль погибший экипаж "Колумбии". Они навсегда останутся героями покорения космоса. Сгорели люди, но едва ли сгорели мечты тех, кто готов жертвовать всем, во имя покорения мира.
Один из инженеров NASA заявил 22 февраля, что агентство не прислушалось к его рекомендациям и не исследовало всех возможностей негативного влияния удара обломка по крылу корабля при взлете, пишет Washington Times.
Согласно серии электронных писем, опубликованных впервые, инженер, в частности, выражали обеспокоенность тем, что управляющие полетами решили не проводить простейших исследований по выяснению риска при посадке. Письмо об этом было отправлено в штаб-квартиру NASA за три дня до падения Columbia.
Его автор Роберт Доэрти заявил, что инженеры NASA в Техасе в частном порядке оценили опасность при посадке как "несмертельную, но предельно высокую". Это говорит об их большей, по сравнению с обычной, обеспокоенностью посадкой. Доэрти отмечал в письмах, что удар кусков теплоизоляции по крылу мог оставить достаточно большую брешь для того, чтобы при посадке произошел перегрев.
"По существующим официальным данным, размер поврежденной области - 17 на 76 см", - писал Доэрти.
NASA заявило, что высокопоставленные сотрудники не получали этих писем, адресованных инженерам среднего звена.
Ирак 22 февраля отказался от прямого ответа на требование главы ЮНМОВИК Ханса Бликса начать уничтожение баллистических ракет Al Samoud 2 и их частей с 1 марта нынешнего года, заявив лишь, что все эти вопросы могут быть решены в рамках текущего сотрудничества.
Список единиц оружия, уничтожения которого требуют инспектора ООН:
1. Все ракеты и боеголовки Al Samoud-2 - развернутые, смонтированные или частично смонтированные.
2. Топливо и окиcлители, использующиеся с этими ракетами.
3. Механизмы транспортировки ракет SA-2, которые были переделаны для использования с Al Samoud 2, должны быть демонтированы. В противном случае они будут рассматривать как связанные с ядерной программой по Al Samoud 2.
4. Все установки, полученные путем модификации аналогичных установок для SA-2, для использования с ракетами Al Samoud 2 - сюда входят топливные генераторы, регуляторы давления и тяги.
5. Все автопилоты для SA-2 и другие приборы наведения и контроля - гироскопы, акселерометр, инерционное оборудование, и программные средства для работы с системой Al Samoud 2.
6. Все части пусковой установки, рассчитанной на использование с ракетами Al Samoud 2.
7. Специфические компоненты для Al Samoud 2, которые являются частями материально-технического обеспечения - топливо и другие элементы, требующиеся для использования ракет.
8. Оборудование и компоненты, созданные для производства и испытания ракет Al Samoud.
9. Все программное обеспечение, касающееся планирования, исследования, разработки и контроля качества всех элементов Al Samoud.
Как сообщила 22 февраля британская газета Daily Telegraph, по подсчетам известнейшего британского физика и философа Исаака Ньютона (Isaac Newton), армагеддон и конец света наступят через 57 лет - в 2060 году.
Ньютон предпринял массу попыток расшифровать библию и установить дату апокалипсиса. Однако до сих пор не было известно, вычислил ли он эту дату.
Архивы Ньютона, по которым удалось определить названную им дату, были обнаружены в библиотеке Иерусалима, куда попали из Лондона после продажи коллекционеру в 1930-х годах.
Как сообщили представители компании Telesat Canada, 20 февраля зафиксирован сбой в работе телекоммуникационного спутника Nimiq-2, выведенного на орбиту 29 декабря прошлого года российской ракетой-носителем "Протон-М". Отказ носил кратковременный характер и сейчас аппарат функционирует в обычном режиме. Специалисты пытаются определить, что послужило причиной сбоя.
Представитель японского Центра космической разведки Масато Накомура (Masato Nakamura) сообщил, что запуск первых национальных спутников-шпионов намечен на 28 марта нынешнего года с космодрома Танегасима. Этим запуском начнется развертывание сети национальной космической разведки, которая должна вступить в эксплуатацию в полном объеме в 2004 году. В дальнейшем система будет расширена и усовершенствована. Общая стоимость системы - 1,7 миллиарда долларов.
Российско-американский экипаж пятой долговременной экспедиции МКС получил памятные награды. Как передает корреспондент РИА "Новости", торжественная церемония награждения состоялась в пятницу в Звездном городке после возложения цветов к памятнику Юрию Гагарину.
Командир экипажа Валерий Корзун, космонавт Сергей Трещев и американская астронавтка Пэгги Уитсон (Peggy Whitson) получили памятные награды от НПО "Энергия" и американского Национального авиакосмического агентства. Космонавты провели на орбите 185 суток, а в открытом космосе - 9 часов 43 минуты. В ходе полета, который начался 6 июня и закончился 7 декабря 2002 года, российско-американский экипаж провел ряд научно-технических экспериментов. Сделана уникальная база снимков в рамках научного эксперимента "Ураган", проведены эксперименты по радиационной безопасности и биологии, а также выращен салат.
Космонавтов приветствовал первый заместитель генерального директора Росавиакосмоса Николай Моисеев. По его словам, "экипаж успешно выполнил все поставленные перед ним задачи". Он подчеркнул, что несмотря на трагедию, произошедшую с шаттлом "Колумбия", "надо идти вперед".
Ранее глава НАСА Шон О'Киф (Sean O'Keefe) заявил, что, возможно, полеты на МКС будут возобновлены в конце апреля (Имеется в виду полет "Союз ТМА-2", а не возобновление полетов "шаттлов"). В настоящее время активно обсуждается участие российской стороны в американских космических проектах. Единственное, что может замедлить совместную работу - это запрет правительства США тратить средства НАСА на развитие российской авиакосмической отрасли.
Председатель правительства РФ Михаил Касьянов подписал 18 февраля 2003 года постановление ? 112 О присуждении премий правительства РФ за 2002 год в области науки и техники.
В частности, премии присуждены:
...
22. Рогальскому Владиславу Ивановичу, кандидату технических наук, начальнику отдела федерального государственного унитарного предприятия "Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения", Старцеву Владимиру Кузьмичу, кандидату технических наук, начальнику сектора, Урличичу Юрию Матэвичу, кандидату технических наук, генеральному директору, Хрустину Андрею Витальевичу, начальнику цеха, - работникам того же предприятия; Айнбиндеру Иосифу Мироновичу, доктору технических наук, главному научному сотруднику федерального государственного унитарного предприятия "Научно-исследовательский институт автоматической аппаратуры имени академика В.С.Семенихина"; Богданову Валерию Анатольевичу, кандидату технических наук, генеральному директору государственного унитарного предприятия "Морсвязьспутник", Зурабову Юрию Георгиевичу, кандидату технических наук, советнику генерального директора того же предприятия; Дементьеву Михаилу Павловичу, начальнику конструкторского бюро акционерного общества "Ярославский радиозавод"; Долженко Анатолию Васильевичу, заместителю генерального директора федерального государственного унитарного предприятия "Производственное объединение "Полет"; Иванову Николаю Николаевичу, кандидату технических наук, заместителю главного конструктора государственного унитарного дочернего предприятия "Конструкторское бюро "Полет" федерального государственного унитарного предприятия "Производственное объединение "Полет"; Козлову Виктору Ивановичу, кандидату технических наук, начальнику управления Российского авиационно-космического агентства, Левицкому Юрию Евгеньевичу, заместителю начальника управления того же Агентства; Пузанову Александру Ивановичу, генерал-майору запаса, бывшему начальнику Федерального управления авиационно-космического поиска и спасания при Министерстве обороны Российской Федерации; Тимонину Эрнесту Лазаревичу, начальнику отдела Государственной службы гражданской авиации; Тышецкому Виталию Юрьевичу, заместителю командира войсковой части 13991 Министерства обороны Российской Федерации, - за разработку и внедрение спутниковой системы для определения местоположения судов и самолетов, терпящих бедствие, "КОСПАС" ("Надежда") - российской части международной системы "КОСПАС-САРСАТ".
23. Сорокину Анатолию Владимировичу, кандидату физико-математических наук, первому заместителю директора федерального государственного унитарного предприятия "Научно-исследовательский институт командных приборов", руководителю работы, Арефьеву Вячеславу Павловичу, директору - главному конструктору, Шилову Ивану Федоровичу, кандидату технических наук, начальнику лаборатории, - работникам того же предприятия; Бельскому Льву Николаевичу, кандидату технических наук, заместителю генерального директора - заместителю главного конструктора федерального государственного унитарного предприятия "Научно-производственное объединение автоматики"; Воронковичу Владимиру Зеноновичу, начальнику представительства заказчика войсковой части 56756 Министерства обороны Российской Федерации, Фирсанову Александру Витальевичу, начальнику группы той же войсковой части; Гопиенко Виктору Герасимовичу, Черепанову Владимиру Петровичу, кандидатам технических наук, ведущим научным сотрудникам акционерного общества "Всероссийский алюминиево-магниевый институт"; Колпачеву Аркадию Алексеевичу, кандидату технических наук, начальнику лаборатории государственного научного центра Российской Федерации - федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов", Сетюкову Олегу Алексеевичу, кандидату технических наук, ведущему научному сотруднику того же центра; Кричкову Владимиру Петровичу, кандидату технических наук, начальнику отдела акционерного общества "Томский приборный завод"; Кукушкину Вениамину Николаевичу, начальнику отдела федерального государственного унитарного предприятия "Государственный ракетный центр "КБ имени академика В.П.Макеева"; Пасынкову Борису Ивановичу, заместителю председателя совета директоров акционерного общества "Каменск-Уральский металлургический завод"; Шведову Александру Григорьевичу, начальнику отдела Российского авиационно-космического агентства; Волкову Ивану Васильевичу (посмертно) - за создание компонентов высокоточных гироскопических приборов для ракетно-космической техники из специальных высококремниевых сплавов на алюминиевой основе.
...
36. Бондуру Валерию Григорьевичу, члену-корреспонденту Российской академии наук, директору центра "Аэрокосмос" государственного образовательного учреждения "Московский государственный университет геодезии и картографии", Малинникову Василию Александровичу, доктору технических наук, декану, Савиных Виктору Петровичу, доктору технических наук, ректору, - работникам того же учреждения; Викторову Алексею Сергеевичу, доктору географических наук, заведующему лабораторией государственного учреждения "Институт геоэкологии" Российской академии наук; Исаеву Александру Сергеевичу, академику, директору государственного учреждения "Центр по проблемам экологии и продуктивности лесов" Российской академии наук, Коровину Георгию Николаевичу, доктору сельскохозяйственных наук, заместителю директора, Сухих Василию Ивановичу, доктору сельскохозяйственных наук, главному научному сотруднику, - работникам того же учреждения; Козодерову Владимиру Васильевичу, доктору физико-математических наук, заведующему сектором Музея землеведения Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, Ушакову Сергею Александровичу, доктору геолого-минералогических наук, директору того же музея; Макриденко Леониду Алексеевичу, кандидату технических наук, начальнику управления Российского авиационно-космического агентства, Полищуку Георгию Максимовичу, доктору технических наук, заместителю генерального директора того же агентства; Смоктию Олегу Ивановичу, доктору физико-математических наук, главному научному сотруднику государственного учреждения "Санкт-Петербургский институт информатики и автоматизации" Российской академии наук; Сушкевич Тамаре Алексеевне, доктору физико-математических наук, ведущему научному сотруднику государственного учреждения "Институт прикладной математики имени М.В.Келдыша" Российской академии наук; Волкову Алексею Михайловичу, доктору технических наук (посмертно), - за разработку и внедрение методов и технологий аэрокосмического мониторинга природной среды.
...
38. Буланову Игорю Михайловичу, доктору технических наук, проректору государственного образовательного учреждения "Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана"; Воробей Вадиму Васильевичу, доктору технических наук, заведующему кафедрой государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный авиационный институт (технический университет)", - за учебник "Технология ракетных и аэрокосмических конструкций из композиционных материалов" (1998 год).
...
Командир экипажа Международной космической станции Кеннет Бауэрсокс (Kenneth Bowersox) заявил 20 февраля, что, если полеты кораблей многоразового использования будут прерваны на длительный срок, а Россия не сможет обеспечить запуски дополнительных грузовых кораблей 'Прогресс', то на борту станции не смогут постоянно работать даже два человека. По мнению американского астронавта, ситуация гораздо тяжелее, чем об этом сейчас говорят.
Катастрофа Columbia серьезно осложнила ситуацию на рынке космического туризма. Мало того, что на неопределенный срок потеряна возможность отправлять коммерческих пассажиров на российских кораблях "Союз", так еще и компании, намеревавшиеся организовать суборбитальные полеты, ощущают отток потенциальных клиентов. Многие из тех, кто еще несколько месяцев назад готов был выложить кругленькую сумму за несколько минут острых ощущений, после 1 февраля осознал, что экскурсия в космос может закончиться для них печально.
Однако, специалисты полагают, что шок пройдет довольно быстро и уже во второй половине нынешнего года средства массовой информации будут вновь активно обсуждать перспективы космического туризма. А в долгосрочном прогнозе вообще ничего не изменится. В принципе, вероятно, так и будет. В горах гибнет гораздо больше людей и, тем не менее, человек упорно стремится ввысь. Уж так мы устроены.
Независимая комиссия под руководством Харольда Гемана (Harold Gehman) продолжает расследование всех обстоятельств катастрофы космического корабля Columbia. В настоящее время специалисты заняты расшифровкой информации о последних 32 секундах полета "шаттла", полученной станцией слежения на ракетном полигоне White Sands, шт. Нью-Мексико, но не транслировавшейся в Центр управления полетом в Хьюстоне, шт. Техас. Пока непонятно насколько важны эти данные и смогут ли они помочь в выявлении причин аварии, но даже если удастся внести хотя бы один новый шрих в картину разворачивавшейся в небе над Техасом трагедии, и это будет хорошо.
Среди других данных, которые в настоящее время изучаются: информация Космического командования о ходе полета и о всех объектах, которые могли находиться вблизи от "шаттла"; данные звукоуловительных станций, записавших шумы при движении Columbia в атмосфере; фотографии и видеоматериалы, сделанные гражданскими и военными специалистами, а также любителями на всех участках полета, от старта до спуска.
Также продолжаются поиски обломков Columbia. Поисковые команды обследуют обширную территорию протяженностью 450 км и шириной около 30 км, и полны решимости собрать все, что осталось от "шаттла". Особое внимание уделяется тем районам на границе штатов Техас и Луизиана, где по данным радарного наблюдения могли упасть крупные фрагменты корабля. Сейчас зона поисков расширена и простирается далеко на запад, до самого тихоокеанского побережья. В частности, в настоящее время внимание поисковиков привлекает район на границе штатов Невада и Юта, где, как полагают, могли упасть фрагменты корабля. Однако найти обломки в штатах Калифорния, Аризона и Невада пока не удалось. По последним данным, собраны обломки общим весом 11350 кг (приблизительно 11 % от массы Columbia).
В аэродинамической трубе Исследовательского центра имени Лэнгли в Хэмптоне, шт. Вирджиния, начаты эксперименты по моделированию ситуации, возникшей 1 февраля нынешнего года. Ученые надеются на основе уже имеющейся информации восстановить те события, которые происходили на участке снижения. Может быть именно это позволит ответить на вопрос, почему Columbia начала разваливаться. Кроме того, будет моделироваться попадание куска изоляции в левое крыло "шаттла" на 80-й секунде полета. Хотя эту версию комиссия не рассматривает в качестве основной, но не исключает из перечня.
Один из членов комиссии генерал Джон Бэрри (John Barry) сказал, что попадание куска изоляции в крыло "шаттла" на взлете стало пятым подобным инцидентом за все время полетов многоразовых кораблей. Предыдущие четыре случая произошли в 1983 году с Challenger, в 1990 и в 1992 годах с Columbia и в октябре 1992 года с Atlantis. Тогда это никак не отразилось на полете.
Работы в центре имени Лэнгли займут не менее двух недель.
Американский межпланетный зонд Pioneer-10 продолжает свой полет.
Как сообщил Исследовательский центр имени Эймса в своем очередном бюллетене, в декабре 2002 года и в январе 2003 года состоялись очередные сеансы связи с аппаратом. К сожалению, не удалось получить никакой телеметрической информации с борта, но сам факт приема ответного сигнала свидетельствует о том, что зонд "еще жив".
4 декабря 2002 года сигнал на зонд был отправлен со станции дальней космической связи DSS-14 в Голдстоуне, шт. Калифорния, а на следующий день ответный сигнал был зафиксирован станцией дальней космической связи DSS-63 под Мадридом, Испания. На прохождение радиосигнала с Земли к зонду и обратно потребовалось 22 часа 24 минуты.
Аналогичная операция была осуществлена 1,5 месяца спустя. 22 января 2003 года на борт станции был отправлен сигнал, а ответ пришел на следующий день спустя 22 часа 35 минут.
По данным группы управления полетом, в настоящее время Pioneer-10 находится на удалении 82,19 астрономических единиц от Солнца и движется со скоростью 12,224 км/с относительно нашего светила. От Земли зонд отделяют 12,21 миллиарда километров. На прохождение радиосигнала 'туда-обратно' требуется 22 часа 38 минут.