ОН СКАЗАЛ "ПО-Е-ХА-ЛИ!"
40 лет минуло со времени осуществления первого в истории человечества космического полета, совершенного Юрием Алексеевичем Гагариным. Эти дни врезались в память всех, кто их пережил. Каждый сохранил это событие в своих ощущениях и волнениях на всю свою жизнь.
В жизни каждого поколения в какой-то мере находит отражение тех дней эпохи.
В России отмечается немало космических дат, но, к сожалению, не всегда вспоминают первопроходцев Байконура, его военных испытателей, которые несли основное бремя подготовки на технической и стартовой позициях, в бессонных испытательных буднях не раз рисковали не только карьерой, но и здоровьем, а порой и жизнью. Ведь часто при испытаниях (об этом не писали в газетах) ракеты имеют склонность падать и взрываться чаще на стартах или близи их, там, где находится стартовая команда испытателей.
С. П. Королев говорил:
- Мы - участники. Гагарин - самый известный участник. Мы современники Гагарина, и мы обязаны не забывать, назвать тех, кто своим ратным трудом прославил Россию. Если Вы один из участников, напишите. Не важно, что Вы делали - рыли котлован под стартовой комплекс, готовили пищу, пилотировали вертолет поисковой группы, проводили испытания космических аппаратов (КА) или ракет-носителей (РН) и так далее. Вы участники исторического момента времени нашей планеты, и Вы должны осознать себя поэтому личностью исторической и почувствовать свою ответственность перед будущим поколением.
За 10 лет службы на космодроме испытателем космических аппаратов событий пролетело много, но это и не удивительно, так как это были первые наши годы освоения космического пространства.
Для меня и моих коллег по 31 отделу 12 апреля 1961 года и связанные с ним события остались на всю жизнь самыми незабываемыми .Судьба сводила с многими из тех при испытаниях космических аппаратов, кто непосредственно создавал ракетно-космическую технику, был организатором наших космических программ, как С.П.Королев, Г.Н.Бабакин, К.Д.Бушуев, Л.А.Воскресенский, М.В.Келдыш, В.П.Мишин, Ю.П.Семенов, Б.В.Раушенбах, Б.Е.Черток, П.В.Цыбин, О.Г.Газенко, Е.В.Шабаров, А.И.Осташев, А.В.Палло, О.Г.Ивановский, Е.А.Фролов и многие другие.
Офицеры - А.Г.Мрыкин, Г.А.Тюлин, А.С.Кириллов, А.П.Долинин, В.Я.Хильченко, В. И. Меньшиков, И. М. Хомяков, В. И. Ярополов и многие другие.
Общение с этими людьми оставило незабываемый след в моей жизни.
Пишу только о тех событиях, участником которых был лично сам. После окончания в 1958 году Рижского высшего инженерного авиационного училища ВВС им. К.Е. Ворошилова, службы в 50-й Воздушной Армии Дальней авиации на различных должностях, переучивания на Государственном центральном полигоне Министерства Обороны - Капустин Яр на ракеты 8Ж38, 8К51, несения боевого дежурства в Прибалтике поселок Паплака на ракете С. П.Королева 8К51, в конце 1960 года был направлен для прохождения дальнейшей службы в войсковую часть 11284 с предписанием явиться в распоряжение К.В.Герчика. Я не предполагал, что придется трясись в вагоне скорого поезда около трех суток, пока поезд не преодолел расстояние от Москвы до этих выжженных солнцем, богом забытых казахстанских степей. Утром поезд прибыл на небольшую станцию, находившуюся в двух с половиной тысячах километров от Москвы. По мере приближения к неизвестной мне станции сонный вагон потихоньку приходил в движение, точечками в ночи уже мерцали огни приближающего поселка. В дальнейшем я знал, что это г. Казалинск и по нему в дальнейшем определял время прибытия поезда на нашу станцию 'Тюра-Там'. То и дело хлопала дверь тамбура и в поезде было много военных, золотые пушки на черных петлицах обозначало, что они принадлежат к артиллеристам или ракетчикам.
Поезд останавливался на станции в то время не более, чем на одну минуту. Заскрежетали тормоза и поезд остановился. Маленькое станционное здание, несколько домиков и десятка два мазанок, вросших в землю, несколько запыленных улочек белоснежным снегом маленького поселка, -вот что бросилось в глаза, спрыгнув с вагонной подножки поезда. Куда ни глянь - заснеженная равнина.
Только через некоторое время узнал, что в переводе с Казахского 'Тюра-Там' означает 'священное место', здесь располагался - могильный памятник святого, что в дальнейшем предопределило название данной станции.
В то время еще не получили своего распространения громкие, известные тогда названия - космодром Байконур, Звездоград, Ленинск. Каждый пункт городка имел свое цифровое обозначение: 'десятая площадка' - жилой городок, 'девятая' - аэродром, 'вторая' - испытательная площадка, с которой были запущены ракеты С.П.Королева - Р7, первый искусственный спутник Земли (ИСЗ) и Юрий Алексеевич Гагарин и другие космонавты, впоследствии названная в честь первого космонавта планеты 'Гагаринским стартовым комплексом' и так далее.
Летом здесь стоит изнуряющая жара, в то время как зима сурова, бесснежная и сильные ветры. Здесь часто ураганные ветры, песчаные бури. Растет здесь низкорослый карагач, кусты саксаула и море верблюжьей колючки. А ранней весной создается прекрасная картина, которая радует каждого, кто увидит ее, по всей необъятной степи, куда не глянь расстилается расцвеченный красками тюльпанами ковер.
Захожу к военному коменданту станции, посмотрев на мое предписание, предлагает мне воспользоваться попутной машиной, идущей на 10-ю площадку, и ехать в штаб части товарища К.В.Герчика. Через несколько минут езды на попутной машине, после тщательного досмотра на контрольно-пропуском пункте, просматривался городок, скрытый от постороннего взора со станции от проходящих поездов. Эта и была десятая площадка - жилая и административная зона полигона Байконура. На душе стало легче, когда увидел несколько каменных домов, штаб полигона, 4-х этажную школу, 2-х этажную столовую для личного состава и гражданского персонала, деревянный кинотеатр, строящийся дом офицеров и универмаг, офицерское и женское общежитие, несколько десятков деревянных жилых домиков, расположенных рядом с рекой Сыр-Дарья, разные хозяйственные строения.
Разместившись в 'деревянной' гостинице на десятке, - так мы называли большую комнату, где могли разместиться человек 40-50 одновременно, отправился в штаб войсковой части.
Прибыв в отдел кадров, капитан В.И. Сорокин направил меня в один из кабинетов для беседы с руководством, которые формировали вновь, создающийся 31 отдел в/ч 11284 для испытания космических аппаратов.За столом сидел полковник В. А .Боков - заместитель начальника полигона по опытно-испытательным работам (ОИР) и начальник, создающегося отдела, подполковник А. П. Долинин. Они предложили сесть, стали задавать вопросы: ''Какое учебное заведение закончил? Где служил? На каких должностях? Знаком ли с ракетной техникой?" В конце беседы предложили должность инженера-испытателя с окладом 1600 рублей, выйти и подумать о своем решении. Я не раздумывая, сказал, что согласен.
Таким образом я был эачислен в группу комплексных испытаний космических испытаний 31 отдела. В отдел входило несколько групп по испытания систем космических аппаратов: группа механо-сборочных работ, двигательных установок и пневмовакуумных испытаний; группа комплексных испытаний; группа автономных испытаний; группа испытаний радиосистем и лаборатория испытаний фототелевизионных систем. Мне пришлось работать в одной из важнейших служб полигона - опытно-испытательной. В первое испытательное управление входили отделы и лаборатории по испытанию бортовых систем ракет-носителей и КА. Именно здесь выдавалась окончательная путевка в жизнь той или иной системе.
В начале 1961 года мой опыт испытательной работы и большинство офицеров отдела ограничивался участием в и испытаниях: 2-х автоматических межпланетных станций (АМС) - 'Венера' и двух беспилотных кораблей-спутников 'Восток' с антропометрическим манекеном в кресле космонавта и собачками 'Чернушка' и 'Звездочка' на борту.
Беспилотные запуски корабля-спутника 'Восток', надежность работы конструкции космических аппаратов и их систем укрепляли веру в успех первого пилотируемого полета человека в космическое пространство. Я в то время на технической позиции выполнял обязанности боевого расчета электрика-бортовика, а на стартовом комплексе отвечал за функционирование бортовых систем спускаемого аппарата, находясь на верхней площадке у люка спускаемого аппарата. В памяти на всю жизнь остались этапы подготовки КА 'Восток'. Нам испытателям не верилось, что эти испытания являются завершающими в многолетнем труде коллектива, возглавляемого С.П.Королевым. Все работали самоотверженно, не считаясь с личным временем и отдыхом. События, предшествующие запуску первого человека в космическое пространство, продвигались с невероятной быстротой и требовали большой собранности и ответственности. Накаленная обстановка произошла при подготовке манекенного варианта с собачкой Чернушкой на стартовой позиции. Находясь около спускаемого аппарата вместе с рядовым из 5-ой группы в/ч 25741 Б.Я.Даниловым, следя за действиями специалистов согласно графика проведения операций внутри спускаемого аппарата, я нарушил инструкцию действий боевого расчета при проведении работ внутри спускаемого аппарата на стартовой позиции. Пустил в спускаемый аппарат А.М.Генина из группы медиков, когда по графику они закладывали питание космонавту, который, открыв гермошлем манекена Иван Ивановича поместил в скафандр биологические объекты и тем самым нарушил герметичность скафандра. Произошло это перед самым закрытием люка. Прибыв на верхний мостик инженер испытатель, конструктор завода ? 918 Ф.А.Востоков со своими специалистами для осмотра кресла космонавта, скафандра и подключение электрических разъемов в катапульте. Докладываю В.И.Ярополову, что Ф.А.Востоков со своими специалистами приступает к заключительным операциям по скафандру и креслу. Вдруг через некоторое время Ф.А.Востоков, весь красный от ярости, взглянув на нас, молнией бросается к лифту и стремительно спускается вниз на ' нулевую' отметку, где в данный момент собралось все техническое руководство. Нам сверху видно как он подбегает к ведущему конструктору О.Г.Ивановскому и что-то сердито ему объясняет.
Меня тут же доставили 'на ковер' к С.П.Королеву, где уже с ним находились А.С.Кириллов -начальник первого испытательного управления, А.П.Долинин - начальник 31 отдела, В.И.Ярополов - мой непосредственный начальник. 'Вы что там, собственно, делаете у спускаемого аппарата. Вы понимаете, что все это означает? - были слова С.П.Королева, обращенные ко мне. - Почему Вы допустили постороннего в кабину корабля?'
Я молчал, красный как рак покрылось мое лицо, сразу понял свою оплошность, волновался, сильно переживал промах в своих действиях, но данный случай послужил мне хорошим уроком на будущее. Как позже рассказал О.Г.Ивановский, пакеты, вложенные А.М. Гениным, предназначались для биологического эксперимента: в них были заложены семена лука. Тем не менее к вечеру этого дня медиков на одного стало меньше, а О.Г.Ивановский получил свою 'порцию' от С.П.Королева, а я от своих начальников.
9 марта 1961 года в 9:28:59,6 состоялся пуск корабля-спутника 3КА ?1 с антропометрическим манекеном, собачкой Чернушкой и другими обитателями по программе, предлагаемой для пуска человека. Через 108 минут спускаемый аппарат благополучно возвратился на Землю в положенном районе в 250 километрах от г.Куйбышева.
Государственная комиссия принимает решение готовить к пуску следующий корабль с манекеном и собачкой, который должен повторить программу пуска 9 марта. В начале марта второй КА из этой серии с записью в формулярах 'Годен для 3КА' были доставлены на техническую позицию площадки ? 2 для испытаний.
18 марта - суббота.
Накануне запуска пятого корабля с манекеном и собачкой 'Звездочкой ' мы увидели, как в монтажно-испытательный корпус (МИК) направлялась группа офицеров в форме Военно -Воздушных Сил, возглавляемая Героем Советского Союза генералом Н.П.Каманиным, руководителем центра подготовки космонавтов специалистом в области авиационной медицины Е.А.Карповым и генералом Л.И.Горегляд. Среди них был и будущий первый космонавт. На следующий день А.П.Долинин и В.И.Ярополов (он в тот момент находился на испытательной площадке около кресла с манекеном, и подавал команды на центральный пульт управления, что подтверждает 25-я фотография в книге Ярослава Голованова - Космонавт ? 1, Москва, Известия. 1986 г.) рассказал нам, что в группе молодых офицеров были будущие космонавты. Они находились группой между космическим аппаратом и блоком "Е". Пояснения и отвечал на вопросы ведущий конструктор О.Г.Ивановский.
Это были Григорий Григорьевич Нелюбов, Герман Степанович Титов, Юрий Алексеевич Гагарин, Андриан Григорьевич Николаев, Валерии Федорович Быковский, Павел Романович Попов.
20 марта - понедельник.
В одной из лаборатории на первом этаже МИКа будущие космонавты проводили тренировку в надевании и регулировании скафандра под руководством ведущего конструктора О.Г.Ивановского и ведущих специалистов по скафандру Федора Анатольевича Востокова и Виталия Ивановича Сверщика. Мало кто знал в то время, что к данному моменту было изготовлено только всего три индивидуальных скафандров для Ю.А.Гагарина, Г.Г.Нелюбова и Г.С.Титова.
21 марта - вторник.
Космический аппарат был полностью подготовлен для стыковки с ракетой. После 17 часов местного времени, когда основная часть личного состава покинула МИК, на площадку, где находился КА, появились Ю.А.Гагарин, Г.Г.Нелюбов, Г.С.Титов в сопровождении технического руководства и специалистов, для проведения тренировки в надевании скафандра, посадки космонавтов в скафандрах в кабину космического корабля, проверки скафандров и средств связи. Надевание скафандра занимало не более 20-25 минут, а посадка в кабину спускаемого аппарата и проверка оборудование на функционирование занимала 15-25 минут. Руководил данными включениями с подачей бортового питания на некоторые системы КА В.И.Ярополов и В.Я.Хильченко.
22 марта - среда.
С 10.00 часов утра до обеда Главный конструктор наземного испытательного комплекса и систем Владимир Павлович Бармин вместе со своими заместителем Борисом Михайловичем Хлебниковым проводили ознакомительную экскурсию с космонавтами по стартовому комплексу.
23 марта - четверг.
В лаборатории МИКа на первом этаже ведущий инженер ЛИИ Сергей Григорьевич Даревский проводил занятия с группой космонавтов по коррекции глобуса на пульте пилота.
24 марта - пятница.
В 13.00 ракету с КА и манекеном в кресле пилота вывезли на стартовую позицию и под руководством ветерана полигона Виталия Алексеевича Романенко установили в стартовое сооружение. К 18 часам Ю.А.Гагарин и Г.С.Титов облачились в скафандры с помощью специалистов и в специальном голубом автобусе ЛАЗе прибыли на стартовую позицию. С помощью ведущего конструктора и ветерана полигона В.Я.Хильченко, а также Вадима Анатольевича Холина, отвечающего за установщик и лифт, провели тренировку по подъему на лифте к космическому аппарату Ю.А.Гагарина и Г.С.Титова и прохождение ими расстояние от лифта на верхней площадке уста |