КУЗНЕЦОВ Виктор Иванович
Ученые и конструкторы.
Российский ученый, один из первых создателей ракетно-космической техники в СССР.
Родился в 1913 году в городе Москве. Детские годы провел в Москве, а среднюю школу закончил
в городе Боровичи, в Новгородской губернии, где в тот момент работал его отец. После окончания
школы пришел работать на Боровичский керамический комбинат помощником монтера. Природный
талант и среднее образование, которое на общем уровне смотрелось очень весомо, вскоре сделало
его бригадиром электромонтеров. Виктор Иванович всегда гордился тем, что в то время ему
поручили рассчитать трансформаторную подстанцию, он это сделал и подстанция работала.
Однако очень скоро полученных в школе знаний стало не хватать. В 1933 году Виктор Кузнецов
поступил в Ленинградский индустриальный институт (ко времени окончания он превратился в
Политехнический; ныне - Санкт-Петербургский технический университет) на специальность
'Котлы'. Учился успешно и, может быть, никогда бы мы не узнали имени Кузнецова, если бы на
втором курсе не узнал об организации на инженерно-физическом факультете
(ныне физико-механический факультет) новой группы
'Расчет и конструкция летательных аппаратов'. Решил сменить специальность и уже никогда об
этом не жалел. Учится новой специальности с энтузиазмом. Да это и не удивительно. Лекции
студентам читали выдающиеся ученые-механики Лев Герасимович Лойцянский и
Евгений Леопольдович Николаи. В одной группе с Кузнецовым учились будущий директор
Лаборатории ядерных реакций Объединенного института ядерных исследований в Дубне
Георгий Николаевич Флеров и будущий конструктор тяжелых танков и атомного оружия
Николай Леонидович Духов. Сама атмосфера на инженерно-физическом факультете,
деканом которого был академик Абрам Федорович Иоффе, способствовала рождению
замечательных ученых и инженеров. Преддипломную практику Кузнецов проходил в Ленинграде
на приборостроительном заводе и, как говорится, пришелся там ко двору. Поэтому, когда после
окончания института он получил направление в отдел главного механика
Ижевского мотоциклетного завода, прибористы решили толкового выпускника перехватить,
что им и удалось сделать. В 30-е годы большое внимание уделялось созданию мощного
военно-морского флота, а чтобы флот был мощным, он должен был быть оснащен современными
приборами. Так Виктор Иванович Кузнецов занялся гирокомпасами. В те годы проблема
производства отечественных гирокомпасов была очень актуальна. Только две страны в мире
- США и Германия - производили такие приборы и их стоимость достигала сотен тысяч долларов.
Необходимо было решить эту проблему и она была решена, в том числе при активном участии
молодого тогда инженера Виктора Кузнецова. В конце 30-х Виктора Ивановича заинтересовала
стрельба при качке и он был назначен руководителем вновь созданной группы.
Три месяца изнурительной работы и в конце октября 1939 года система была установлена на
пушках главного калибра крейсера 'Киров'. Система значительно увеличила эффективность
стрельбы корабельной артиллерии, за что Кузнецов в 1942 году, уже в годы войны, был
удостоен Сталинской премии. Талантливый, перспективный инженер привлекал к себе пристальное
внимание и в 1940 году нарком черной металлургии Тевосян, бывший до этого министром
судостроения, пригласил его перебраться из Ленинграда в Москву. Но никакие уговоры ни Тевосяна,
ни привлеченного к этому Молотова, результата не дали: Кузнецов категорически не хотел
переезжать в Москву, считая что в Ленинграде у него очень интересная работа и нет никакой
необходимости ее менять. Он вернулся в Ленинград, тут же уехал в Кронштадт, оттуда - на крейсер:
решил отсидеться, авось забудут. Не тут то было. Его нашли в море... Пришлось все-таки ехать.
В Москве, в научно-исследовательском институте проработал полгода. А потом был вызов в
Наркомат внешней торговли и направление в Германию принимать крейсер. Поздней осенью
1940 года Кузнецов выехал в Берлин. Уже шла Вторая мировая война, но отношения СССР и
Германии были довольно тесные. СССР поставлял пшеницу и нефть, Германия строила за это
крейсер. Кузнецов должен был принимать приборы управления прожекторами, стрельбой пушек
и торпед. Приходилось много ездить по Германии, бывать на многих заводах и фирмах.
Начало Великой Отечественной войны застало Кузнецова в Берлине. Вместе с другими советскими
гражданами был интернирован, помещен в Моабитскую тюрьму, затем в лагерь Блянкефельд.
В лагере он пробыл около десяти дней. Потом вместе с другими специалистами через Югославию
перевезен в Болгарию, а там передан туркам. В Москву Кузнецов вернулся только в августе
1941 года. В годы войны работал в том же научно-исследовательском институте, который был
эвакуирован в Свердловск. Основной работой, сделанной в годы войны, сам Кузнецов считал
стабилизатор для танков, который существенно повысил прицельность стрельбы. Эта работа
была отмечена в 1946 году второй Сталинской премией. В апреле 1945 года Виктора Ивановича
командируют в Германию на тот самый завод, который в 1940 году делал гироприборы для нашего
крейсера. Именно на этом заводе произошло первое соприкосновение с ракетной техникой,
там он нашел стабилизаторы для ракет Фау-2. В августе 1945 года новая командировка в Германию.
Вместе с ним летели Мишин, Пилюгин, Бармин, Рязанский, Богуславский, Воскресенский.
Кто мог тогда предположить, что эта компания случайных попутчиков собралась на долгие годы.
С 1945 года, не оставляя флот, Кузнецов начинает работать на ракетчиков. 13 мая 1946 года он
был назначен руководителем только что созданного НИИ-10, которому было поручено заниматься
гироскопами. С нуля пришлось разрабатывать теорию гироскопов. Нет смысла перечислять работы
Кузнецова в последующие годы. Все, что создавалось в ракетной и космической технике,
тесно связано с его именем. Начиная с Р-1, его приборы стоят на всех ракетах, на космических
кораблях, на межпланетных станциях. Они раскручиваются еще на Земле и работают до конца
полета. Кузнецов входил в первый состав знаменитого королевского Совета главных конструкторов.
В узком кругу друзей его называли 'Витя-крошка' - он был самым высоким из всех Главных.
В 1956 году за участие в создании ракетно-ядерного щита СССР был первый раз удостоен звания
Герой Социалистического Труда. За участие в работах по созданию первых спутников Земли в
1957 году удостоен Ленинской премии. В 1961 году за участие в работах по подготовке и
осуществлению первого пилотируемого полета вторично удостоен звания
Герой Социалистического Труда. Опубликовал множество трудов по системам инерциальной
навигации и автономного управления. В 1968 году избран действительным членом АН СССР.
В 1967 и 1977 годах за новые работы по созданию ракетно-космической техники был удостоен
Государственных премий СССР. В настоящее время на пенсии.
|