Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.cosmoworld.ru/mirstation/articles/wedomosti_1099.shtml
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 00:04:18 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: m 87 jet
Неудачливая ракета не подвела

10.1999, "Ведомости"

Неудачливая ракета не подвела

"Зенит" доставил на орбиту первый спутник проекта Sea Launch

 

Вчера рано утром, в 7.28 по московскому времени, стартовала ракета-носитель 'Зенит-3SL', которая через час вывела на геостационарную орбиту американский спутник связи DirecTV 1-R. Это первый коммерческий запуск в рамках международного проекта Sea Launch.

'Зенит', украинская ракета, разработанная еще в советское время в Днепропетровске, стартовала с переоборудованной под стартовую площадку нефтедобывающей платформы в южной части Тихого океана.

Международная команда, обеспечившая первый коммерческий старт с плавучей платформы Odyssey, шла к этому событию пять лет. Проект Sea Launch создавался для запуска с плавучего космодрома в районе экватора тяжелых ракет-носителей. Для его реализации в 1993 г. был создан международный консорциум Sea Launch Lid Partnership, учредителями которого являются американская Boeing Commercial Space Company (40%), норвежская Kvaerner Maritime (20%), российская РКК 'Энергия' (25 %) и украинские КБ 'Южное' и ПО 'Южмашзавод' (вместе 15%).

Вчерашнему старту предшествовал испытательный запуск в марте, когда запушенная ракета несла лишь макет груза. По словам представителей Boeing, консорциум уже получил 18 заказов на запуск коммерческих спутников и они будут осуществлены между 2001г. и 2003 г.

Один из главных героев вчерашнего события, ракета-носитель 'Зенит' считается 'лебединой' песней советского ракетно-космического комплекса. Ракета задумывалась как универсальный носитель, используемый, в частности, как боковые разгонные блоки на МКС "Энергия-Буран", и разрабатывалась в днепропетровском КБ "Южное".

Несмотря на то что историю запусков 'Зенита' нельзя назвать безоблачной, специалисты консорциума остановились именно на нем. Ракета обладает уникальными качествами: высокая оперативность пуска (не более 1,5 часов после поступления команды) и безлюдная технология старта. В ближайшее десятилетие ни одна ракета-носитель этими качествами обладать не будет.

Между тем авторитет 'Зенита' был значительно подорван цепочкой неудач в прошлые годы. Летные испытания начались еще в марте 1985 г., но из 13 первых запусков три закончились авариями. Во время 15-го запуска 4 октября 1990 г. ракета упала в газоход пускового устройства, взорвалась и полностью разрушила стартовый комплекс на Байконуре. Старт не восстановлен до сих пор.

Не помогла репутации 'Зенита' и недавняя авария, в которой был потерян спутник GlobalStar, из-за чего дальнейшие заказы консорциума ушли изготовителю "Союзов" - самарскому "ЦСКБ Прогресс".

Специалисты Boeing Commercial Space Company утверждают в своем заявлении для прессы, что запуски спутников с морских платформ более экономичны, чем с земли. 'Концепция Sea Launch позволяет ускорить вывод спутника на геостационарную орбиту и облегчает техническую поддержку вовремя и после запуска', - заявил представитель Boeing.

Оспорить коммерческую эффективность Sea Launch готово российское конструкторское бюро им. Хруничева со своей ракетой-носителем "Протон" аналогичной грузоподъемности. Стоимость морского запуска 'Зeнит-3SL' западные агентства оценивают примерно в 100 млн. Наземный пуск "Протона" как минимум на $30 млн. дешевле. Не говоря уже о почти легендарной надежности.

Модернизированная в целях запуска нефтяная платформа и сопровождающий ее корабль ('морской центр управления запуском"), снабженный новейшим оборудованием космической связи, вышли в море 26 сентября из Калифорнии. Прибыв 7 октября на место запуска в Тихом океане, в сотнях миль от ближайшего побережья, они приняли решение осуществить запуск на день раньше - изначально запуск спутника был намечен на 10 октября (11 октября по московскому времени).

'Если бы что-то пошло не так в субботу, у нас в запасе было бы еще воскресенье', -сказал представитель Boeing.

Вклад норвежской Kvaerner состоял в строительстве платформы, российская РКК "Энергия" отвечала за верхнюю ступень и ее интеграцию с ракетой-носителем, украинские КБ "'Южное' и ПО "Южмашзавод" - за первые две ступени ракеты-носителя и техническую поддержку запуска. Спутник был построен компанией Hughes Space and Communications, а использоваться он будет для трансляции на территорию США. Владелец спутника, американская DirecTV, ожидает с его помощью добиться увеличения на 30% мощности передаваемого на Землю сигнала.

Александр Грек

Максим Трудолюбов