Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.cosmoworld.ru/mirstation/articles/russian_paper_310799.shtml
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 00:37:13 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: m 8
Мы сами себя начнем уважать, если спасем "Мир"

Российская газета, 31.07.99

Мы сами себя начнем уважать, если спасем "Мир"


Давайте всем миром искать выход, как продлить на орбите жизнь уникальной станции, не имеющей аналогов в мире.

Блестящий эксперимент XX века

Из послужного списка станции "Мир", на которой побывало в общей сложности 13 7 российских и зарубежных исследователей космоса

Юрий СЕМЕНОВ, генеральный конструктор ракетно-космической корпорации "Энергия" имени С.П. Королева, член-корреспондент РАН

Осуществляемый с 1986 года полет пилотируемой орбитальной станции "Мир" - сегодня не только подтверждение мировых приоритетов нашей космонавтики, но и символ жизнеспособности и авторитета России. В настоящее время станция "Мир" олицетворяет высочайший уровень научно-технического потенциала, созданного в области космонавтики, и прокладывает путь к его дальнейшему наращиванию на рубеже нового тысячелетия.

Весьма символично, что такое положение в космонавтике сложилось впервые на пороге XXI века. Это не случайность, а результат напряженной сорокалетней работы, мобилизации достижений современной науки и техники, эффективной организации труда, интенсивного использования накопленного фундаментального задела во всех направлениях научной и инженерной мысли. Значительную роль сыграли здесь многие предприятия и организации нашей страны, учреждения Российской академии наук и зарубежных странучастников. На практике пилотируемая станция "Мир", как наиболее уникальный научный инструмент, не только сконцентрировала опыт решения разнообразных прикладных проблемных задач в условиях космоса, но и значительно расширила сферу применения научных методов в областях, ранее недоступных Человечеству. Полет станции дал импульс и стал источником важнейших научных открытий и изобретений, реализованных как в ракетно-космической технике, так и во многих других направлениях человеческой деятельности.

Еще на стадии проектирования орбитальной станции "Мир" был заложен комплексный метод ее построения с использованием ряда основополагающих принципов, эффективность которых подтверждена многолетней эксплуатацией. Эти принципы стали своеобразным классическим подходом к созданию перспективных орбитальных пилотируемых комплексов. Концепция модульного построения станции и ее систем обеспечила поэтапное развитие орбитального комплекса, исключающее катастрофические последствия при возникновении опасной нештатной ситуации. Возможность выполнения оперативных ремонтно-профилактических мероприятий позволяет устранять в ходе полета самые сложные, в том числе и непредвиденные, отказы и ликвидировать аварии. Предусмотренная система регулярного транспортно-технического снабжения станции на базе автоматических грузовых кораблей типа "Прогресс" показала свою адаптивность к возможным изменениям программы работ на станции и высокую эффективность. Формирование программы полета станции путем сочетания основных экспедиций, обеспечивающих постоянное присутствие экипажа на борту, с более короткими экспедициями посещения дает возможность оперативно планировать программы исследований в зависимости от уточняемых приоритетов решаемых задач и готовности аппаратуры. Именно благодаря этому удалось по требованию заказчиков и ученых менять направления исследований и уже в ходе полета станции расширять их, учитывая интересы других организаций и государств. Это особенно ярко продемонстрировала программа "Мир-НАСА", в рамках которой за четыре года осуществлено семь длительных экспедиций американских астронавтов и девять стыковок кораблей "Шаттл".

Основополагающие принципы предъявили соответствующие требования и к созданию бортовых систем станции "Мир", где использованы новые научнотех-нические решения, перспективные для дальнейшего развития космической техники. Причем многие из них поначалу вводились на станции как экспериментальные, проходящие летные испытания. Но в результате, как правило, они принимались в эксплуатацию. Именно такие системы затем обретали статус штатных, помогая совершенствовать и модернизировать "Мир". Прежде всего это система управления станцией, использование в которой новых подходов к разработке, а также возможностей вычислительной техники, позволила модернизировать и заменять при необходимости программное обеспечение по радиолинии, осуществить комплексирование вычислительных средств отдельных модулей и решать задачи управления ориентацией станцией с помощью электромеханических маховиков-гиродинов, что сократило потребности в расходовании доставляемого с Земли топлива. Это - бортовой универсальный информационно-вычислительный комплекс, ставший комфортным средством управления бортовой автоматикой. Это - баллистические капсулы "Радуга", которые обеспечили срочное возвращение грузов увеличенной общей массы и объема. Это - стыковочные агрегаты нескольких типов и модификаций. Это - автоматическая система перестыковки крупных модулей на боковые стыковочные порты. Это - устройства многократного развертывания и свертывания солнечных батарей. Это - частично замкнутые системы и средства жизнеобеспечения "Воздух" и "Электрон", существенно сократившие грузопоток с Земли расходуемых материалов. Это - фермы "Софора" и "Рапана", имеющие элементы конструкции с памятью формы и используемые для размещения экспериментальных приборов (датчиков, кассет с материалами) и служебного оборудования, в том числе созданной в ходе полета выносной двигательной установки, позволившей радикальным образом решить проблемы управления по крену. Это - защищенные от электромагнитного взаимовлияния новые антенно-фидерные устройства. Это - система спутниковой радиосвязи, которая не только расширила возможности взаимодействия с экипажем на орбите, но и обеспечила почти непрерывную передачу информационных широкополосных потоков, содержащих сведения о состоянии бортовых систем и результаты проведенных исследований и экспериментов, что принципиально изменило концепцию управления полетом. Это - индивидуальное средство передвижения космонавта, телескопическая пятнадцатиметровая грузовая стрела, средства фиксации в открытом космосе, соответствующий инструментарий и многое-многое другое.

ПО МЕРЕ эксплуатации проект "Мира" постоянно совершенствовался и развивался, а структурное разделение бортовых систем всех модулей на станционный и служебный борт существенно упростило процессы их взаимной адаптации. Соответствующее схемное построение бортовых систем и их интерфейсов обеспечило широкие возможности, связанные не только с восстановлением их работоспособности, но и с дооснащением станции новыми приборами и агрегатами в ходе полета, ориентируя ее на решение новых дополнительных задач, которые естественно возникают в процессе столь длительной работы космического комплекса. Технические же решения, принятые при создании грузовых кораблей, позволили использовать их и как специализированные модули, что давало возможность подготовить в короткие сроки и выполнить уникальные эксперименты - "Знамя", "Инспектор" и другие.

Не планировавшиеся первоначально межорбитальные перелеты со станции "Мир" на станцию "Салют-7" и обратно открыли совершенно новую страницу в освоении околоземного пространства, позволив реализовать на практике возможность одновременной эксплуатации нескольких пилотируемых космических комплексов. Уникальные маневры станции "Мир" и нескольких транспортных кораблей, проведенные в ходе технического эксперимента "Родео", а также при отстыковке корабля "Шаттл", подтвердили безопасность и надежность подобных работ при надлежащей их подготовке. Система дистанционного телеоператорного управления транспортными грузовыми кораблями при их стыковке со станцией стала теперь неотъемлемой для всех взаимодействующих с орбитальным комплексом беспилотных космических аппаратов, повышая надежность выполнения орбитальных маневров сближения и сборки.

Практически по всем направлениям создания станции и ее бортовых систем реализованы прорывные в научно-техническом и технологическом плане разработки, применены новые уникальные материалы, освоены передовые технологические процессы. Сверхдлительная эксплуатация космической станции и преодоление ряда серьезных нештатных ситуаций не только не остановили процесс ее развития, но и обеспечили совершенствование организации и систем управления полетом, средств и способов подготовки космонавтов, выработки рекомендаций, внедрение которых осуществлялось оперативно на последующих этапах. Во время полета проведены уникальные ремонтные операции: герметизация и заправка гидромагистралей систем терморегулирования, очистка ее агрегатов и магистралей от засорения, настройка блоков вычислительной системы, юстировка оптических датчиков, развертывание солнечных батарей и тому подобное. Многие из этих операций осуществлялись в открытом космосе и практически все - впервые в истории космонавтики!

Бесценный практический опыт комплекса "Мир" и реализованные в ходе полета уникальные технические и технологические решения нашли многостороннее воплощение в другом крупномасштабном проекте - Международной космической станции, в котором Россия участвует в качестве одного из основных партнеров.

Значительные успехи достигнуты и в организации работы отечественной промышленности. Нацеленность на решение главной задачи позволяет в короткие сроки преодолевать множество частных проблем, интегрировать усилия многочисленных коллективов. На базе совместного творческого труда сформировалась и подтверждает свою жизнеспособность в экстремальных условиях дефицита финансовых средств многотысячная кооперация, включающая ведущие организации практически всех областей науки, техники и промышленности. В непростых современных условиях постоянное участие в обеспечении непрерывного полета станции "Мир" стало для многих коллективов-соисполнителей поистине жизненно важным.

На станции выполнен огромный объем исследований по национальной и двадцати шести международным программам. Это позволило пилотируемой космонавтике выйти на качественно новый этап развития. Если раньше каждый полет имел самостоятельный характер героического и весьма рискованного отдельного мероприятия, то теперь сделан решающий шаг к непрерывной работе экипажей и квалифицированных специалистов, постоянно реализующих программы планомерного освоения космического пространства человеком. То, что еще недавно казалось фантастикой, - сегодня будничная работа. За период полета станции "Мир" на ней проведено двадцать семь длительных экспедиций. И теперь благодаря самоотверженному труду многотысячных коллективов орбитальная станция, на которой сосредоточено более 240 наименований уникальнейшей научной аппаратуры общей массой около 14 тонн, сохраняет свою работоспособность.

Станция "Мир" сегодня в наивысшей степени стала орбитальным форпостом фундаментальной и прикладной наук. Уникальные возможности станции открыли ученым простор для проведения длительных и постоянных наблюдений и исследований: эксперименты по всем направлениям идут широким фронтом, в том числе и в рамках программ международного сотрудничества. Это укрепляет и повышает авторитет российской науки как интегратора приоритетных направлений научных программ. За время полета получены результаты исключительной ценности, внесшие принципиальный вклад в развитие знаний о Вселенной и материи, глобальных факторах, влияющих на нашу планету и околоземное пространство, об организме человека и формах эволюции жизни в целом. Астрофизическими приборами получены спектры и рентгеновские изображения центра нашей Галактики. Впервые зарегистрировано рентгеновское излучение Сверхновой в созвездии Лисички, открыты новые, наиболее удаленные от Земли рентгеновские источники и зарегистрированы ранее неизвестные кандидаты в "черные дыры". Данные по природным ресурсам Земли и экологическому мониторингу оперативно используются для обновления карт, контроля местности и экологической обстановки. Все большее значение приобретает постоянное наблюдение за процессами в верхней атмосфере, играющими часто весомую роль в экологическом балансе Земли и, возможно, определяющими будущее Человечества. На основе исследований физики жидкости, тепломассопереноса и кристаллизации в условиях невесомости отработаны методы получения новых ценных, превосходящих земные аналоги, материалов - кристаллы арсенида галлия, теллурида кадмия и оксида цинка. Развернуты интенсивные исследования по получению и переработке биопрепаратов с заранее заданными свойствами для внедрения на предприятиях микробиологической промышленности. Не имеет аналогов на Земле по своему оснащению комплекс медико-биологического оборудования станции, позволяющий уверенно прогнозировать возможности межпланетных перелетов, а также предоставляющий широкие возможности для использования в повседневной практике созданных приборов и полученных результатов при лечении болезни движения, в области медицины скорой помощи и чрезвычайных ситуаций.

Кроме того, именно в ходе полета станции "Мир" получили широкое развитие принципиально новые области знания, ранее не развивавшиеся столь бурно применительно к космонавтике. Это в первую очередь - широкое международное сотрудничество, разделение труда в создании сложнейших информационных систем, уникальнейших научных приборов и инструментов: в частности, обсерватории "Рентген" на модуле "Квант", многоцелевого сканирующего телескопа - спектрометра МОМС, уникального медицинского оборудования, разработанных совместно учеными и инженерами России, Франции, Австрии, Германии, и многого другого. Это - и формирование нового сектора рынка космических услуг в процессе реализации пилотируемых программ, отработка при их выполнении методов и форм международно-правовой и коммерческой деятельности, обоснование экономических критериев и показателей, определяющих стоимость услуг и товарной продукции, получаемой в космосе, и обеспечивающих высокую эффективность выполнения намеченных программ.

Сегодня станция находится не просто в работоспособном техническом состоянии - она обладает значительными резервами своего развития. Согласно заключениям авторитетных экспертов "Мир" может эффективно функционировать и дальше, оставаясь вне конкуренции по крайней мере в течение ближайших лет.

Применение новых технических средств, таких, как сварочные установки для работ в открытом космосе, робототехнические устройства-манипуляторы, трехосные стабилизированные платформы, выдвижные штанги для научной аппаратуры, тросовые системы и т. д., сегодня сдерживается из-за отсутствия финансирования. По этой же причине откладывается на неопределенный срок проведение отработочных испытаний межспутниковых лазерных линий связи, сборка и запуск с борта станции автоматического аппарата "Модуль М" с электрореактивными двигателями малой тяги. Это далеко не полный перечень работ, которые экономически целесообразно осуществить на станции "Мир". Прекращение таких работ повлечет не только потерю вложенных финансовых средств, но и затормозит развитие прогрессивных технологий начала XXI века, необходимых для последующей реализации в проектах Международной космической станции, марсианской экспедиции, лунной базы и т.д.

БЛАГОДАРЯ успешной эксплуатации станции "Мир" все мировое сообщество поверило в надежность пилотируемой космической техники, а международные полеты интернациональных экипажей открыли дорогу многолетнему и многоплановому сотрудничеству с ЕКА и НАСА, с Францией, Германией и другими странами. Станция "Мир" НЕ практике стала международной орбитальной научной лабораторией. Именно благодаря приоритетным достижениям на станции "Мир" и уникальным полетам с беспрецедентной продолжительностью пребывания человека в космическом пространстве Россия имеет неоспоримый, признанный всем миром научный технический и технологические потенциал, способный реализовывать самые сложные космические программы, в том числе и во взаимодействии с зарубежными партнерами.