В зависимости от количества отрабатываемых навыков и моделируемых систем тренажеры подразделяются на специализированные и комплексные.
Специализированные тренажеры используются для отработки навыков выполнения отдельных операций, например, сближение и стыковка с другими ПКА, проведение экспериментов и исследований, подготовка к шлюзованию и выход из ПКА и др. Поэтому на специализированных тренажерах моделируются только те системы и источники информации, которые используются космонавтами при выполнении вполне конретных задач.
Программа полета в целом отрабатывается на комплексных тренажерах. Все навыки, приобретенные космонавтами во время тренировок на тренажерах предыдущего типа, интегрируются на комплексных тренажерах в единое целое, в результате чего с большой степенью достоверности проигрывается вся программа предстоящего полета, начиная от предстартовой подготовки ПКА до действий экипажа после приземления. На комплексных тренажерах может также отрабатываться взаимодействие экипажа с ЦУПом, для чего привлекается персонал центра управления.
В зависимости от того, моделируются или нет на тренажерах акселерационные ощущения, они делятся на статические и динамические. Динамические тренажеры предназначены для моделирования динамически изменяющихся параметров космического полета, для чего рабочее место оператора устанавливается на подвижную платформу с 3-мя или 6-ю степенями свободы или в кабину центрифуги на кардановом подвесе. В статических тренажерах рабочее место оператора находится в неподвижном состоянии, и на космонавта не действуют ускорения и перегрузки. А отработка навыков управления КА в условиях акселерационных ощущений реального космического полета происходит именно на динамических тренажерах.
Исходя из условий размещения, тренажеры подразделяются на наземные и бортовые. Первые, как правило, устанавливаются в специально оборудованных помещениях. Бортовые тренажеры, размещаемые непосредственно в ПКА, служат для поддержания у членов экипажа в космическом полете навыков ориентации, навигационных расчетов, управления кораблем, необходимых лишь в определенные моменты полета (при коррекции траектории полета, стыковке на орбите, посадке и т.д.).