Смысл концепции новой пилотируемой программы, предлагаемый компанией "Атлас Аэроспейс" и Консорциумом "Космическая регата" состоит в следующих основных моментах:
- В развитии корабельных космических средств в направлении максимального выполнения ими орбитальных задач в пилотируемых миссиях (наряду с решением транспортных задач);
- В создании модулей, специализированных на выполнение с максимальным качеством одной-двух (нескольких) основных функций, важных для заказчика. Переход от многоцелевых модулей, практикуемых большей частью в настоящее время, к специализированным.
- В создании сочетаний - орбитальных связок - указанных выше кораблей и модулей, позволяющих решать новые задачи, формулируемые заказчиком в наиболее короткие сроки. Такие связки в данной работе названы "малыми орбитальными станциями" - МОС.
- В возможности длительной консервации орбитальных средств и прекращения программы полета с минимальной остаточной стоимостью средств на орбите (при неблагоприятном спросе на космические миссии, что может потребоваться для своевременной корректировки космической программы).
Принцип строительства МОС состоит в том, что создается не отдельный самодостаточный проект орбитальной станции с определенной инфраструктурой обслуживающих транспортных кораблей, а ряд (семейство) кораблей-модулей (модулей), позволяющих при различном сочетании в орбитальных связках создавать целевые либо многофункциональные пилотируемые объекты - мини станции. При этом к элементам таких мини станций не предъявляются требования длительной работоспособности (например, в течение 15 лет, как это требуется в современных проектах орбитальных станций). Ресурс кораблей-модулей (модулей) должен, с одной стороны, не уступать достигнутому уровню надежности российских кораблей, эксплуатируемых в составе станций, а, с другой стороны, соответствовать сроку морального (технического, функционального) старения данного орбитального элемента.
За счет этого планируется обеспечить:
- низкую стоимость создания и эксплуатации МОС,
- сокращение сроков подготовки целевых миссий на орбиту,
- гибкую программу пилотируемых полетов (нацеленную на выполнение интересов заказчика),
- расширение круг потенциальных заказчиков на пилотируемые полеты за счет адаптивного характера предоставляемого спектра услуг (по сравнению с МКС, с автономными полетами на транспортных средствах),
- минимизацию объема работ по обслуживанию (ремонту, профилактике) орбитальных объектов,
- современный уровень элементной базы на борту, соответственно - простоту интеграции аппаратуры заказчика на борту,
- минимальные затраты на утилизацию орбитального средства и минимальную его остаточную стоимость, в случае принятия решения о прекращении "постоянной" (непрерывной во времени) пилотируемой программы.
- Осуществление пилотируемых полетов на околоземные орбиты на базе модернизированных пилотируемых и грузовых кораблей длительностью до 20 суток (для 3-х членов экипажа).
- Возвращение на Землю ценного научного, коммерческого груза массой до 800 кг.
- Осуществление пилотируемых полетов на околоземные орбиты длительностью до 45-60 суток (соответственно для 3-х или 2-х человек экипажа) с использованием кораблей-модулей.
- Развертывание и эксплуатация посещаемой орбитальной станции с длительностью экспедиций 35-45 суток для 3-х человек либо 40-60 суток для двух человек, с возможностью "выхода" космонавтов в космос и с возможностью возвращения грузов 70-800 кг на Землю.
- Реализация космических экспериментов и производств на коммерческой основе, требующих периодического обслуживания (с участием человека) и с любой продолжительностью экспериментов (производств).
- Возможность начала реализации коммерческих проектов в текущем году.
- Максимальная гибкость пилотируемой программы. Это означает возможность:
- сочетания различных проектов;
- постепенного развития орбитальных средств;
- длительной консервации орбитальных объектов с минимальными эксплуатационными расходами;
- наращивания и реконфигурации орбитальных средств под требуемый рынок космических услуг.
- Минимальная стоимость разработки и эксплуатации орбитальных средств, соотносимая со стоимостями существующих российских пилотируемых и грузовых кораблей (типа "Союз", "Прогресс").
- Орбитальные средства, создаваемые в течение первых пяти лет, должны базироваться на средства выведения типа "Союз" и его модификации.
- Минимальная стоимость утилизации орбитальных объектов. Минимальная остаточная стоимость утилизируемых средств в случае прекращения программы полета (например, из-за отсутствия заказов).
- Возможность эксплуатации орбитальных объектов в течение неограниченного срока за счет реконфигурации и частичной утилизации исчерпавших ресурс типовых элементов.