На рис. 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 19, 20, 21, 22, 23 приведены примеры связок, сценарии которых представляют реальный интерес для потенциальных заказчиков. Возможны также и другие сценарии, определяемые конкретными задачами.
Сценарий 1 - используются штатные и доработанные корабли типа "Союз" - ТПК и МБК (МБК-Гр, МБК-ПВ), см. рис.8. Срок развертывания малой орбитальной станции по этому сценарию зависит от сроков технической готовности ТПК и МБК (т.е. определяющим фактором при подготовке этой схемы является готовность производства при минимальных проектно-конструкторских работах). С учетом доработок МБК, возможна его реализация через один год после начала подготовительных работ. При некоторой доработке системы энергоснабжения срок эксплуатации МБК на орбите может быть увеличен до 180 суток. Это, в свою очередь, позволит провести "на фоне" одного МБК несколько экспедиций посещения и, естественно, снизить .
Сценарий 3 - трехэлементный, требует разработки модуля (например, ЛМ, СО, СЭО), см. рис.11, 13, 14. Сроки перехода к этому сценарию определяются сроками готовности того или иного модуля. Следует отметить, что наибольшая готовность на сегодняшний день - у корабля-модуля СО (ориентировочный срок его изготовления - 1,5 года). Наименьшая - у ЛМ (готовность этого модуля - около трех лет).
Следует отметить, что при переходе от одного сценария к другому возможно возникновение связок МОС, также представляющих особый интерес для заказчиков. Например, при переходе от двух- к трехэлементным сценариям, в частности, при возникновении связки ТПК+СО, возможно организации "выхода" космического туриста в открытый космос, "ручное" выведение спутника на орбиту, установка на СО дополнительных солнечных батарей... При возникновении связки ТПК+СЭО возможно проведение экспериментов с аппаратурой повышенного энергопотребления. И т.д.
Развертывание станции не ограничивается представленными сценариями и допускает использование орбитальных модулей, выводимых на других ракетах-носителях, их модификациях (например, на РН "Протон", "Аврора", "Союз-ФГ", "Зенит", Ariane, HOPE и т.д.). В качестве средств транспортного обеспечения планируется использовать ТПК, ТГК и МБК (МБК-Гр, МБК-ПВ).
Все рассмотренные сценарии имеет общие особенности:
- используются штатные грузовые и пилотируемые корабли (доработанные или модернизированные);
- для многих связок обеспечивается непрерывный полет станции любой длительности, причем полет может быть в любой момент прекращен и в любой момент возобновлен;
- обеспечивается 100% очистка космического пространства от космического мусора после выполнения каждым кораблем своей программы;
- обеспечиваются преемственность сценариев и, как следствие, гибкость эксплуатации.
- Проведенные исследования показывают перспективность предложенного направления работ по созданию семейства типовых элементов - космических кораблей и модулей. Их различные сочетания на орбите позволяют создавать относительно недорогие и функционально специализированные малые орбитальные станции - МОС. Настоящий материал может являться базовым для последующего маркетингового исследования рынка соответствующих пилотируемых услуг в космосе. В совокупности с маркетинговым анализом требуемые материалы позволят определить наиболее оптимальные схемы реализации МОС (причем не обязательно с единичным исполнением мини-станций), сформировать новую пилотируемую программу, возможно, на независимой коммерческой основе.
- Базовыми средствами для МОС должны являться наиболее подготовленные в настоящее время российские корабли и отсеки - ТПК типа "Союз", ТГК типа "Прогресс", стыковочный отсек, приборно-агрегатный отсек ТГК, ТПК и СО. На основе этих кораблей (отсеков) должны быть разработаны новые орбитальные средства - модернизированный беспилотный корабль (МБК), служебно-энергетический отсек (СЭО), стыковочный адаптер (СА) и лабораторный модуль (ЛМ, ЛМ-Б).
- В качестве основного средства выведения для всех кораблей и модулей следует рассматривать РН типа "Союз", "Союз-ФГ" отличающегося высокой надежностью, подготовленностью производственных линий и полигонов, а также относительной дешевизной. На более поздних стадиях развития МОС, после летной отработки РН типа, "Аврора" и новых обтекателей с диаметрами более 3 м, возможно рассмотрение модификаций типовых модулей и кораблей для этих средств выведения с расширенным кругом возможностей. Возможны совместные проекты и с РН (обтекателями) иностранных партнеров.
- Концепция построения МОС представляется предпочтительной, по сравнению с концепцией постоянно действующих орбитальных станций, применительно к задачам именно коммерческих космических полетов. Такая концепция предполагает высокую гибкость космической программы, минимальную избыточность средств для решения тех или иных коммерческих задач, возможность временного прерывания программы в случае отсутствия заказов на полеты, возможность длительных пилотируемых полетов, независимость от программы МКС.