[an error occurred while processing this directive]
Компьютер и Астрономия - реальное и возможное.
Еще в те далекие времена, когда компьютер
с дисководом для большинства из нас был роскошью, и все
работали на различнейших "Электрониках", БК, ЕС, СМ и
тому прочее, я стал задумываться над практическим применением
компьютера. А поскольку я уже более десяти лет серьезно
занимаюсь астрономией, то и мои попытки добиться чего-нибудь
полезного от компьютера были направлены именно в эту область.
Естественно, первые попытки вряд ли можно назвать серьезной
работой. Согласитесь, программа, моделирующая полет метеора
на фоне звездного неба, является не очень то полезной
с научной точки зрения, разве что как наглядное пособие.
Но здесь необходимо принять во внимание тогдашний уровень
развития вычислительной техники (доступной широким массам),
да и опыта у меня, как программиста, тогда было маловато.
Но персональные компьютеры стали стремительно
дешеветь и развиваться (да и сейчас этот процесс идет
стремительными темпами). Все больше люди стали понимать,
что некоторые аспекты своего труда можно ускорить и упростить
многократно с помощью компьютера. Вот тогда то и привела
меня судьба в Главную Астрономическую Обсерваторию Национальной
Академии Наук Украины
(ГАО НАНУ). Довелось мне брать непосредственное участие
в нескольких уже гораздо более серьезных проектах. Сначала
это была программа для обработки изображений планет-гигантов,
полученных со слайдов. Затем программный комплекс по управлению
универсальным спектро-фото-поляриметром и обработке получаемых
на нем данных, который работает и по сей день. Причем,
я считаю, проектов могло быть гораздо больше, и проработаны
они могли быть гораздо глубже и серьезнее. Но были обстоятельства,
которые уже много лет мусолятся во всех средствах массовой
информации (и не только) и успели всем порядком надоесть.
Я имею в виду экономический упадок в странах бывшего Советского
Союза. Хотя везде говорят, мол, сколько можно все списывать
на экономический кризис, но проблемы ведь были. И сейчас
есть. И больней всего эти проблемы бьют по науке. В то
время как экономика стала немного крепнуть и развиваться
(правда очень медленно, и то не везде), то наука и по
ныне ощущает острую нехватку средств во всем. И в деньгах,
и в материалах, и в кадрах, и в поддержке правительства.
В результате наука затухает, новых проектов практически
не появляется, а старые наработки откладываются до лучших
времен. Кое-как движение происходит лишь там, где наука
может принести коммерческую выгоду, причем немедленно.
Долгосрочные научные разработки давно заморожены (я буду
только счастлив, если я не прав).
Это одна сторона сегодняшних реалий.
Но есть еще и другая. Я имею в виду то, что наши страны
(СНГ и Восточная Европа) имеют огромный научный потенциал,
который нужно укреплять и использовать, пока он не распылился.
Система образования в СССР была, бесспорно, лучшей во
всем мире. Для сравнения возьмите хотя бы уже ставшие
анекдотическими познания американцев в географии. Я ни
в коей мере не хочу обидеть американский народ, просто
я хочу сказать, что образование на Западе слишком уж узкоспециализированное.
В результате половина американских школьников не знают
на каком континенте находится Канада. И тревогу вызывают
теперешние тенденции в нашем образовании. Кое-где уже
астрономию преподают лишь факультативно. И интерес к науке
падает огромными темпами. Не только к астрономии, к науке
вообще. Можно навести кучу примеров, когда люди в студенческом
возрасте не знают элементарных вещей, даже таких, которые
касаются их будущей специальности. И если бы люди на руководящих
постах, от которых это зависит, проявили бы немного больше
заботы о науке и образовании, то, я думаю, мы легко могли
бы выйти на былой уровень и догнать ведущие страны мира
по всем показателям.
продолжение...
|
|