Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://fargalaxy.al.ru/articles/bardash1.htm
Дата изменения: Sat Feb 2 21:42:57 2013
Дата индексирования: Sat Feb 2 21:42:57 2013
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: п п п п п р п р р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п
Статьи от Далекой Галактики
Далекая Галактика - это огромная коллекция фотоснимков, статей, новостей об астрономии
Далекая Галактика
 
Главная
Новости сайта
Статьи
Фотогалерея
Юмор
Книга гостей
Ссылки
Разные полезности
Форум
 
 
 

 

 

 

 

[an error occurred while processing this directive]

Компьютер и Астрономия - реальное и возможное.

Еще в те далекие времена, когда компьютер с дисководом для большинства из нас был роскошью, и все работали на различнейших "Электрониках", БК, ЕС, СМ и тому прочее, я стал задумываться над практическим применением компьютера. А поскольку я уже более десяти лет серьезно занимаюсь астрономией, то и мои попытки добиться чего-нибудь полезного от компьютера были направлены именно в эту область. Естественно, первые попытки вряд ли можно назвать серьезной работой. Согласитесь, программа, моделирующая полет метеора на фоне звездного неба, является не очень то полезной с научной точки зрения, разве что как наглядное пособие. Но здесь необходимо принять во внимание тогдашний уровень развития вычислительной техники (доступной широким массам), да и опыта у меня, как программиста, тогда было маловато.
   Но персональные компьютеры стали стремительно дешеветь и развиваться (да и сейчас этот процесс идет стремительными темпами). Все больше люди стали понимать, что некоторые аспекты своего труда можно ускорить и упростить многократно с помощью компьютера. Вот тогда то и привела меня судьба в Главную Астрономическую Обсерваторию Национальной Академии Наук Украины (ГАО НАНУ). Довелось мне брать непосредственное участие в нескольких уже гораздо более серьезных проектах. Сначала это была программа для обработки изображений планет-гигантов, полученных со слайдов. Затем программный комплекс по управлению универсальным спектро-фото-поляриметром и обработке получаемых на нем данных, который работает и по сей день. Причем, я считаю, проектов могло быть гораздо больше, и проработаны они могли быть гораздо глубже и серьезнее. Но были обстоятельства, которые уже много лет мусолятся во всех средствах массовой информации (и не только) и успели всем порядком надоесть. Я имею в виду экономический упадок в странах бывшего Советского Союза. Хотя везде говорят, мол, сколько можно все списывать на экономический кризис, но проблемы ведь были. И сейчас есть. И больней всего эти проблемы бьют по науке. В то время как экономика стала немного крепнуть и развиваться (правда очень медленно, и то не везде), то наука и по ныне ощущает острую нехватку средств во всем. И в деньгах, и в материалах, и в кадрах, и в поддержке правительства. В результате наука затухает, новых проектов практически не появляется, а старые наработки откладываются до лучших времен. Кое-как движение происходит лишь там, где наука может принести коммерческую выгоду, причем немедленно. Долгосрочные научные разработки давно заморожены (я буду только счастлив, если я не прав).
   Это одна сторона сегодняшних реалий. Но есть еще и другая. Я имею в виду то, что наши страны (СНГ и Восточная Европа) имеют огромный научный потенциал, который нужно укреплять и использовать, пока он не распылился. Система образования в СССР была, бесспорно, лучшей во всем мире. Для сравнения возьмите хотя бы уже ставшие анекдотическими познания американцев в географии. Я ни в коей мере не хочу обидеть американский народ, просто я хочу сказать, что образование на Западе слишком уж узкоспециализированное. В результате половина американских школьников не знают на каком континенте находится Канада. И тревогу вызывают теперешние тенденции в нашем образовании. Кое-где уже астрономию преподают лишь факультативно. И интерес к науке падает огромными темпами. Не только к астрономии, к науке вообще. Можно навести кучу примеров, когда люди в студенческом возрасте не знают элементарных вещей, даже таких, которые касаются их будущей специальности. И если бы люди на руководящих постах, от которых это зависит, проявили бы немного больше заботы о науке и образовании, то, я думаю, мы легко могли бы выйти на былой уровень и догнать ведущие страны мира по всем показателям.

   продолжение...

 

 

 

© Александр Бардаш, 2000