Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.gomulina.orc.ru/methodics/method1.html
Дата изменения: Thu Oct 21 23:56:53 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 19:37:16 2012
Кодировка: Windows-1251
Методика преподавания

Методика преподавания

Новая технология в методике преподавания астрономии - уровневая дифференциация

Идеи дифференцированного обучения широко входят в практику преподавания любого предмета. Но при этом пользуются различными понятиями: дифференциация многоуровневая, разноуровневая, уровне-групповая.

Например, карточки для индивидуальных заданий содержат дифференцированный контроль знаний по разноуровневой системе, в 3-х уровнях сложности. (Гомулина Н.Н. Карточки индивидуальных заданий по астрономии. М., Физика, 1997).

Что же такое тогда уровневая дифференциация? И что дает уровневая дифференциация учащемуся, учителю, администрации школы?

Уровневая дифференциация - это разновидность дифференцированного обучения, при которой определяется уровень обязательного усвоения, для учащихся возможен поэтапный учебный процесс, сдача и досдача зачетов, достижений повышенных уровней. Учитель осуществляет подбор заданий обязательного уровня, демонстрирует уровень обязательных требований. Он по-другому разрабатывает дидактический материал, по-другому планирует учебный материал, который подается в виде учебных блоков. В рамках преподавания астрономии это могут быть 4-5 зачетов за год. Между зачетами работа в классе происходит в подвижных группах, состав которых меняется от темы к теме, от урока к уроку и зависит от степени усвоения учащимся обязательного уровня. Каждый учащийся должен достигнуть обязательного уровня, за это на зачете ему будет поставлено "зачтено". Желающие школьники могут выполнять задания дополнительной части, соответствует отметкам "4" и "5". Зачеты можно пересдавать, но выполнение дополнительной части оценивается только в том случае, если выполнены все обязательные задания. Уровневая дифференциация способствует повышению интереса к предмету, регулирует учебную нагрузку школьников, каждый школьник сам регулирует уровень своих знаний.

Домашние задания, учебные модули для урока, также должны быть в виде обязательной и дополнительной части.

Пример для изучения темы "Законы Кеплера".

ОРО

Законы Кеплера.
Перигелий. Афелий.
Полуось орбиты.
Эксцентриситет.
Орбиты планет, комет и астероидов.









Обязательный уровень
  1. На чем основывался Кеплер, открывая свои законы?
  2. Сформулировать первый закон Кеплера
  3. Сформулировать второй закон Кеплера.
  4. Нарисовать на чертеже радиус-вектор планеты Юпитер, радиус вектор кометы в афелии и в перигелии.
  5. Сформулировать третий закон Кеплера.
  6. О каких периодах вращения синодических или сидерических идет речь в третьем законе Кеплера?
  7. Как, когда и кем были открыты Нептун и Плутон? Какую часть орбиты прошли эти планеты со дня своего открытия?
Дополнительная часть на "4"

  1. Как велико среднее расстояние от Солнца малой планеты, период которой вокруг Солнца равен 8 лет?
  2. Определите звездный период обращения внешней планеты вокруг Солнца, если ее противостояния будут повторяться через 1,5 года.
  3. Сравнить скорость в перигелии и афелии Нептуна. Где скорость больше и почему? Всегда ли самая дальняя планета - Плутон? Как это связано с эксцентриситетом?








Дополнительная часть на "5"
  1. Как меняется значение скорости движения планеты при ее перемещении от перигелия к афелию?
  2. У некоторой планеты большая полуось орбиты равна 4 а.е., а эксцентриситет равен нулю. Чему равна малая полуось ее орбиты?
  3. Как велико среднее расстояние от Солнца малой планеты, период которой вокруг Солнца составляет 8 лет?
  4. Самый первый астероид, открытый 1 января 1801 г., был назван Церерой. Эксцентриситет орбиты Цереры равен 0,079, большая ось 5,54 а.е.
    а) чему равна большая полуось орбиты ?
    б) чему равно наибольшее расстояние Цереры от Солнца?
    в) вычислите период обращения Цереры вокруг Солнца в годах.
  5. Замечено, что противостояния некоторой малой планеты повторяются через 2 года. Чему равна большая полуось ее орбиты?

Пример домашнего задания :
Обязательный уровень: Левитан Е.П., Астрономия  9,10 стр. 42, вопрос ?2.
Дополнительный уровень: Засов А.В. Кононович Э.В., Астрономия, гл. 9 , 9.4 ?1-4, подготовить сообщение по теме "Обобщение Ньютоном законов Кеплера".

Многие учителя, в школах которых, предметы преподаются в рамках УД, отмечают повышение заинтересованности школьников в получении знаний, в стремлении исправить "зачтено" на отметку "4" и "5", повышение дисциплинированности учащихся.


Информационные материалы учителю Курсы МИКПРО учителю астрономии Олимпиады по физике и астрономии @вгустовский педсовет - секция учителей астрономии Oткрытый Колледж.  Астрономия Oткрытый Колледж.  Физика Открытый Колледж. Форум учителя Публикации Интернет-ресурсы по астрономии Интернет-ресурсы по физике Методика преподавания На главную