Статьи
за 2001 год.
Вселенная и Mы. N 4 "Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительней мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне" И.Кант Э.В.Кононович. Обращение к читателю И.Л.Генкин. Что такое Вселенная? Л.В.Ксанфомалити. Ценный дар небесной механики Ф.А.Цицин.
В.К.Луцкий: астроном, историк, художник (В.К.Луцкий у телескопа Максутова. 50-е годы) Что есть астрономия - наука или искусство? Скорее всего - и то, и другое. Не случайно астрономия являлась предметом увлечения многих людей искусства. Художественное восприятие мира неотделимо от созерцания звездного неба. Что как не звезды будит в человеке возвышенные мысли, думы о вечности и бесконечности?
Зеркало Архимеда С тех пор, как в 1870 г. Шлиман нашел развалины легендарной Трои, доверие современных ученых к свидетельству древних авторов неуклонно возрастает. Растет и уважение к науке древнего мира, во многом отличавшейся от нашей задачами и методами, но поднявшейся, особенно в греческом и римском мире, до больших высот.
Эдвин Пауэлл Хаббл (1889-1953) Американский астроном Эдвин Пауэлл Хаббл родился в Маршфилде, штат Миссури, в семье служащего страхового агенства. Астрономией Хаббл заинтересовался еще в детстве и после окончания школы в 1906 г. поступил в Чикагский университет, а затем, получив заграничную стипендию, продолжил образование в Англии, в Кембриджском университете, изучая юриспруденцию.
Остатки вспышек сверхновых звезд Жизнь массивных звезд кончается эффектно-вспышкой сверхновой. При этом звезда либо взрывается полностью, либо ее ядро катастрофически сжимается, а внешние слои разлетаются с огромной скоростью. След, остающийся в межзвездной среде от этой гигантской космической катастрофы, называют остатком вспышки сверхновой (ОВС). По существу, ОВС напоминает гигантский огненный шар, а затем-атомный гриб, сопровождающий ядерные взрывы в атмосфере Земли.
Работа у них такая... (околонаучная фантастика, наши литературные дебюты) ...Вахту перевалило за половину. Впереди было еще порядком, а старому Питеру все уже порядком поднадоело. Он сидел один в пультовой, девочки посвистывали и причмокивали в соседней комнате. Питер бегло оглядел экран и индикаторы. Все было в норме. На западном лимбе разворачивалась предвспышка. Питер закряхтел, умащиваясь в кресле, и начал вспоминать.
Corona Australis В мирах любви неверные кометы, Сквозь горних сфер мерцающий стожар - Клубы огня, мятущийся пожар, Вселенских бурь блуждающие светы, - Мы вдаль несем...Пусть темные планеты В нас видят меч грозящих миру кар, - Мы правим путь свой к Солнцу, как Икар, Плащем ветров и пламени одеты.
Астрономические олимпиады школьников Астрономические олимпиады для школьников проводятся в нашей стране уже более 50 лет. В последние годы олимпиады проводятся в один-два, реже - три тура: теоретический, практический, творческий, наблюдательный. Каждый тур - это решение задач или выполнение какой-либо работы. На выполнение этих заданий обычно отводится 3-4 часа. На теоретическом туре школьникам обычно предлагается несколько негромоздких задач.
Нужна ли астрономия в школьном обучении? Когда ставится вопрос о необходимости преподавания астрономии в школе, то оппоненты, чаще всего из руководства, интимным тоном задают встречный убийственный вопрос: А для чего простому работяге в его практической жизни понадобится астрономия?... Ну, там, навигация, ориентация, ориентирование по звездам..., так ведь этим занимается очень небольшое количество людей, которых специально к этому готовят!
Беседа Стругацкого, Карпинского, Язева на квартире у Стругацкого 28 апреля 1994 года По просьбе редакции Вселенная и Мы, доктор физ-мат. наук, старший научный сотрудник ГАО РАН Вадим Николаевич Карпинский* и директор Астрономической обсерватории Иркутского университета Сергей Арктурович Язев обратились к известному писателю-фантасту Борису Натановичу Стругацкому с просьбой провести беседу для читателей нашего альманаха. Борис Натанович любезно согласился, и мы приводим здесь стенограмму этой беседы, подготовленную С.А. |
|