Астронет: А. В. Локтин, В. А. Марсаков Звездная астрономия в лекциях http://variable-stars.ru/db/msg/1245721/lec.15.2.html |
Лекция 15. Построение модели Галактики
15.2. Симметрия и интегралы движения звёздной системы
Рассмотрим свойства функции фазовой плотности звёздной системы в рамках <бесстолкновительной> звёздной динамики. При этом звёзды рассматриваются как точечные тяготеющие массы. Определим функцию фазовой плотности как плотность распределения вероятности найти звёзду в элементе шестимерного фазового пространства:
Рассмотрим группу звёзд в движущемся элементе фазового пространства. Неизменность числа звёзд в группе позволяет приравнять значения функции фазовой плотности в моменты t и t+dt, т.е. Ψ(t) = Ψ(t + dt). Разложив правую часть этого равенства в ряд Тейлора и ограничиваясь первыми степенями приращений, получим линейное однородное дифференциальное уравнение в частных производных первого порядка, которому должна удовлетворять функция фазовой плотности:
Решением уравнения в частных производных является произвольная функция от независимых интегралов соответствующей системы обыкновенных дифференциальных уравнений Лагранжа:
Задача несколько упрощается, если звёздная система обладает симметрией. Известная теорема теоретической механики, доказанная в начале ХХ-го века Э. Нетер, в упрощенной формулировке гласит, что каждому непрерывно зависящему от одного параметра преобразованию, не меняющему функционал действия, соответствует закон сохранения - некий интеграл уравнений движения. Такими преобразованиями являются преобразования симметрии. При этом отметим, что Джинс в 1915 году доказал теорему, которая гласит, что для хорошо перемешанного звёздного населения функция фазовой плотности может быть записана только как функция интегралов движения: Ψ = Ψ(I1,...,I6). Нас обычно интересует вид функции Ψ в зависимости от пространственных координат и компонентов пространственной скорости, так что необходимо подставить в выражение для Ψ явный вид интегралов движения. Конкретный вид функции фазовой плотности можно найти только из наблюдений, при этом некоторую информацию о свойствах функции Ψ можно получить из самых общих соображений о симметрии рассматриваемой звёздной системы. Рассмотрим несколько примеров.
1) Пусть потенциал и функция фазовой плотности не зависят явно от времени, т.е. ∂Ψ/∂t и система стационарна. Перепишем три пары уравнений из (15-10) в виде:
V2 = 2Ф + const. |
Отметим, что если скорость звезды такова, что V2 - 2Ф > 0, то V > (2Ф)1/2 и звезда покинет систему. Условие V = (2Ф)1/2 определяет критическую скорость или скорость отрыва в звёздной системе. Вспомним, что грубую оценку критической скорости из наблюдений мы получили, рассматривая движения звёзд и не находя звёзд с очень большими скоростями. Так из наблюдений можно оценить значение потенциала тяготения для окрестностей Солнца в предположении, что самая большая наблюдаемая скорость близка к скорости отрыва.
2) Если потенциал имеет сферическую симметрию, то кроме I1 получим еще три независимых интеграла площадей (интегралы сохранения вращательных моментов относительно трех осей):
3) Рассмотрим случай цилиндрической симметрии, что, как показывают наблюдательные данные, с хорошей степенью приближения выполняется в нашей Галактике. В этом случае кроме интеграла энергии можно найти только один интеграл площадей:
I2 = xv - yu = const. |
Ни в одном из перечисленных случаев нельзя получить полный набор интегралов. Отметим, что мы получили для осесимметричной Галактики интегралы, управляющие движениями по осям, лежащим в плоскости Галактики, и должен существовать интеграл, управляющий движением по оси z. Ясно также, что общего решения нельзя получить без знания точного выражения для гравитационного потенциала Галактики.