Астронет: А. И. Еремеева/ГАИШ Джованни Скиапарелли (1835 -1910) к 175-летию со дня рождения и 100-летию кончины. http://variable-stars.ru/db/msg/1239609 |
13.03.2010 20:50 | А. И. Еремеева/ГАИШ, Москва
Джованни Вирджинио Скиапарелли (Giovanni Virginio Schiaparelli) итальянский астроном, родился 14 марта 1835 г. в г. Савильяно близ Турина в мелкобуржуазной семье. Астрономией он увлекся, будучи студентом инженерного отделения Туринского университета. После окончания в 1854 г. университета, уже по специальности астрономия, он за выдающиеся успехи был направлен для совершенствования на крупнейшие обсерватории Европы: работал два года в Берлине у Энке и год в Пулкове. Его научные интересы вскоре сосредоточились на планете Марс единственной доступной для детальных наблюдений и изучения с Земли, помимо Луны. В отличие от безжизненной Луны, Марс привлекал издавна внимание не только как планета с возможно существующей атмосферой, но и с явными изменениями на своей поверхности: ведь еще В. Гершель заметил сезонные изменения ее полярных шапок. Новая информация о Марсе накапливалась в периоды наиболее благоприятные для его наблюдений в противостояниях с Землей, особенно в великие противостояния, повторяющиеся приблизительно через 15-17 лет. Именно во время великого противостояния, в 1877 г., Скиапарелли начал наблюдения на обсерватории в Милане с помощью 22-сантиметрового рефрактора и потряс мир сообщением о своем сенсационном открытии: в астрономии зазвучало новое слово марсианские каналы, как называл Скиапарелли якобы обнаруженные им многочисленные прямые тонкие темные линии на поверхности этой планеты. Правда, как сообщил в 1960 г. Дж. Абетти, впервые этот термин, означающий по итальянски также и проливы, ввел еще в 1859 г. А. Секки, отметивший среди деталей на поверхности Марса две темные линии. Но как индивидуальная деталь это звучало вполне в духе традиционных наименований и не привлекло внимания: см. океан, моря, заливы на Луне.
Между тем, спустя несколько лет Скиапарелли объявил и об открытии двоения каналов, что прямо указывало (в случае подтверждения открытия) на большую вероятность их искусственной природы! Лихорадка, охватившая астрономический мир, разбившийся на два лагеря сторонников Скиапарелли (которым также удавалось увидеть нечто вроде каналов) и противников, утихла только в первые десятилетия XX в. Исключительно точные визуальные наблюдения Э. Антониади (1909) на 33-дюймовом рефракторе в Медоне и наблюдения Ф. Пиза в 1924 г. на 2,5-метровом рефлекторе на Маунт Вилсон убедительно показали, что некоторые каналы разбиваются на цепочки темных пятен. С началом космической эры в наблюдательной астрономии полученные с близких расстояний снимки планеты, обнаружившие, что поверхность Марса сплошь покрыта кратерами, не показали и следов каналов, кроме отдельных значительно более коротких образований типа разломов. Эффект каналов при низком разрешении оптики был вызван воображением наблюдателей, возможно, мысленно объединявших в сплошные линии цепочки кратеров или границы более густо населенных кратерных полей с менее населенными.
Несмотря на неудачу с каналами, вклад Скиапарелли в изучение Марса остается значительным. Он окончательно установил существование у этой планеты атмосферы, хотя и гораздо более разреженной, чем наша, доказал сезонность изменений вида поверхности Марса. Правда, вплоть до начала полетов космических аппаратов к планетам такие сезонные изменения ошибочно связывали с существованием на Марсе растительности, но они оказались результатом движений в марсианской атмосфере пыли от колоссальной силы песчаных бурь, носящих, очевидно, сезонный характер. Именно по идее Скиапарелли (1877 г.) были названы многие детали на поверхности Марса. В планетной астрономии Скиапарелли принадлежат и другие важные открытия. Он обнаружил медленность вращения Меркурия и Венеры вокруг оси и полагал, что их периоды вращения равны периодам орбитального движения (в действительности для Меркурия соответствующие величины: 59 и 88 суток, а для Венеры 243 и 225 суток).
С именем Скиапарелли связано окончательное утверждение современных представлений о происхождении мелкодисперсного метеорного вещества, потоки которого при встречах с Землей обнаруживают себя красочными звездными дождями из "падающих звезд" метеоров. Уже в первой половине XIX в. высказывалась догадка о связи явления с кометами. Скиапарелли в начале своей научной деятельности, в 1866 г., провел тщательное сравнение, в том числе по собственным вычислениям, орбит комет и наиболее известных и устойчивых метеорных потоков, сквозь которые Земля проходит в августе (Персеиды) и ноябре (Леониды"). Он обнаружил, что орбиты этих потоков совпадают с орбитами двух комет, соответственно, 1862 III и 1866 I и т.о. подтвердил генетическую связь между теми и другими. В 1872 г. Скиапарелли предложил математическую теорию формирования метеорного потока в результате разрушения ядра кометы под действием приливных сил Солнца. Эти идеи были развиты К. Шарлье, а затем усовершенствованы и дополнены Ф. А. Бредихиным. С кометами Скиапарелли связывал и происхождение метеоритов. Свои идеи в этой области он подытожил в 1908 г. в книге Кометные орбиты, космические потоки, метеориты.
Наконец, Скиапарелли сделал замечательный вклад в изучение истории древней астрономии. Уже будучи старше 60 лет, он овладел рядом древних языков, в том числе древнееврейским и санскритом, и на основании непосредственного знакомства с оригиналами написал историко-астрономические работы Предшественники Коперника в античном мире. Гомоцентрические сферы Евдокса, Калиппа, Аристотеля, Астрономия ветхого завета. В этих работах он выяснил некоторые вопросы о действительном вкладе античных натурфилософов в развитие представлений о движении небесных тел. В последней он утверждал, что сделанный в свое время (I в. н. э.) перевод с древнееврейского языка библейских легенд, в которых якобы говорилось о красном цвете ныне белой звезды Сириуса, ошибочен и что такого определенного утверждения в древних текстах не было. Некоторые современные историки и астрономы вновь утверждают, что цвет Сириуса описывался в указанное время именно как красный, и поскольку это имеет определенное значение для изучения эволюции звезд, желательно внести в этот вопрос окончательную ясность. Скиапарелли закончил свою жизнь всемирно знаменитым ученым, членом многих научных академий и обществ. С 1904 г. он был почетным членом Петербургской академии наук. Недавно была опубликована в переводе чл.-корр. РАН В.К.Абалакина интересная переписка ученого в эти годы со вторым директором Пулковской обсерватории О.В.Струве.
Умер Скиапарелли в Милане 4 июля 1910 г.
Еще статьи про Скиапарелли на сайте Астронет.