Astronet Астронет: Astronet К столетию со дня рождения Бориса Васильевича Кукаркина
http://variable-stars.ru/db/msg/1236823
К столетию со дня рождения Бориса Васильевича Кукаркина
К СТОЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
БОРИСА ВАСИЛЬЕВИЧА КУКАРКИНА
(10 октября 1909 г. — 15 сентября 1977 г.)


В 2009 году исполняется 100 лет со дня рождения замечательного советского астронома Бориса Васильевича Кукаркина, неутомимого исследователя переменных звезд, одного из инициаторов работ по составлению их каталогов в нашей стране, внесшего огромный вклад в исследования строения Галактики, звездных населений, шаровых звездных скоплений.
Дети:
Вася, Боря (в центре), Аня.
Нижний Новгород, 1910 г.

Борис Васильевич родился в Нижнем Новгороде 30 октября 1909 г. в семье учителя русской словесности Василия Васильевича Кукаркина. Его мать Елена Александровна, урожденная Аллендорф, была дочерью статского советника Александра Александровича Аллендорфа, также работавшего на ниве просвещения, и талантливой пианистки Эмилии Александровны Локенберг, оставившей карьеру исполнительницы ради семьи. Музицирование бабушки оказало большое воздействие на музыкальное воспитание детей, которых в семье было четверо. Борис был третьим ребенком. С 1913 по 1922 г., включая годы революции и гражданской войны, семья жила на Украине, в Нежине, а затем, после смерти матери, Боря и две его сестры вернулись в Нижний Новгород. Там Борис был принят в 6-й класс Опытно-показательной школы 1, находившейся в помещении нынешнего Нижегородского Университета. Окончив школу, он далее углублял свои знания по математике, физике и астрономии путем самообразования. Астрономией он основательно увлекся уже в школе, и не только наблюдал небо в купленную подзорную трубу, но и построил свой телескоп, лучше покупного. В 18-летнем возрасте Б.В. Кукаркин возглавил обсерваторию Нижегородского общества любителей физики и астрономии и основал бюллетень Переменные звезды, затем долгие годы выходивший под его редакцией как академический журнал, и ныне существующий в качестве журнала электронного.

Ташкент, 1937 г.
В 1931 г. Б.В. Кукаркин был приглашен на работу в Ташкентскую обсерваторию, где его уже знали как активного исследователя переменных звезд. Так началась его биография профессионального астронома. С тех пор фотометрические исследования переменных звезд, систематизация сведений о них стали главным делом его жизни. Как в те годы, так и сейчас переменные звезды были излюбленным объектом исследований любителей астрономии. Их изучение — одна из немногих областей фундаментальной науки, где вклад любителей имеет подлинное научное значение и высоко оценивается профессионалами. Но и для профессиональных астрономов нашей страны исследования переменных звезд оказались исключительно важным и перспективным направлением с точки зрения возможности работать на мировом уровне при самых ограниченных в те времена в нашей стране инструментальных возможностях наблюдений и плодотворных связей с ведущими учеными других стран. Поскольку явления звездной переменности глубоко связаны с процессами звездной эволюции, результаты их изучения были и остаются на переднем краю науки о звездах. Переменные звезды избрали в качестве своей области научных интересов, вместе с Борисом Васильевичем, и многие другие будущие корифеи советской науки, такие как П.П. Паренаго, Д.Я. Мартынов, В.П. Цесевич. Уже в том же 1931 г. Б.В. Кукаркин стал одним из организаторов Первой Всесоюзной конференции исследователей переменных звезд. На конференции был создан Центр по исследованию переменных звезд, и Б.В. Кукаркин стал его ученым секретарем (впоследствии на основе Центра была образована Комиссия по переменным звездам Астрономического совета АН СССР). За год в Ташкенте Б.В. Кукаркин опубликовал 20 научных статей. В 1932 г. последовало приглашение в Москву, в Государственный астрономический институт им. П.К. Штернберга (ГАИШ). В архивах ГАИШ хранится связанная с переездом переписка Бориса Васильевича с директором института А.А. Канчеевым и другими руководителями, из которой видно, что молодой ученый, по сути астроном-самоучка, прекрасно знает себе цену и с самого начала требует достойных жилищных условий.

В кабинете
на Красной Пресне
Начало 1950-х г.
С той поры вся жизнь Б.В. Кукаркина связана с Московским университетом и ГАИШ. В МГУ он в 1951 г. стал профессором мехмата МГУ, а после перевода астрономического отделения на физфак МГУ, с 1960 г., заведующим кафедрой звездной астрономии (с 1964 г. переименованной в кафедру звездной астрономии и астрометрии). В ГАИШ он в 1952-1956 гг. был директором института, а в последующие годы — заведующим отделом изучения Галактики и переменных звезд. Борис Васильевич внес свой вклад и в организацию астрономических исследований в структурах Академии наук в качестве председателя уже упоминавшейся комиссии по переменным звездам, заведующего сектором переменных звезд Астрономического совета АН СССР (ныне — Институт астрономии РАН).

Заседание Ученого Совета ГАИШ
1954 г.
Когда в ранние советские годы формировалась советская научная интеллигенция, многие молодые ученые получили ученые степени доктора или кандидата наук без защиты диссертации. Так, докторская степень по совокупности работ в 1935 г. была присуждена другу и коллеге Бориса Васильевича, основателю кафедры звездной астрономии Павлу Петровичу Паренаго. Самому же Б.В. Кукаркину тогда же была присвоена степень кандидата физико-математических наук. Докторскую диссертацию он защитил в 1947 г. На ее основе была опубликована знаменитая монография Исследование строения и развития звездных систем на основе изучения переменных звезд и создан прекрасный спецкурс, который Борис Васильевич читал студентам-астрономам до 1975 г. Исследования Б.В. Кукаркина тесно перекликаются с идеями о звездных населениях, развивавшимися американским астрономом немецкого происхождения Вальтером Бааде, с которым Б.В. Кукаркин вел глубокие научные дискуссии, в том числе при личных встречах. Концепция звездных населений фактически лежит в основе современного подхода к изучению физики и эволюции галактик, в рамках которого объекты разной природы объединены в подсистемы, различающихся пространственным распределением, кинематикой, возрастом и происхождением. В Московском университете Борис Васильевич также постоянно читал интересный и весьма содержательный курс истории астрономии, вел семинарские занятия по звездной астрономии и читал главы этого курса лекций.

Б.В. Кукаркин
в годы войны
в форме старшего лейтенанта
В годы войны Б.В. Кукаркин — в рядах Красной Армии, он участвует в подготовке штурманов для авиации дальнего действия. Несмотря на большую занятость, он находит время и для продолжения астрономических исследований. В начале 1945 г. английский журнал Observatory публикует его письмо западным коллегам, где он рассказывает о жизни советских астрономов в военное время и призывает астрономов стран, меньше других пострадавших от гитлеровского нашествия, не прерывать исследования, требующие непрерывных наблюдений. Под письмом указано и воинское звание автора — капитан авиации. Сразу же по окончании войны Б.В. Кукаркин оказывается в группе офицеров, направленных в Германию для отбора научного оборудования, которое могло бы быть вывезено в СССР в счет репарационных платежей и, таким образом, хотя бы частично компенсировать огромные потери научных учреждений на оккупированных территориях. Среди отобранных им инструментов — 40-см
Н.П. Кукаркина и Б.В. Кукаркин
в КрАО АН СССР
1955 г.
астрограф Зоннебергской обсерватории, по сей день работоспособный инструмент Крымской лаборатории ГАИШ (поселок Научный). А на сайте Зоннеберсгкой обсерватории и сегодня с благодарностью отмечают, что, добросовестно выполняя приказ в интересах советской науки, Кукаркин в то же время явно стремился не нанести непоправимого урона немецкой обсерватории, уже тогда ставшей важным центром изучения звездной переменности под руководством Куно Гофмейстера. Свыше 22000 уникальных фотографий звездного неба, полученных в нашей стране с 40-см астрографом — это наиболее ценная часть астрономической фототеки ГАИШ. В настоящее время в ГАИШ ведутся работы по ее переводу в цифровую форму с помощью высококачественных сканеров. На сканах этих фотопластинок открываются и исследуются новые переменные звезды различных типов.

Б.В. Кукаркин и П.П. Паренаго
в президиуме конференции
по переменным звездам
Ленинград, 1954 г.
В 1946 г. Исполком Международного астрономического союза (МАС) поручил астрономам СССР регулярное составление и публикацию каталогов переменных звезд. Эту тяжелую, но крайне необходимую современной астрофизике работу возглавили Б.В. Кукаркин и П.П. Паренаго. Первый Общий каталог переменных звезд (ОКПЗ) был опубликован уже в 1948 г., а в 1958 г. появилось второе, двухтомное издание. После смерти члена-корреспондента АН СССР П.П. Паренаго (1960) работой над каталогами руководил Б.В. Кукаркин, ему прекрасно ассистировал П.Н. Холопов. При Борисе Васильевиче вышли в свет трехтомное третье издание ОКПЗ, многочисленные тома дополнений, была начата работа над четвертым, пятитомным изданием. Советские исследователи составили два каталога звезд, заподозренных в переменности блеска, и в конце жизни
За работой
Одесса, 1958 г.
Б.В. Кукаркина начали составление Нового каталога звезд, заподозренных в переменности блеска. Количество классифицированных и обозначенных переменных звезд практически утроилось и к 2009 г. достигло 41500, а с учетом заподозренных переменных — 64300. Эта работа неизменно пользовалась большим международным признанием и до сих пор поддерживается комиссиями МАС. Вышедшие издания Каталога (в том числе электронные) входят в число наиболее цитируемых публикаций советских и российских астрономов. Как исследователь звездной переменности, Б.В. Кукаркин внес большой вклад в изучение пульсирующих звезд типа RR Лиры. Он установил, что в большинстве случаев их изменения периода не носят систематического характера, вызванного звездной эволюцией, а происходят скачкообразно, из-за не вполне пока понятных процессов. Вместе с П.П. Паренаго Б.В. Кукаркин вывел замечательную зависимость для карликовых новых (переменных звезд типа U Близнецов), связывающую амплитуду вспышек и интервал времени между вспышками. На основе этой зависимости им удалось в 1930-е годы сделать прогноз повторной вспышки Новой звезды T Северной Короны, которая и произошла, в блестящем соответствии с прогнозом, в 1946 г. Б.В. Кукаркин и П.П. Паренаго первыми обратили внимание на неоднородность ансамбля цефеид Галактики: как оказалось, наряду с молодыми звездами в него входят старые объекты, встречающиеся далеко от галактической плоскости и похожие на цефеиды шаровых звездных скоплений. Такие звезды мы сейчас называем цефеидами сферической составляющей (населения II), их природа совершенно иная, чем у классических цефеид — молодых ярких переменных звезд, а светимость ниже, что необходимо учитывать при использовании цефеид для определения расстояний по зависимости периодсветимость.

Б.В.љКукаркин на
XI Генеральной
ассамблее МАС
Ликская обсерватория,
США, 1961 г.
Интерес Бориса Васильевича к шаровым звездным скоплениям возник в 1960-е годы и также был многолетним. Шаровые скопления как большие группировки звезд одного возраста и совместного происхождения являются естественной природной лабораторией звездной и динамической эволюции. Б.В. Кукаркина в первую очередь интересовали возможности определения расстояний до шаровых скоплений и до звезд-субкарликов вообще (т.е. звезд-карликов с пониженной металличностью — содержанием тяжелых химических элементов) с использованием различных стандартных свечей, т.е. индикаторов расстояния, таких как переменные звезды типа RR Лиры и красные гиганты. Он одним из первых на основе наблюдательных данных подтвердил существование сильной зависимости светимости переменных звезд типа RR Лиры от металличности и предложил свою шкалу расстояний до шаровых скоплений. Кроме того, Б.В. Кукаркин методом звездных подсчетов по фотографиям выполнил массовое определение видимых размеров шаровых скоплений, которые отражают характер их орбит в нашей Галактике. Его важнейшим достижением в этой области исследований стала монография Шаровые звездные скопления (1974 г.), в которой большой интерес представляет выведенный автором в однородной системе каталог их важнейших характеристик. Другого столь детального и методически тщательно выполненного каталога характеристик шаровых скоплений Галактики не существует до сих пор. Благодаря Борису Васильевичу исследование шаровых скоплений на долгие годы стало важным направлением работы отдела изучения Галактики и переменных звезд ГАИШ. Всю свою жизнь возглавляя редколлегию журнала Переменные звезды, Б.В. Кукаркин был также главным редактором Астрономического циркуляра, членом редколлегии Астрономического журнала.

Б.В. Кукаркин — выдающийся организатор астрономии в мировом масштабе. Он шесть лет был президентом комиссии 27 Переменные звезды Международного астрономического союза, а в 1955-1961 гг. занимал высокий пост вице-президента МАС. Он был среди организаторов единственного проведенного в СССР съезда МАС в 1958 г., организовал симпозиум МАС по тематике переменных звезд в Москве в 1974 г., множество других международных и всесоюзных конференций.

Большое внимание Б.В. Кукаркин уделял вопросам распространения научных знаний и популяризации науки. В 1949-1961 гг. он был заведующим редакцией астрономии и геофизики второго издания Большой советской энциклопедии. В
Физический факультет МГУ
1961 г.
течение 26 лет он входил в состав редколлегии журнала Природа. Борис Васильевич подготовил много учеников, продолжающих его дело. Нам посчастливилось принадлежать к их числу. Мы никогда не забудем его научные семинары, на которых студенты делали доклады наравне с профессорами, беседы о науке, искусстве, политике; обеды, которые он регулярно устраивал в Крыму по выходным для студентов-практикантов. Он был человеком чрезвычайно широкого круга интересов: писал рассказы, был великолепным рассказчиком и заядлым театралом, сам снимал кино и вообще проявлял незаурядный артистизм во всем. Он был весьма эмоционален, обладал импульсивным характером. Умер Б.В. Кукаркин 15 сентября 1977 г., направляясь на заседание Ученого совета ГАИШ, на котором он собирался выступить. Бездействие было ему чуждо, он так и умер на бегу.

Вы также можете
посмотреть многие
другие фотографии
из альбома
Б.В. Кукаркина
Борис Васильевич был награжден орденом Красной Звезды и медалями, удостоен других правительственных наград. В 1950 году он стал лауреатом премии АН СССР им. Ф.А. Бредихина. Его именем названа малая планета номер 1954. Созданные при активнейшем участии Б.В. Кукаркина научные коллективы продолжают исследования переменных звезд, структуры Галактики, звездных скоплений, работы по составлению каталогов переменных звезд. Научная школа, основанная Б.В. Кукаркиным и П.П. Паренаго, с 1993 г. получает грант Президента поддержки ведущих научных школ России.

Текст подготовили Н.П. Кукаркина, А.С. Расторгуев, Н.Н. Самусь

 
 
 

Rambler's Top100 Яндекс цитирования