Астронет: Людмила Завадская/ГАИШ 160 лет со дня рождения Цераского В.К. http://variable-stars.ru/db/msg/1234661 |
6.05.2009 13:13 | Людмила Завадская/ГАИШ, Москва
9 мая исполняется 160 лет со дня рождения знаменитого русского астронома, первого русского астрофотометриста, одного из пионеров астрофотометрии Витольда Карловича Цераского, проработавшего на Московской обсерватории 47 лет и из них 26 лет – в качестве директора обсерватории.
В.К. Цераский родился 9 мая 1849 г. в г. Слуцке Минской губернии. Отец его был учителем географии. С детства мальчик был окружен учителями – друзьями отца по работе. Такая обстановка повлияла на развитие в ребенке интереса к науке.
После смерти отца, семья Цераских, осталась, практически, без средств к существованию. Все тяготы и невзгоды легли на плечи матери, которая, после окончания сыном гимназии, на занятые деньги, отправляет его в Москву. Здесь Витольд Карлович поступает на математическое отделение физико-математического факультета Московского Университета. Еще будучи студентом 2-го курса, он начинает работать на астрономической обсерватории сверхштатным вычислителем. В качестве вознаграждения за этот труд ему была предоставлена в пользование небольшая комната, и только на последнем курсе он начал получать за свою работу 20 руб. в месяц.
В университете Цераский слушал лекции Бредихина, Давыдова, Цингера и Швейцера. На 4-ом курсе Цераский написал сочинение на тему Вычисление эллиптической орбиты Марса по трем наблюдениям, за которое получил золотую медаль.
В 1871 г. Цераский окончил университет и был оставлен в качестве сверхштатного ассистента астрономической обсерватории. Он охотно остался на той скромной должности и отказался от сделанных ему двух почетных предложений: занять должность астронома-наблюдателя в Казани и кафедру в Кракове.
9 декабря 1874 г. произошло весьма редкое астрономическое явление – прохождение планеты Венеры по диску Солнца. Наблюдение этого явления имело большое значение для астрономии, так как давало возможность определить параллакс Солнца, а тем самым одну из важнейших в астрономии величин &ndash астрономическую единицу, т. е. среднее расстояние от Земли до Солнца.
Московская обсерватория командировала Витольда Карловича в Кяхту. Он легко перенес трудное путешествие через Сибирь на лошадях в зимнее время. К сожалению, неблагоприятные метеорологические условия лишили возможности произвести необходимые наблюдения, ради которых было потрачено так много сил и энергии.
По возвращении из далекой экспедиции началась преподавательская деятельность Цераского. По рекомендации Ф.А. Бредихина, в 1875 г. Витольд Карлович был приглашен для чтения лекций по физике на Лубянских женских курсах, преобразованных впоследствии в Высшие женские курсы. Одновременно приступает он и к научной работе. Витольд Карлович организовал на Московской обсерватории фотографирование солнечных пятен, но вскоре передал то дело А.А. Белопольскому, а сам занялся определением яркости звезд при помощи астрофотометра и этим положил начало своей полувековой работе в области астрофотометрических исследований, принесших ему мировую славу. С самого начала он понял значение астрофотометрии, её большую будущность, и одним из первых начал закладывать фундамент той новой отрасли астрофизики; потому он справедливо был назван отцом русской астрофотометрии.
При составлении своей программы определения яркости околополярных звезд Цераский подвергает критическому исследованию отдельные части применявшегося им астрофотометра, рационально изменяет конструкцию прибора и разрабатывает новые методы наблюдения при помощи этого инструмента.
Исследования Цераского печатались в Анналах Московской обсерватории. После отъезда их основателя Бредихина в Пулково, с 1893 года, Анналы продолжал издавать Цераский.
Астрофотометрические исследования Витольд Карлович явились предметом его магистерской диссертации Об определении блеска белых звезд, за которую он и был удостоен Московским университетом в 1882 г. степени магистра астрономии. С того времени он начинает читать лекции и в самом университете.
В 1887 г. Витольд Карлович заканчивает свою новую диссертацию Астрономический фотометр и его приложения и защищает её в Петербургском университете. За эту работу он получил степень доктора астрономии и геодезии.
В этой диссертационной работе он дает описание и излагает устройство усовершенствованного им прибора. Большое значение имело введение Цераским второго, бокового окуляра, дававшего возможность одним и тем же прибором определять яркости от самых ярких до самых слабых звезд.
Во время наблюдений над яркостью звезд Цераский обнаружил одну своеобразную ошибку, которая до него никем не была замечена. Эта ошибка состоит в том, что при уравнивании в фотометре яркости естественной звезды с яркостью искусственной звезды имеет значение взаимное расположение этих двух звезд. Если эти две звезды переменить местами, то равность яркостей нарушится. Поэтому Цераский предложил уравнивать яркость искусственной звезды с яркостью естественной не менее двух раз, в двух разных положениях их: один раз естественная звезда должна быть расположена справа, а другой – слева. Этот метод наблюдения был принят и другими наблюдателями. Физиологическое явление, открытое Цераским, много лет спустя послужило темой для тщательного исследования выдающегося русского биофизика П.П. Лазарева.
Во время астрофотометрических наблюдений летом 1885 г. Цераский впервые открыл светящиеся облака, известные в настоящее время под названием серебристых.
Понимая, что эти облака могут в сильной степени искажать фотометрические наблюдения звезд поглощением цвета, он приступил к более полному их изучению и в первую очередь, совместно с А.А. Белопольским, определил их высоту. Оказалось, что они находятся над поверхностью Земли на высоте около 70 км.
При определении яркости звезд, Цераскому посчастливилось открыть две новых переменных звезды: в 1879 г. звезду Т Цефея – типа Омикрон Кита и в 1879 г. звезду U Цефея – затменную звезду типа Алголя. В те времена открытие переменных звезд являлось редкостью, и, по образному выражению известного советского астронома, ученика Цераского – С.Н. Блажко: Эти две звезды были предвестницами тех почти двух сотен звезд, которые в последствии были найдены супругой Цераского – Лидией Петровной Цераской, как первый результат организованного Витольдом Карловичем в конце прошлого века систематического фотографирования неба на Московской обсерватории.
Свой усовершенствованный фотометр Витольд Карлович приспособил и для определения яркости площадей. Он выполнил пробные измерения яркости Луны, туманностей, фона неба и др.
В 1989 г. Цераский получил звание экстраординарного профессора. Через год, вследствие назначения Ф.А. Бредихина директором Пулковской обсерватории, его назначили директором Московской обсерватории. В конце 90-х годов Цераский приступает к ее реконструкции, о чем позднее говорил с удовлетворением: Я получил обсерваторию деревянной, оставляю ее каменной. Была совершенно перестроена главная башня, в ней смонтировали новый 15-дюймовый опто-графический рефрактор, как его именовал Цераский, или двойной большой астрограф, как его называют до сих пор.
В 1896 г. он сделался ординарным профессором и, наконец, в 1907 г. ему было присуждено почетное звание заслуженного профессора.
Исключительно важной (и исключительно трудной!) была работа Цераского по определению видимой звездной величины Солнца. Трудность поставленной им задачи легко представить, вспомнив, что Солнце в 100 млрд. раз ярче звезды первой величины и в 1,5 млрд. Раз ярче Венеры, которая служила для Цераского связующем звеном между Солнцем и звездами. Полученное Цераским значение видимой звездной величины Солнца –26.50m почти совпадает с современным (–26.58m)
Цераский сконструировал и построил целый ряд приборов, которые интересны по идее и просты по конструкции:
- окуляр для наблюдения деталей солнечных пятен, не требующий уменьшения отверстия объектива трубы;
- специальный гелиометр с объективом состоящим из двух склеенных в неподвижную систему половин, дающий возможность, не измеряя углового диаметра Солнца, определить разность диаметров в различных направлениях и тем самым подойти к решению величины сжатия Солнца;
- термоэлектрическую батарею, производившую работу под действием солнечных лучей (пока на термобатарею падали солнечные лучи, звенел звонок);
- астрономический бинокль особой конструкции;
- прибор для определения угловой скорости метеоров;
- прибор для определения нижнего предела температуры солнечной поверхности.
Цераский наглядно показал, что даже с недорого стоящими приборами можно сделать замечательные открытия, если только умело их применять.
В 1895 г. после случайного открытия переменных звезд на Московской обсерватории устанавливается так называемая экваториальная камера конструкции Цераского. Она была помещена на параллактической установке и приводилась в движение часовым механизмом. Так было положено начало систематическому фотографированию неба с целью отыскания новых переменных звезд. С помощью этого инструмента С.Н. Блажко фотографировал по несколько раз различные участки неба, а Лидия Петровна Цераская сравнивала между собой изображения каждой звезды на отдельных снимках. В результате большого труда за 26 лет было открыто 219 переменных звезд.
Значительное место в жизни Витольда Карловича занимала преподавательская деятельность. Лекции Витольд Карлович неизменно отличались простотой, ясностью и занимательностью изложения и одновременно были насыщены глубоким содержанием. Его высокое педагогическое мастерство привлекало на лекции значительное число слушателей.
Витольд Карлович много занимался популяризацией любимой им астрономии. Он охотно выступал с публичными лекциями, а также с научно-популярными статьями во многих журналах и газетах. Витольд Карлович всячески помогал первому в России объединению любителей астрономии – Нижегородскому кружку любителей физики и астрономии. Начиная с 1901 г., он сам становится сотрудником Астрономического календаря и помещает в нем ряд статей.
Цераский оставил после себя большую школу астрономов. Его учениками были такие замечательные астрономы, как А.А. Белопольский, П.К. Штернберг, С.А. Казаков, С.Н. Блажко, А.А. Михайлов и др.
Витольд Карлович Цераский являлся членом-корреспондентом Российской Академии наук, почетным членом Всероссийского Астрономического общества, Московского общества любителей астрономии, Русского общества любителей мироведения, Нижегородского кружка любителей физики и астрономии.