Астронет: "Астрономы" Коперник Николай http://variable-stars.ru/db/msg/1220067 |
Польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира, реформатор астрономии. Р. в Торуне. После смерти отца воспитывался у дяди по матери Лукаша Ваченроде - епископа Вармийской епархии. Учился в Краковском ун-те (1491-1495), где астрономические науки преподавал крупный польский астроном В. Брудзевский. В итальянских ун-тах (в Болонье, Падуе, Ферраре) изучал также право и медицину. Благодаря поддержке Ваченроде Коперник в 24-летнем возрасте получил должность каноника. В конце 1503 возвратился на родину, был секретарем и врачом Ваченроде. С 1507 и до смерти Ваченроде в 1512 жил в епископской резиденции в Лидзбарке, после чего поселился во Фромборке. Продолжал астрономические наблюдения и выполнял административные поручения по управлению Вармией. В 1520-1521 укреплял Ольштын и руководил его обороной во время нападения крестоносцев. Умер и похоронен во Фромборке.
Коперник глубоко изучил древнюю астрономию, в частности «Алмагест» Птолемея, где была изложена геоцентрическая система мира (видимые движения планет представлялись комбинацией нескольких круговых движений, а Земля считалась неподвижным центром). Высоко оценивая систему Птолемея как выдающееся достижение античной астрономии, Коперник еще во время пребывания в Лидзбарке убедился в ее несостоятельности. Он разработал гелиоцентрическую систему мира, основные положения которой были высказаны им следующим образом: «Все замечаемые нами у Солнца движения не свойственны ему, но принадлежат Земле и нашей сфере, вместе с которой мы вращаемся вокруг Солнца, как и всякая другая планета; таким образом, Земля имеет несколько движений. Кажущиеся прямые и попятные движения планет принадлежат не им, но Земле. Таким образом, одно это ее движение достаточно для объяснения большого числа видимых в небе неравномерностей». Эти положения приведены Коперником в сочинении «Малый комментарий» (рукописный список ок. 1515). Закономерности движения планет, их прямые и попятные движения, казавшиеся ранее загадочными, случайными, получили в системе Коперника простое объяснение.
Система Коперника была впервые изложена в небольшой книжке, составленной его учеником Иоганном Ретиком и опубликованной в 1540. Основной труд Коперника «О вращениях небесных сфер» («De Revolutionibus Orbium Coelestium») был напечатан в мае 1543, когда он был уже при смерти. Книга была снабжена анонимным предисловием, которое, как установил позднее И. Кеплер, было написано лютеранским богословом Осиандером. Последний, желая завуалировать прямые противоречия между Библией и учением Коперника, пытался представить его только как «удивительную гипотезу», не связанную с действительностью, но упрощающую вычисления. Однако истинное значение системы Коперника не только для астрономии, но и для науки вообще, было вскоре широко понято. Поскольку Земля лишилась своего центрального положения и стала такой же, как и все остальные наблюдавшиеся на небе планеты, утверждение церковников о противоположности «земного» и «небесного» потеряло смысл. Человек перестал быть «венцом творения», превратился в обитателя одной из планет Солнечной системы. Из учения Коперника следовал общий вывод о том, что видимое есть только одно из проявлений многогранной действительности, ее внешняя сторона, а истинный механизм явлений лежит гораздо глубже. Понимание этого имело огромное значение для всего последующего развития естествознания. Высоко оценивая значение открытия Коперника, Ф. Энгельс писал: «Революционным актом, которым исследование природы заявило о своей независимости и как бы повторило лютеровское сожжение папской буллы, было издание бессмертного творения, в котором Коперник бросил - хотя и робко и, так сказать, лишь на смертном одре - вызов церковному авторитету в вопросах природы. Отсюда начинает свое летосчисление освобождение естествознания от теологии...» (Энгельс Ф. Диалектика природы. - В кн.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 20, с. 347). То, что система Коперника подрывала основы теологии, было понято церковниками еще в начале XVII в. Декретом инквизиции от 1616 труд Коперника был внесен в индекс запрещенных книг, в котором он оставался более двухсот лет.
В 1973, когда все прогрессивное человечество отмечало 500-летнюю годовщину со дня рождения Коперника, памяти Коперника была посвящена XV Чрезвычайная ассамблея Международного астрономического союза, проходившая в Польше. [3, 29, 48, 73, 114, 142, 151]